Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………………………. 2
2. Роль знаний о труде взрослых в становлении личности ребёнка...................................................................................... 3
3. Особенности работы по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами…………………………………………..... 7
4. Методика ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..12
5. Из опыта работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………15
6. Заключение…………………………………………………………………. 17
7. Список используемой литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 50.17 Кб (Скачать)

В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются  обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) 5и порциальные программы — такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство", "Паутинка", "Страна чудес".

Из  анализа каждой отдельно взятой программы  видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве  из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач  в данном воспитательно - образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде  взрослых в процессе занятий, что  в какой-то степени можно рассматривать  как элемент формирования представлений  о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей  ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности  программы М. А. Васильевой в целом  все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление  о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится. [54;13]

Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом  же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают  ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно  и в ограниченном масштабе. При  всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование  возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Исходя  из анализа перечисленных недостатков  существующих программ, была составлена порциальная игровая образовательная программа ДОУ "Мир профессий", включающая в себя введение, формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

 

5. Из опыта работы  по ознакомлению с трудом взрослых  детей старшего дошкольного возраста

 

Изучение  публикаций в журнале «Дошкольное детство» по проблеме исследования позволило нам познакомиться с опытом работы коллег- воспитателей.

Мастер-класс воспитателя  детского сада № 103 города  города Пенза А. А Сорокиной по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе на тему «Знакомство с сельскохозяйственным трудом». Воспитатель расширяет представление детей о труде взрослых, знакомит с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывает уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивает чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. Развивает связную речь, формирует грамматический строй речи, закрепляет умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.

Воспитатель детского сада № 114 В. Д. Баранова предлагает организовывать  наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года отмечается характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращается внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагается оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

В детском саду № 95 в старшей и подготовительной к школе группах д/сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала, разбивка огорода, цветника. Определяя содержание общей работы, воспитатель включает только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей. И поэтому приглашаются родители для принятия участия в совместном труде с детьми на территории ДОУ.

Они разъясняют детям, внушают, поучают, выговаривают, хвалят и все-таки не добиваются нужного  результата. Между тем именно в  деятельности возможны самые различные  формы проявления реального внимания ребенка к окружающим: оказание помощи по хозяйству, выполнение несложных  обязанностей, доброжелательное отношение  к младшим в совместной игре.        

 В старшем  дошкольном  возрасте ребенок принимает посильное участие в поддержании   чистоты и порядка в доме, помогает взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. Только при условии систематического выполнения трудовых обязанностей  возможно формирование у старших дошкольников таких качеств, как ответственность, привычка к усилию, так необходимых для подготовки к школе. Очень важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является единство детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Во время субботников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться с родителями – сгребать листья, сажать кусты, цветы.

Систематическая работа с родителями, единство д/сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Воспитатель Нестерова Д.А. детского сада № 145 составила  занятие « Хлеб- всему голова», в котором закрепляется знание детей о сельскохозяйственных процессах и соответствующих орудиях труда,  о процессе выращивания и изготовления хлеба, воспитывается у детей уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.

  В детском саду № 46 в старших группах  наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Вводят ребенка в мир предметов, и показывают, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводят экскурсии и беседы, например: экскурсия в процедурный кабинет.

Дети  узнают:

- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Из  беседы с медсестрой детского сада дети узнают:

- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.      

 

5. Заключение

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно  развивающаяся система.

Отношение к профессии  вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей  оказывает эмоциональное отношение  взрослого к труду. Знакомство детей  с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное  средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения  с людьми. Дети получают возможность  расширить и уточнить знания о  профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность  устанавливать простейшие связи  и отношения, вызывает интерес к  трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического  воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут  развиты в школе.

 

Список используемой литературы

1.Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.

2.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.

4.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

5.Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.

6.Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.

7.Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1986.

8.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.

9. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.

10. Пряжников,Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. — М.; Воронеж., 1996.

11. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров. — М. , 1988.

12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. — Р н/Д, 1996. — С.506.

13. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых