Развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:48, доклад

Краткое описание

В последнее время педагоги и родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, многие ученые считают, что « на кончиках детских пальчиков находиться мышление и речь ребенка».

Файлы: 1 файл

доклад на региональный семинар.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности  по познавательно-речевому направлению  развития детей

№ 63 «Жемчужинка» города Набережные Челны

Республики  Татарстан

 

 

 

 

Выступление на  Региональном семинаре

 на тему:

«Развитие мелкой моторики

в самостоятельной  деятельности детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель Ιкатегории

Салахова. О.С.

 

Набережные Челны 2013г

 

«Ум ребенка  находиться на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

В последнее  время педагоги и родители часто  слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, многие ученые считают, что « на кончиках детских пальчиков находиться мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторике напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень ее развития. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие точные движения.

Свою работу по развитию мелкой моторики мы начали с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

 Работу по развитию  мелкой моторики мы начали с пальчиковых игр, с волшебных шариков «Су-Джу» так как считаем, что пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В группе была создана  необходимая предметно-развивающая  среда, приобретены игры и пособия  для развития мелкой моторики, большинство  из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

Вся работа по развитию мелкой моторике имела дифференцированный подход «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.  Во второй младшей группе в свободной игровой деятельности мы использовали игры «Рисуем на манной крупе», «Пальчиковый бассейн», «Веселые прищепки», «Волшебные пуговицы», «Шнуровки» «Макаронное чудо»; в средней группе такие игры как «Золушка», «Умные палочки», «Фантазируем с бусами», «Лего мазайка», « Лего»,«Шнуровки», «Ящик ощущений», «Бабушкин клубочек», «Найди игрушку»; в старшей группе мы немного добавили усложненные игры «Составь геометрические фигуры», «Перекаты карандаша», «Поставь пальчик правильно», «Возьми пинцетом», «Доктор», в подготовительной группе  мы используем «Ниткографию» выкладываем различные сюжеты, работаем с природным материалом, «Волшебные клубочки» (наматывание ниток на клубок).                

Также с помощью родителей приобрели различные трафареты, с которыми дети очень любят работать с младшей группы.

В старшей группе мы начали использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка  своя тетрадь, он может работать в  ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы называем «Веселыми прописями». Наш опыт свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Вся работа в «веселых прописях» и раскрасках имеет дифференцированный подход (от простого к сложному).

Также, в подготовительной группе, мы начали использовать графические  диктанты. Дети с удовольствием под  диктовку по клеточкам рисуют различные  предметы.

Развивающую среду  нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствовали также различные виды продуктивной деятельности (рисование, оригами, лепка, тестопластика, аппликация, конструирование)

В нашей группе все  эти виды деятельности также нашли  широкое применение. Начиная с  младшей группы, мы организовали специальную  полочку по изодеятельности. Она  оборудована таким образом, что  ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

Таким образом, в результате проделанной  работы мы пришли к выводу, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.


Информация о работе Развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей