Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТО- ЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА ……………………………….…..7
1.1 Психолого–педагогические основы формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………7
1.2 Особенности формирования самостоятельной художественно – творческой деятельности у старших дошкольников…………………………15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство формирования художественно – творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕНН – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИИ РИСОВАНИЯ……………………………………………………………………33
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….……36
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………….....50 2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………………65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….…67
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 193.99 Кб (Скачать)

 

Среда, в  которой ребенок живет и развивается, оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Оборудование расположили в группе так, что оно создало зону для  изобразительной деятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок  видит красивые отношения между  людьми, слышит красивую речь, то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

В результате у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

     Карандаш, краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.

Самостоятельная художественная деятельность тесно  связана с той работой, которую  целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут  быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

 

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между  всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием  всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения  учебных задач.

Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще  в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует  овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения  относительно друг другу.

Своеобразием  каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием  дети занимаются главным образом  сидя за столом, поэтому большое  значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое  занятие изобразительной деятельностью  начинается с обращения воспитателя  к детям, разговора с ними, а  часто применяется также показ  какого-либо наглядного материала. Поэтому  необходимо с самого начала воспитывать  внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое  значение на занятиях изобразительной  деятельностью. Это содействует  развитию наблюдательности, у детей  развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу  в процессе выполнения работы.

Наряду  с этим у детей воспитывается  все более устойчивое внимание к  словесным указаниям, не подкрепляемым  показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать  у детей устойчивый интерес к  изобразительной деятельности, что  способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в  достижении результата. Этот интерес  вначале непроизволен и направлен  на процесс самого действия. Воспитатель  постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка  к себе, приковывает его внимание. В детском саду в каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей  шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное  желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать  у детей интерес к работам  товарищей, доброжелательное отношение  к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность  детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении  в младших группах допустимы  значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. В средней  группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе [22, С. 52].

Необходимо  заботиться не только о хорошем темпе  работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять  работу аккуратно, выразить полностью  свой замысел, сделать ее законченной.

Аккуратность  и тщательность выполнения работы зависит  не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования  карандашом, кистью. Навыки по технике  рисования связаны с развитием  рук ребенка -координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют  те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и  уборки после них. С каждым годом  пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в  отношении подготовки и уборки, как  и в отношении обязанностей дежурных по группе.

У детей  неизменно растет ответственность  за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок  испытывает радость, поднимается его  настроение.

Наряду  с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям  воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека  вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и  что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.

Дети  получают удовольствие от рисования, в  большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен  процесс придумывания содержания, развертывания  действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая  детей только задачей изображения  отдельных предметов. Выдумывание  сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для развития психических функций: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений. Изобразительная деятельность – является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все. Рисунок является продуктом изобразительной деятельности ребёнка, с одной стороны он позволяет выделить характерные, основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в процессе изодеятельности, а с другой - найти пути их решения. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь. Мышцы рук выполняют три основные функции[6, с. 22]:

- Органов движения;

- Органов познания;

- Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).

Если  ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в  это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

На основе «обследовательных» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Что в чёрном ящике».

    Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточиться на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость, можно предложить детям физкультминутки и упражнения для глаз.  По - разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений.

      Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы определяется от вещей и явлений. Тем самым ребёнок особо подчёркивал один его признак – красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь, надолго остаётся очень важной в изобразительной деятельности детей. Отношение к цвету с возрастом меняется. Если младший дошкольник, пользуясь цветом в рисунке, исходит главным образом из эстетических, декоративных функций цвета, то, взрослея, ребёнок, не отказываясь от эстетической функции цвета в рисунке, стремится передать цвет, который присущ предмету. В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются.

Рисовать  яркими красами и цветными карандашами, фломастерами, маркерами, вырезать из цветной бумаги – для детей  большое удовольствие. Казалось бы, в своих рисунках и аппликации они могут тонко и верно  передать цвет предметов. На деле оказывается  совсем не так.

Информация о работе Формирование самостоятельной художественно –творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиц