Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………………………. 2
2. Роль знаний о труде взрослых в становлении личности ребёнка...................................................................................... 3
3. Особенности работы по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами…………………………………………..... 7
4. Методика ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..12
5. Из опыта работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………15
6. Заключение…………………………………………………………………. 17
7. Список используемой литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 50.17 Кб (Скачать)

Во-вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а, напротив, обогащает ее — новыми впечатлениями, новыми поводами для  игры, новыми мотивами художественного  творчества, новыми гранями отношений  с людьми.

Воспитание  для труда и в труде —  важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.

Труд  полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно  если он разумно организован, если соблюдены  необходимые условия (исключить  непосильное; не загружать малыша монотонной работой; следить за позой; обеспечить выполнение гигиенических требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движения малыша, знакомого с трудом, всегда более точны и уверенны; он все лучше ориентируется в  пространстве; ему понятнее ход времени.

Труд, далее, дает мощный импульс умственному  развитию детей. Они многое узнают о  свойствах материалов, с которыми работают, — о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, — молотка и  ножниц, гаечного ключа, тисочков; заметно  обогащается весь их чувственный  опыт. Труд много требует, — да, это  так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально  всех сторон интеллекта малыша — активного  восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти.

Включается  в работу мышление, ведь ребенку  надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать  простейшие закономерности явлений. (Вот  вы поручили ему ухаживать за растениями; тут малыш не просто действует  руками, поливая цветы или огородные  культуры из лейки, разрыхляя землю, — он получает возможность заметить рост растений и установить, что  рост этот зависит именно от ухода  — его ухода!— за ними.)

Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое  простое), ребенок должен представить  себе, с чего он начнет, что станет делать потом — ведь в любом  деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь  к этой логике. А умение планировать  свое поведение (в широком смысле — управлять им) считается одним  из важнейших показателей развития ребенка.

Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в  нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма — умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

Задачи  трудового воспитания не сводятся к  выработке какого-то круга (пусть  даже достаточно широкого) навыков  и умений; пронизывая всю жизнь  ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.

Мы  готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким  далеким нам сейчас это время  ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают  в жизни людей очень важное  место, что труд — это, по  сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил  плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что  представляют из себя разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам —  и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это  надо;

- учился бы труду, овладевая  необходимыми навыками, трудился  бы, принося пользу людям, и  развивал бы свои трудовые  способности.

Воспитывать у детей желание и умение трудиться  можно, выполняя некоторые педагогические требования — простые, но важные.

Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение  к трудовым обязанностям, подчеркнуто  уважительное отношение к труду  окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка  очень важный стимул.

Конечно, подавляющее большинство детей  не имеют возможности наблюдать  труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без  того немало дел, которые могут и  должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с  радостью займутся с ними уборкой  помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде.

Необходимо  создать надлежащие условия для  труда малышей.

В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для  совместной работы нескольких детей. В  общем труде крепнут дружеские  связи между детьми, возникает  желание помогать друг другу; легче  предупредить развитие таких отрицательных  качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В детских садах из гигиенических  соображений уборка помещения, приготовление  пищи, стирка пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или  же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Необходимо  создавать такие условия, при  которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения  взрослых.

В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает  не на глазах у детей. Поэтому воспитатели  ищут пути и формы приближения  к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизируют его  влияние на формирование у детей  трудовых навыков, намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или  совместно с ними.

Здесь возможны разные пути.

Первый  путь широко практикуется в детском  саду – это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.

Наблюдения  за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное  значение: они уточняют представления  детей, пробуждают любознательность, интерес  к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка  стремления подражать взрослым в  своем поведении. У детей младших  групп это ярче всего проявляется  в игре, у старших- в выполнении трудовых заданий.

Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как  труд умственную работу, организационный  труд. Если с ними не проводить специальных  бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, заведующей и т.д.

Второй  путь - непосредственная организация  совместной деятельности взрослых и  детей.

Под совместной работой мы подразумеваем  такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает  не только в качестве лица, организующего  и направляющего труд детей, но и  в качестве непосредственного участника  трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для  детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно  осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций  между детьми и взрослыми.

Совместная  деятельность детей и взрослых может  осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда  по обслуживанию игр и занятий.

Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка  в группе и на участке, смена чистого  белья, стирка мелких вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление  некоторых блюд.

Труд  по обслуживанию игр и занятий: совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг, пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.

Труд  в природе: уход за животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике.

Важное  положение при отборе видов труда  для совместной деятельности взрослых и детей- это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.

Умелый  отбор содержания занятия по ознакомлению-с  окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как  это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Только  тогда дети полюбят труд, если сопутствует  ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли  ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем  он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

 

4. Методика ознакомления  с трудом взрослых детей старшего  дошкольного возраста

 

  Центральным звеном знаний о  социальной действительности являются  знания о трудовой деятельности  людей. Это содержание знаний  имеет непреходящее значение  в социализации личности. Такие  знания обеспечивают понимание  задач общества, места каждого  человека в решении этих задач,  понимание значения труда в  жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной  перцепции, интереса к трудовой  деятельности людей, отношения  к труду, результатам труда  уже в дошкольном возрасте.

  В. И. Логинова читает, что знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада[ 45; 5]

Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей  о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень  ценной, выражена в том, что она говорит, что знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

 

При отсутствии продуманного руководства  развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому.

Таким образом, "доступность" знаний о  труде взрослых — это не признак  только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или  менее хорошей педагогической работы.

Н. С. Пряжников считает, что при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии. [57;8]

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много  лет. Преимущественно она носит  информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также  не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при  работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями  привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду  и элементарные трудовые умения в  некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение  к профессиональному миру, ему  должна быть предоставлена возможность  использовать свои силы в доступных видах деятельности. [2;46]

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка  в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного  образования включают в различные  разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью  общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Наиболее  существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Е. А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или  субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации. [ 35;3]

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых