Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Значение труда в развитии ребенка…………………………….
1.1. Ознакомление детей с трудом взрослых……………………………..
1.3. Живой пример окружающих взрослых………………………………
Глава II . Методы ознакомления детей с трудом взрослых……………..
2.1. Экскурсии и беседы с людьми разных профессий…………………..
2.2. Наблюдения…………………………………………………………….
2.3. Совместная деятельность……………………………………………..
2.4. Игра как средство знакомства с трудом взрослых…………………..
Вывод………….…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Практический материал……………………………………………….......

Файлы: 1 файл

Введение курсавая.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

   Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

   Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

   Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

   Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

   Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.

   Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

 

 Структура сюжетно  – ролевой игры.

 

 Замысел

 

 Сюжет

 

 Роль

 

 Игровые действия

 

 Игровые правила.

 

 Этапы развития:

 

1 этап Подготовительный  – заканчивается к двум годам,  характеризуется одиночной игрой.  Основные умения, которые характеризуют  этот уровень: действия однообразные, часто повторяющиеся. Дети охотно  играют со взрослыми.

 

2 этап Кратковременное  взаимодействие в игре. Объединяются  несколько человек, появляется  замысел, дети подчиняются требованиям  окружающих, но сюжеты, в основном, бытовые и объединения носят  кратковременный характер.

 

3 этап Длительное взаимодействие  в игре. Дети объединяются на  основе действий и содержания  игры. Отношение ответственное. Правильно  оценивают свои и чужие действия. Роли четко обозначены и распределены  до игры.

 

4 этап режиссерская игра (старший дошкольный возраст.) Объединяются  дети по 5 – 6 человек. Интерес  строится на основе личных  симпатий, дети умеют договариваться, распределять роли, выполняют правила,  действия согласованы. Игра не  только повторяется, но и постоянно  развивается.

 

   Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера.

   Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

  Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

 

- получения сведений  о профессиях от родителей;

 

- воспитателей детского  сада;

 

- от сверстников и  детей более старшего возраста;

 

- из своих собственных  наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

 

- приобретение дополнительных  навыков, не относящихся непосредственно  к теме игры, но которые в  ней могут быть использованы (изготовление  игрушек, лепка, рисование, умение  делать аппликации и т.д.).

 

    Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

  Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики и девочки.

   Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

   В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до послеигрового периода.

   Сюжетно-ролевый игровой процесс можно рассматривать следующим образом: предыгровой (избирательный) период, подготовительный, собственно игра. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка, как-то: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

 

   Одно из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

   После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

   В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

    Игры, проводимые в детском саду, запланированы "Программой воспитания в детском саду", указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно- ролевых игр.

    Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

   В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

   В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

   И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

   Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

   Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

   В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки.

    Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

   В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

   Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака- пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С Михалкова- дяди Степы-милиционера.

  Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".

   За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

 

   Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

   Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему.

   Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

   Требования к литературному произведению для драматизации:

 

 -Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;

 

- Образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);

 

- Наличие монологов и диалогов;

 

 -Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

 

 С целью знакомства  детей с профессиями и деятельностью  взрослых для драматизации подбираются  небольшие произведения.

 

    Дидактическая игра – игра обучающая.

   Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

   Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

   Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

  Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей.

   Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы".

 

   В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

 

1.Игры с предметами

 

 2.Настольно – печатные игры

 

 3.Словесные игры

 

 4.Игры с предметами

 

  Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

   Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мною используются такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

 

   Настольно – печатные игры

   Виды настольно – печатных игр:

   Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

   Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

   Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых