Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТО- ЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА ……………………………….…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕНН – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИИ РИСОВАНИЯ……………………………………………………………………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……36
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....50 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…67
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 193.99 Кб (Скачать)

А вот  другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные  фигуры: может быть, это будет  круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте  нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть  в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь  угадать, что или кто спрятался  в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это  упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется  угадать, что спряталось в рисунке.

- Это  цветок!

- Да нет  же, это - волшебный цветок или  чудо-дерево!

- А мне  кажется, это - цветок, а в нем  - добрая фея! 

И не забудьте наградить самого прозорливого участника  игры аплодисментами.

Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные  понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками  малыша.

К вам  в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!

Обычно  создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий  могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный  мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия  добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей  готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей  способности обеспечить психологическую  и физическую безопасность каждого  ребенка. Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим  заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет  проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы.

Одна  из возможных форм совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения родителей  и в то же время дает опыт совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.

После определения  партнера парам предлагался один на двоих лист бумаги (формата A3). Потом  дается примерно такая инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики, движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах к тому же предоставляет родителям удачную  возможность понаблюдать, какие  методы и приемы дети используют в  процессе коммуникации, как они чувствуют  себя в роли лидера и ведомого и  т. д.

После творческой работы проведите обсуждение, в котором  участвующая пара расскажет о  своем рисунке и о своих  ощущениях. В процессе обсуждения можно  задавать стимулирующие вопросы:

  • Как бы вы назвали свой рисунок?
  • Как вы рисовали: вместе или отдельно?
  • Вы довольны получившимся рисунком?
  • Как вам работалось вдвоем?
  • Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
  • Как вам удавалось понять друг друга без слов?
  • Кому первому приходила идея рисунка?

Работа, организованная таким образом, и  внимание взрослого к ощущениям  каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для  детей.

Еще одна известная форма организации  группового рисования - «Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола  по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе  бумаги, передавая, его друг другу. В  процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет  созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и восьмилетними  детьми наглядно показал, как ревностно  юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В  процессе рисования практически  все ребята, особенно первоклассники, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим  образом настроить малышей. Пусть  каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую  добрую частичку своей души.

 

 

Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает  связь со своими работами. Если он плохо  относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение  и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании  понять ребенка можно заметить много  сигналов и признаков, указывающих  на его эмоциональное состояние. Желаем вам успехов в совместном творчестве!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация родителям

“Игры на листе бумаги или открой в себе художника”

Всё начинается с детства...

Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая нам то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как мы привозили с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые становились для нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления не забываются. Они остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том прекрасном времени, когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя детская мечта.

Природа с рождения дарит нам чувство  красоты окружающего мира. Но как  понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в  дальнейшем. А ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становиться чуть ли не самым главным  вопросом для современного человека. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений; это поможет вам  сделать среду своего обитания более  эстетичной, и привлечет в ваш  мир радость и гармонию.

Особенно  это важно для детей. В нашей  жизни, где много нестабильного  и даже страшного, им необходимо создать  психологических комфорт. Иначе  они не смогут нормально развиваться.

Изучение  языка изобразительного искусства  очень важно. Ведь это работа с  цветом, формой, поверхностью предметов. Изучая зрительные ориентиры, постигая технику самовыражения, ребенок  приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам пример гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии немного сложнее.

Мир изобразительных  знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь творчеством, ребенок  может ощутить скрытый смысл  явлений и событий. В процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего выражения. Задания требуют  от ребёнка определенных усилий и  напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором  ребёнок будет хозяином. Это повысит  его самооценку, поднимет жизненный  тонус.

Научившись  работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество  цветовых оттенков. Его собственный  мир обогащается и расцвечивается десятками красок.

Даже  смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый оттенок  оранжевого цвета.

Ребёнок радуется, что только он может создать  такой цвет.

Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык.

Когда что-то трудно выразить словами, это можно  выразить изобразительными средствами. Обретение такого дополнительного  языка особенно важно для детей  с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. (Например, заикающимся детям).

Для занятий  изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит дальнейший результат. Это  особый результат, без которого нельзя обойтись.

С большим  удовольствием достаёт ребёнок  из своего пакета принадлежности для  рисования, приговаривая: “Здесь у  меня банка с водой, здесь кисточка и краски, а палитра лежит под  рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на работу - важная часть  занятия.

Нельзя  предлагать сложные композиции и  задания. Это вызывает страх у  ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно  достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных  знаний.

Заключительным  этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких  рамок, которым обязательно нужно  соответствовать. Результатом всегда может быть множество разных и  одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить  поставленную задачу, то его нужно  похвалить, поддержать. Так же необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте  покритиковать ему и вашу работу. Дети любят побыть в роли учителя.

Таким образом, вы добьетесь главной  цели: от занятия к занятию ребёнок  вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация родителям

Как научить вашего малыша рисовать?

 

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой  интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок  понимает — есть в жизни счастье… Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Польза рисования

Мы взрослые порой этого счастья  не разделяем, и даже возмущаемся  до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка.  
          От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.                     Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. 
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. 
          Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский. 
         Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Консультация родителям

Как научить ребенка рисовать?

         Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:  
         Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.  
         Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.  
         Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).  
        Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.  
        Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.  
Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.  
Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.  
Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.

Информация о работе Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц