Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТО- ЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА ……………………………….…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕНН – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИИ РИСОВАНИЯ……………………………………………………………………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……36
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....50 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…67
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 193.99 Кб (Скачать)

МЕТОД МОНОТОПИИ

Два слова  об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ

До недавних пор считалось, что рисовать можно  только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной  бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

ТКАНЕВЫЕ  ИЗОБРАЖЕНИЯ

В мешочек  собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а  также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень  ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или  вазу. Получается емкое красочное  изображение. Бывают ткани, которые  могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или  красивого зонтика, или шапочки  для куклы, или сумочки.

РИСУЕМ  С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса  старых открыток. Переберите вместе с  детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение  предметов и явлений придаст  даже самому простому незатейливому  рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

УЧИМСЯ  ДЕЛАТЬ ФОН

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые  сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше  смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к  тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

 

КОЛЛАЖ

Само понятие  объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше описанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда  дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и  овощи он вырежет из открыток, тканями  изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и  творчеству в изобразительной деятельности нет.

Рисовать  можно чем угодно: тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и  коробки. Развивайте творчество, воображение детей.

Таким образом нетрадиционная техника рисования для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

 

 

 

 

Глава 2.Опытно – экспериментальное исследование формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами  нетрадиционной техники рисования

 

 

2.1. Констатирующий эксперимент

 

 

Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ ДСОВ «Северяночка» п. Приобье ХМАО Тюменской области. Количество испытуемых 10 человек. Дети старшей группы, которые были поделены на две подгруппы. В одной из них, дети, где занятия проводились традиционно по программе “Радуга”. Вторая подгруппа, дети, посещающие студию детского творчества с использованием нетрадиционных технологий рисования.

Целью исследовательской работы являлось выявление самостоятельной художественно-творческой деятельности старших дошкольников  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Задачами исследовательской работы является:

- проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;

- проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

- разработка  путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными материалами;

Были  подобраны критерии по Г. Н. Давыдовой оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность  создания художественного образа  на основе привлечения накопленного  сенсорного опыта и преобразование  его при помощи воображения;

2) способность  к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность  рационально применять различные техники и рисовать нетрадиционными материалами, используя цвет.

Приоритетным  направлением в диагностике развития способностей в рисовании стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения нетрадиционных  техник рисования.

Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.

Цель: выявления уровня художественно-творческих способностей рисования  нетрадиционными материалами.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческой деятельности детей.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в  таблице № 1.

 

Таблица № 1

Имя

ребенка

Увлечен.

темой и 

техникой

Способн.

созд. худ.

образ

Способн.

к цвето-

воспр.

Способн.

рацион.

применять

техники

Владение

техникой

изображен.

Знание

основ

цветовед.

1.

Дима Б.

+

/

/

/

-

-

2.

Максим Г.

+

-

/

/

/

-

3.

Ярик Я.

+

/

/

/

/

-

4.

Юра К.

+

-

/

/

/

-

5.

Влада В.

+

-

/

/

/

-

6.

Илья К.

+

+

+

+

+

+

7.

Саша Л.

+

-

/

/

/

-

8

Лена М.

+

-

/

/

-

-

9.

Настя М.

+

+

+

+

+

+

10.

Юля О.

+

+

+

+

+

+


 

Условные обозначения:

      -низкий уровень;

/  средний уровень;

   + высокий уровень

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Илья К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирующий эксперимент

 

Цель  нашего опытно - экспериментальной работы является формирование художественно-творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработали перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (Приложение № 1). В работе с детьми используем метод, который не требует от детей профессионального изображения.

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для  его творчества. Чем больше ребенок  видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии   (Приложение № 2). Наряду с развитием творческого воображения, ребенок

должен научиться  владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный  подход к выполнению изображения  дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Важное  условие развития ребенка - не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и 

использование на занятиях нетрадиционного и не стандартных изотехнологий. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы.

И чем  разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность  использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные  с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Работая с ребенком, неизбежно  сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и  в личностном плане доводится  до сведения родителей, тем самым  ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для  него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического

отслеживания  доводились до сведения родителей. Проводили  с родителями

консультации, беседы и родительские собрания (Приложение № 3).

Формирующий этап исследования проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Илья К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.

Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.

При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения (смотреть приложение № 4).

Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и  навыки подбирать нужный цвет находятся  на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать  художественный образ с помощью  цвета, но в основном дети упражнялись  в применении нетрадиционных живописных техник.

 

 

3 –й этап.

Итоговый эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческой деятельности рисования нетрадиционными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый  эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».

Программное содержание:

Закреплять  умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными  материалами и техниками; воспитывать  интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия  были использованы такие методы и  приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям  было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.

Дети  активно и старательно выполняли  работу. Коллективная работа получилась очень интересной по содержанию.

Итог  подведен в таблице № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

Имя

ребенка

Увлечен.

темой и 

техникой

Способн.

созд. худ.

образ

Способн.

к цвето-

воспр.

Способн.

рацион.

применять

техники

Владение

техникой

изображен.

Знание

основ

цветовед.

1.

Дима Б.

+

/

+

/

-

+

2.

Максим Г.

+

-

+

/

/

+

3.

Ярик Я.

+

/

+

/

/

+

4.

Юра К.

+

-

+

/

/

+

5.

Влада В.

+

-

+

/

/

+

6.

Илья К.

+

+

+

+

+

+

7.

Саша Л.

+

-

+

/

/

+

8

Лена М.

+

-

+

/

-

+

9.

Настя М.

+

+

+

+

+

+

10.

Юля О.

+

+

+

+

+

+

11.

Саша П.

+

+

+

+

+

+

12.

Эля Р.

+

-

+

/

/

+

13.

Настя Р.

+

-

+

/

-

+

14.

Женя Ч.

+

/

+

/

-

+

15.

Костя Ш.

+

-

+

/

-

+

Информация о работе Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц