Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………. 2
2. Роль знаний о труде взрослых в становлении личности ребёнка...................................................................................... 3
3. Особенности работы по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами…………………………………………..... 7
4. Методика ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..12
5. Из опыта работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………15
6. Заключение…………………………………………………………………. 17
7. Список используемой литературы…………………………………………18
В
последние 15—20 лет в дошкольных
образовательных учреждениях
Из
анализа каждой отдельно взятой программы
видно, что при всех их достоинствах
вопросам ознакомления детей с трудом
взрослых, их профессиями в большинстве
из них уделяется косвенное
Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится. [54;13]
Более полно данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.
Исходя
из анализа перечисленных
5. Из опыта работы
по ознакомлению с трудом
Изучение публикаций в журнале «Дошкольное детство» по проблеме исследования позволило нам познакомиться с опытом работы коллег- воспитателей.
Мастер-класс воспитателя детского сада № 103 города города Пенза А. А Сорокиной по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе на тему «Знакомство с сельскохозяйственным трудом». Воспитатель расширяет представление детей о труде взрослых, знакомит с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывает уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивает чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. Развивает связную речь, формирует грамматический строй речи, закрепляет умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.
Воспитатель детского сада № 114 В. Д. Баранова предлагает организовывать наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года отмечается характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращается внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагается оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.
В детском саду № 95 в старшей и подготовительной к школе группах д/сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, как уборка групповой комнаты или участка, оформление зала, разбивка огорода, цветника. Определяя содержание общей работы, воспитатель включает только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремиться к тому, чтобы занять всех детей. И поэтому приглашаются родители для принятия участия в совместном труде с детьми на территории ДОУ.
Они разъясняют детям, внушают, поучают, выговаривают, хвалят и все-таки не добиваются нужного результата. Между тем именно в деятельности возможны самые различные формы проявления реального внимания ребенка к окружающим: оказание помощи по хозяйству, выполнение несложных обязанностей, доброжелательное отношение к младшим в совместной игре.
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает посильное участие в поддержании чистоты и порядка в доме, помогает взрослым в уходе за младшими братьями и сестрами. Только при условии систематического выполнения трудовых обязанностей возможно формирование у старших дошкольников таких качеств, как ответственность, привычка к усилию, так необходимых для подготовки к школе. Очень важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является единство детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Во время субботников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться с родителями – сгребать листья, сажать кусты, цветы.
Систематическая работа с родителями, единство д/сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Воспитатель Нестерова Д.А. детского сада № 145 составила занятие « Хлеб- всему голова», в котором закрепляется знание детей о сельскохозяйственных процессах и соответствующих орудиях труда, о процессе выращивания и изготовления хлеба, воспитывается у детей уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.
В детском саду № 46 в старших группах наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Вводят ребенка в мир предметов, и показывают, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводят экскурсии и беседы, например: экскурсия в процедурный кабинет.
Дети узнают:
- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.
Из беседы с медсестрой детского сада дети узнают:
- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.
- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.
5. Заключение
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии
вырабатывается в процессе социализации
личности, который охватывает и дошкольный
период. Большое влияние на детей
оказывает эмоциональное
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Список используемой литературы
1.Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.
2.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.
4.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
5.Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.
6.Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.
7.Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1986.
8.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.
9. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.
10. Пряжников,Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников. — М.; Воронеж., 1996.
11. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров. — М. , 1988.
12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. — Р н/Д, 1996. — С.506.
13. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. — М., 1986.
Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых