Методы физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:13, реферат

Краткое описание

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

1. Понятие о методах физического воспитания……………………………….5

2. Методы воспитания физических качеств: методы стандартного упражнения, методы переменного упражнения, круговой метод…………………8

Выводы……………………………………………………………………………………………..10

Использованная литература……………………………………..11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

1. Понятие о методах  физического воспитания……………………………….5

2. Методы воспитания  физических качеств: методы стандартного  упражнения, методы переменного  упражнения, круговой метод…………………8

Выводы……………………………………………………………………………………………..10

Использованная литература……………………………………..11

 

Введение

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического  воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей  физических качеств употребляются  термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной  литературе используют термины «физические  качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого  человека двигательные способности  развиты по-своему. В основе разного  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

- анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения  коры, степень функциональной зрелости  ее отдельных областей и др.);

- физиологические  (особенности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем — максимальное  потребление кислорода, показатели  периферического кровообращения  и др.);

- биологические  (особенности биологического окисления,  эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

- телесные (длина тела и конечностей,  масса тела, масса мышечной и  жировой ткани и др.);

- хромосомные  (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также  и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его  достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в  процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия  деятельности, используя соответствующие  физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. 
 
 

Понятие о методах физического  воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим  методам физического воспитания относятся:

методы  строго регламентированного упражнения;

игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

соревновательный  метод (использование упражнений в  соревновательной форме).

С помощью  этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике  выполнения физических упражнений и  воспитанием физических качеств.

Общепедагогические  методы включают в себя:

словесные методы;

методы  наглядного воздействия.

Ни одним  из методов нельзя ограничиваться в  методике физического воспитания как  наилучшим. Только оптимальное сочетание  названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

1. Методы строго регламентированного упражнения

Основным  методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая  регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы  строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

2. Игровой метод

В системе  физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

наличие в игре элементов соперничества  требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным  методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение  условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий  игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его  ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

3.Соревновательный метод

Соревновательный  метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный  метод позволяет:

- стимулировать  максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять  и оценивать качество владения  двигательными действиями;

- обеспечивать  максимальную физическую нагрузку;

- содействовать  воспитанию волевых качеств.

4. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности  методы использования слова (словесные  методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение  общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования.

Методы  воспитания физических качеств

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).

Наиболее  типичными его разновидностями  являются: 
а) равномерное упражнение (например, длительный бег,
плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); 
б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального  упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы  переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения  с прогрессирующей  нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров».

Упражнения  с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Информация о работе Методы физического воспитания детей дошкольного возраста