Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТО- ЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА ……………………………….…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕНН – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИИ РИСОВАНИЯ……………………………………………………………………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……36
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....50 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…67
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 193.99 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

«Формирование самостоятельной  художественно –творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования»

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки  050703 Дошкольная педагогика и психология

                    

 

 

Исполнитель:

Березовская Татьяна Николаевна    

студентка 5 курса заочного отделения

 

Допущена к защите            Научный руководитель:

Протокол № _________  кандидат педагогических наук, доцент

«___» ________20__г.                  Касьянова Людмила Геннадьевна  

Зав. кафедрой ________  Рецензент:

 

 

 

 

Шадринск, 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТО- ЯТЕЛЬНОЙ   ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА ……………………………….…..7

1.1 Психолого–педагогические  основы формирования художественно – творческой деятельности у детей  старшего дошкольного возраста…………7

1.2 Особенности формирования самостоятельной  художественно – творческой деятельности  у старших дошкольников…………………………15

1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста          ……………………………………………………………………22

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ХУДОЖЕСТВЕНН – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИИ РИСОВАНИЯ……………………………………………………………………33

2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……36

2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....50 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…67

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………72

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

       В законе РФ «Об образовании»  определен в качестве принципа  государственной политики гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, свободного  развития личности (ст.2). Практический  гуманизм предусматривает обеспечение  комплекса условий для развития  каждого человека как высшей  самостоятельной ценности, как индивидуальности.

    Творчество есть реальное бытие  индивидуальности. В инновационной  модели образования закрепляется  требование учета интересов, склонностей  детей, их индивидуальных способностей  при создании оптимальных условий  для самовыражения в различных  видах деятельности.

         Формирование творческой личности  – одна из наиболее важных  задач педагогической теории  и практики на современном  этапе. Наиболее эффективное средство  для этого – изобразительная  деятельность ребенка. 

         Еще Аристотель подчеркивал, что  занятия по рисованию способствуют  разностороннему развитию личности  ребенка. Об этом писали выдающиеся  педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

     В современной эстетико-педагогической  литературе сущность художественного  воспитания понимается, как формирование  эстетического отношения посредством  развития умения  понимать и  создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью  с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это  один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание  из бумаги фигурок и наклеивание  их, создание различных конструкций  из природных материалов.

Такие занятия  дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Характерная особенность искусства  – отражение действительности в  художественных образах, которые действуют  на сознание и чувства ребенка, воспитывают  в нем определенное отношение  к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление  личности человека, его развитие очень  велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

Изобразительная деятельность богата по своему идейному содержанию и совершенна по художественной форме, формирует художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Изобразительная деятельность воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами рисования воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид  художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог  должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений  от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

В связи  с этим выделяется ряд противоречий между:

  • необходимостью создавать условия для достижения успешности в формировании самостоятельной художественно – творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования;
  • необходимостью развивать у старших дошкольников самостоятельную творческую деятельность  в процессе  освоения нетрадиционной техники рисования.

Данные  противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации формирование самостоятельной художественно – творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Актуальность  и недостаточная разработанность  данной проблемы определили выбор темы исследования «Формирование самостоятельной художественно – творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования».

Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста  в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Объектом исследования:  художественно – творческая  деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования: формирование самостоятельной  художественно творческой деятельности детей старших дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза: формирование самостоятельной художественно – творческой деятельности  старших дошкольников будет успешным, если:

1) создать  условия в ДОУ  для самостоятельной художественно – творческой  деятельности детей;

2) познакомить детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования;

3) разработать методику  формирования художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза исследования обусловила постановку следующих задач

Задачи:

1. Проведение  анализа специальной и научной  литературы по проблеме изучения самостоятельной художественной – творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

2. Проведение  исследовательской работы по  выявлению художественных способностей детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования;

3. Разработка  и реализация методики  формирования самостоятельной художественной -  творческой деятельности  детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционной техники рисования.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

1. Всеобщие: изучение работ отечественных  педагогов и психологов по  проблеме развития художественно–творческой деятельности старших дошкольников  в процессе освоения нетрадиционной технике рисования;

2. Общенаучные:  анализ, сравнение, синтез; обобщение  как общетеоретический метод  исследования;

3. Частные:  изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.

Практическая  база исследования. Опытно – поисковая  работа  осуществлялась в МБДОУ ДСОВ «Северяночка» поселок Приобье ХМАО Тюменской области   на базе старшей группы.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении сведений о самостоятельной художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста в процессе освоения   нетрадиционных техник рисования.

Практическая  значимость исследования работы выражается в возможности использования нетрадиционных техник рисования в дошкольных учреждениях, детьми и воспитателями.

Объем и структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования самостоятельной художественно творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

 

    1. Психолого–педагогические  основы формирования художественно – творческой деятельности у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

          В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре.

  Что представляет собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, ригинальное.

      Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».                        

Еще в  конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки  и культуры, возникновением нового направления психологии – детской  психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети – художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900–х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, Ф.Т. Шмидта).

Психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая – то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который он на кого-то должен оказать воздействие.

Без этого  развитие творчества ребенка неизбежно  подменится развитием некоторого формального  умения. А.В. Запорожец утверждает, что  «детское творчество существует», обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Информация о работе Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц