Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Значение труда в развитии ребенка…………………………….
1.1. Ознакомление детей с трудом взрослых……………………………..
1.3. Живой пример окружающих взрослых………………………………
Глава II . Методы ознакомления детей с трудом взрослых……………..
2.1. Экскурсии и беседы с людьми разных профессий…………………..
2.2. Наблюдения…………………………………………………………….
2.3. Совместная деятельность……………………………………………..
2.4. Игра как средство знакомства с трудом взрослых…………………..
Вывод………….…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Практический материал……………………………………………….......

Файлы: 1 файл

Введение курсавая.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждения образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

 

 

Ознакомление  детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                   Исполнитель:

                                                студентка 316 группы заочной

                                                формы получения образования

                                            Соболь Татьяна Евгеньевна

 

                                        Научный руководитель:

                                                                доцент, кандидат педагогических наук

                       Литвина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….

 

 Глава I. Значение труда в развитии ребенка…………………………….

 

1.1. Ознакомление детей с трудом взрослых……………………………..

 

 1.3. Живой пример окружающих взрослых………………………………

 

 Глава II . Методы ознакомления детей с трудом взрослых……………..

 

2.1. Экскурсии и беседы с людьми разных профессий…………………..

 

2.2. Наблюдения…………………………………………………………….

 

2.3. Совместная деятельность……………………………………………..

 

2.4. Игра как средство знакомства с трудом взрослых…………………..

 

 Вывод………….…………………………………………………………….

 

 Список литературы…………………………………………………………

 

 Практический материал……………………………………………….......

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

   Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

   Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

   Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.

   Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.

   Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

 

Цели :

 

 

 

 

 

 

Задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Глава1.Значение труда в развитии ребенка

 

  Существует достаточно много форм труда, которые всесторонне развивают детский организм, обостряют ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка.

   Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

   Настоящий труд — это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать — преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.

   Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение. И еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

   У малыша всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно — всем воспитанием — выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.

   Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

   Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

   Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.

   Общественная жизнь ребенка начинается еще в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.

   Поэтому одна из основных задач семьи — всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.

   Во- первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, — просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах. (Хотя поначалу, конечно, хлопоты о том, чтобы наладить труд ребенка, научить его тем или иным трудовым навыкам, непосредственно себя не окупают: взрослому легче было бы сделать что-то самому. Но это только поначалу!)

   Во-вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а, напротив, обогащает ее новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.

   Воспитание для труда и в труде — важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.

   Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.

 

 

1. 2. Ознакомление детей с трудом взрослых

 

   Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа  занимают в жизни людей очень  важное место, что труд —  это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с  тем, что могут представлять  собой разные работы, что делают  люди разных профессий, с помощью  каких орудий и машин и что  получается в результате;

- был готов трудиться  сам — и потому, что это ему  нравится, интересно, и потому, что  это надо;

- учился бы труду, овладевая  необходимыми навыками, трудился  бы, принося пользу людям, и  развивал бы свои трудовые  способности.

  Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.

   "Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.

   Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах:

   "Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

   При отсутствии продуманного руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому".

   Таким образом, "доступность" знаний о труде взрослых — это не признак только лишь самой познаваемой предметной реальности, но следствие более или менее хорошей педагогической работы.

   Н. С. Пряжников пишет: "…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…".

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых