Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………………………. 2
2. Роль знаний о труде взрослых в становлении личности ребёнка...................................................................................... 3
3. Особенности работы по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами…………………………………………..... 7
4. Методика ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..12
5. Из опыта работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………15
6. Заключение…………………………………………………………………. 17
7. Список используемой литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 50.17 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Брянский Государственный Университет

Имени академика И. Г. Петровского

Контрольная работа


По курсу: Дошкольная педагогика

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых»

 

 

Выполнила: Глазко Э.Ю.

Курс: 3

Факультет: ОЗО СПФ

Специальность: Дошкольная педагогика и психология

Проверила: доцент Бондарева Н.Н.

 

 

 

Брянск 2012 г.

Содержание :

1. Введение…………………………………………………………………………………………………. 2

2. Роль знаний о труде взрослых в становлении личности ребёнка...................................................................................... 3

3. Особенности работы по ознакомлении  детей старшего дошкольного возраста  с трудом взрослых в соответствии  с современными образовательными  программами…………………………………………..... 7

4. Методика ознакомления с трудом  взрослых детей старшего дошкольного  возраста……………………………………………………..12

5. Из опыта работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………15

6. Заключение…………………………………………………………………. 17

7. Список используемой литературы…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обязательное  качество всесторонне развитого  человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать  трудолюбие лишь словесными сентенциями  невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего  поколения существенно зависит  от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд  дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Существует  достаточно много форм труда, которые  всесторонне развивают детский  организм, обостряют ум, укрепляют  здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование  способностей осуществляется в той  или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его  переключение более быстрым.

Велика  роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

Потребность в деятельности — особенность  психического развития любого здорового  ребенка. Познавая окружающий мир, он стремится  действовать в этом мире.

Между описанным свойством психического развития ребенка, т. е. тягой к деятельности, и трудолюбием дистанция большая  и знака равенства между двумя  этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших  качеств личности.

2. Роль знаний о труде  взрослых в становлении личности  ребёнка

Настоящий труд — это всегда преодоление. И  малыша тоже надо учить преодолевать — преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность  работы, усталость.

Взрослый  человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито  чувство долга (и по отношению  к членам своей семьи, и по отношению  к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде  он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

У малыша всей этой системы поддержек  пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно — всем воспитанием — выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.

Только  тогда дети полюбят труд, если сопутствует  ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли  ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем  он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

К. Д. Ушинский как-то поставил вопрос: какова лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям? Может быть, деньги и вещи? Нет, решительно отвечал  педагог. Деньги развращают наследников. Тогда, может быть, образование? И  да, и нет, рассуждал Ушинский. Да — если образование воспитывает  трудолюбие. Нет — если оно трудолюбия не воспитывает. Воспитание у детей  безграничного трудолюбия — вот  лучшая форма наследия. И одно из важнейших условий счастья наследников.

Ознакомление  с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления  о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей  – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Как же добиться воспитательной эффективности  при ознакомлении детей с трудом взрослых?

Трудовая  деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное  влияние. Живые и достаточно привлекательные  примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей  во время еды, при умывании. При  этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей  оказывают опосредованное влияние  наблюдения за трудом взрослых.

Для старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его  необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при  наблюдении и беседах) внимание детей  на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.

Кроме повседневного бытового труда, детей  следует знакомить с трудом, который  протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям  строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для  формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно  действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в  ближайшем окружении.

Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые  происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой  штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова  открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок  материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.

Так постепенно дети начинают понимать смысл  труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении с трудом очень важно  соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения  к труду, на выработку навыков  и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное  новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении  его характера, во все большем  углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя  сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам  трудящийся человек, его отношение  к работе, взаимоотношения с другими  людьми обычно ускользают от внимания детей.

В дошкольные годы дети проявляют живой  интерес к труду взрослых, в  игре и быту стремятся подражать  и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют  несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности  в работе. Дети испытывают радость  от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда  взрослых.

Для создания положительного отношения  и привычки к труду важнейшее  значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение  с их трудом. Но воспитывать у  детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для  совместной работы нескольких детей. В  общем труде крепнут дружеские  связи между детьми, возникает  желание помогать друг другу; легче  предупредить развитие таких отрицательных  качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В детских садах имеются все  возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его  общественный характер, поэтому бытовой  труд персонала детского сада имеет  в своем влиянии на детей много  преимуществ по сравнению с бытовым  трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее  регулярно наблюдает приготовление  пищи, стирку и починку белья, пошив  одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место  художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т.д.).

Таким образом, ребенок может наблюдать  сам процесс труда видеть как работают взрослые.

 

3. Особенности работы  по ознакомлении детей старшего  дошкольного возраста с трудом  взрослых в соответствии с  современными образовательными программам

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и  ключ к их пониманию.

Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают  нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда  говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно.

Воспитывая  в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы  они выросли трудолюбивыми, но и  чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные  задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

Трудолюбие  — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового  воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться  прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

Общественные  мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает  благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное  удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.

Общественная  жизнь ребенка начинается еще  в дошкольном детстве. Поручения, которые  выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.

Поэтому одна из основных задач семьи —  всячески поддерживать стремление ребенка  участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем  свое место.

Во - первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, — просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах. (Хотя поначалу, конечно, хлопоты о том, чтобы наладить труд ребенка, научить его тем или иным трудовым навыкам, непосредственно себя не окупают: взрослому легче было бы сделать что-то самому. Но это только поначалу!)

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых