Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:08, реферат
Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой.
Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельные решения или делают самостоятельный поступок, несут за это полную ответственность. Именно в этой связи двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию ребёнка.
1. Введение
2. Младенчество
3. Возникновение стремления к самостоятельности
4. От года до трех лет
5. «Пробую есть сам»
6. «Умываюсь и ем сам!»
7. «Я одеваюсь сам»
8. Развитие самостоятельности через игру в детском садике
9. Трудовое воспитание. Воспитание самостоятельности
10. Кое что о подростках
11. Выводы
12. Литература
Психология
и педагогика
Тема:
«Развитие самостоятельности у ребёнка».
«Развитие самостоятельности у ребенка».
Содержание.
1. Введение.
Самостоятельность
и ответственность – два
Многие
из нас хотят принимать
Особенно важны поднятые проблемы в наше время - время быстрых перемен и отхода от коллективной ответственности за совершаемое. Все получили больше возможностей, но не все научились, что за свой выбор и отвечать придется самим. И чем раньше мы задумаемся над этим, чем скорее начнем воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, тем более успешным будет подрастающее поколение.
Многие дети, особенно в подростковом возрасте, стремиться стать взрослым как можно быстрее. Но что они понимают под словом «взрослый»? Когда подросток напыщенно восклицает : «Ну что ты мне указываешь, Я уже не маленький», он как бы говорит родителю: «Нечего мне приказывать. Я сам знаю, что мне делать».
Но зачастую получается так, что подросток хочет что-нибудь по-своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а как и раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Всё равно помогут, поддержат в трудную минуту, сделают как надо, исправят ошибки. В такой ситуации можно скандалить, отстаивать свои прав, хлопать дверью, наперёд зная, что все простят. Хуже не будет, а может быть, будет даже и лучше, в чем-то выгоднее.
Ребёнок или взрослый, понимающий что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относится к такого рода поступкам намного более обдуманно.
Конечно, нельзя перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону. Если мы учим ребёнка нести ответственность за принятое решение, это не значит, что мы бросаем его не произвол судьбы или перестаём о нём заботиться. Это значит лишь то. Что мы начинаем относиться к нему, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может просить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно. [3]
2. Младенчество.
Первые признаки самостоятельности у детей появляются уже в младенческом возрасте.
Например, на шестом месяце жизни ребёнок самостоятельно переворачивается на живот (катается) в ту и другую сторону. [5]
Многие детишки к концу седьмого месяца умеют стоять с поддержкой или самостоятельно, а некоторые научаются даже ходить. Этот шаг в освоении пространства очень важен, так как дает малышу новые возможности для самостоятельных действий. После развития хватания, когда мир предметов стал для него постоянным, это еще один переворот в картине мира, который сопровождается положительными эмоциями — настоящей радостью. Вот он впервые встал в кроватке сам, еще несмело опираясь на перила, еще неуверенно расставив ноги, но проходит секунда, другая, и такая радость в глазах, в голосе, столько восторга, что его обязательно надо разделить со взрослыми. Когда научился стоять, то явно потерял интерес к вкусовым свойствам ножек: в ротик их больше не тянет. Новые ощущения, связанные с самостоятельным передвижением, заполняют все действия с предметами, и взрослые становятся равноправными участниками новых игр. С ним уже можно поиграть и в "футбол" (покатать мячик друг другу), можно посмотреть с ним картинки в книжке (и не просто посмотреть, а показать самое интересное), можно поиграть в подушки и в сороку-воровку, которая уже столько десятилетий исправно варит кашу. Но это далеко не все, что стремится делать семи-восьми месячный малыш. Появляются первые попытки делать вместе со взрослым: помогает одевать себя (тянет комбинезон, прикладывает к головке шапочку и тому подобное). Не торопитесь, мама и папа, не торопитесь, дедушка и бабушка!
Восьмимесячный ребенок и взрослый — они могли бы лучше понять друг друга, если бы мама заметила, что ее малыш становится не только "плохим", но и самостоятельным. Он сам может уже выбирать, как ему поступать, как отнестись к будущему действию, хотя и не знает еще оценок "хорошо" и "плохо". Но он уже понял, что есть его, именно его, а не ваши действия, и его, именно его, отношение к будущему. Это очень важное событие, которое заставляет говорить о том, что малыш становится субъектом действия. Не только предмет с его свойствами, не только ситуация с ее отношениями и закономерностями, но и он сам будет управлять своим поведением.
Его, маленького человека, ждет впереди еще множество открытий, но открытие своей независимости несравнимо с ними по значимости. Он и должен не слушаться. Растет новый человек, а не ваша копия, не слепой исполнитель вашей воли и прихоти — человек, имеющий право, как и все мы, быть самим собой.
До
конца первого года жизни малышу
еще надо увидеть в мире множество
свойств и отношений предметов,
которые обеспечат ему
Предметы, постоянные в своих свойствах, — ложка, кружка, одежда — вызывают прилив жажды действовать самостоятельно. Малыш будет отталкивать руку взрослого и буквально хвататься за ложку и вилку, чтобы делать самому, делать как взрослый.
Ориентировка на взрослые действия меняет для малыша ценность окружающих его предметов. Если еще несколько недель назад его привлекали игрушки, то к концу первого года он заметно охладевает к ним, и его вниманием завладевают предметы домашнего обихода: кастрюли, веник, зеркало, сковородка, ведро и тому подобное.[2]
Появляется новая потребность «Я хочу!».
3. Возникновение стремления к самостоятельности.
Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно.
Выделения своего «Я» можно наблюдать в раннем возрасте. Благодаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Осознание себя как <Я> может произойти раньше или позже. Здесь много зависит от того, как общаются с ребенком близкие.
Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он нередко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, можно наблюдать именно в раннем возрасте. Однако эмоционально переживаемое отторжение от других, обособление, выражаемое подчас в агрессии, также можно наблюдать в раннем возрасте, когда уникальное «Я» начинает «прорастать» сквозь синкретичное восприятие мира предметов и человеческих отношений.
К концу третьего года и под влиянием возрастающей практической самостоятельности происходит осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.
Именно в общении с другими людьми ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. Он в потрясении чувствует себя источником воли. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, он чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением.[2]
4. От года до трех лет.
Стремление к самостоятельности — ведущая тенденция в развитии ребенка 2-гo и 3-го года жизни. Приходится нередко встречаться с людьми безынициативными, несамостоятельными, безвольными. Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за этого в жизни такого человека, в жизни его семьи, близких! А начало, корни этих бед — в раннем детстве, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности. Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли взрослые с уважением относятся к ним? Например, типичная ситуация: малыш ползет к игрушке, а взрослый быстро подает ее ему. Или малыш пытается встать на ножки сам, а мама поднимает его, подхватив подмышки.
На 2-м и 3-м году жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Надо беречь, развивать у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м году жизни. К концу 2-гo — началу 3-гo года жизни ребенок сам ставит перед собой задачу, но решить ее без помощи взрослого он еще не может: взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т.е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся
самостоятельность — это
Далее
мне бы хотелось привести несколько
примеров как развивается
5. «Пробую есть сам» (кормление ребенка от 1 до2 лет).
Два года это возраст, когда ребёнок начинает есть самостоятельно. Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо даже в 1 год. Но начиная с 1 года – 1,3 месяца большинство детей активно стремятся делать это сами.
С 1 – 1,3 месяцев надо побуждать ребенка есть самостоятельно и не запрещать, если он стремится к этому сам.
Нужно научить его правильным действиям:
— держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
— пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;
— слегка наклоняться над тарелкой;
— опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край;
— вытирать рот салфеткой в случае необходимости во время еды и по ее окончании;
— намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями;
— вытирать руки полотенцем.
Родители садятся есть вместе с ребенком, но перед этим они должны сказать: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Умывание выполняется в замедленном темпе, ребенок должен видит действия родителей, родители так же должны называть их. Мама или папа демонстрируют ребенку прием пищи, и их поведение будет ему примером.
Использование совместных действий, позволяет обучить ребенка держать ложку, брать ею пищу и т.д. Нужно взять ручку ребенка в свою и выполнять нужное движение, малыш должен почувствовать его «рисунок».
Ребенок этого возраста, особенно до 1 года 6 месяцев, очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите сами, домойте руки сами.
Кормление можно использовать для развития ребенка. Ведь во время его малыш без специальных занятий овладевает необходимыми в жизни познаниями. Он узнает названия блюд, их вкусовые качества (кислое, сладкое, соленое), физические свойства (холодное, горячее, теплое), цвет, форму и т.д., если обговариваются действия, называются блюда, их качества. «Попробуй, Машенька, кисель. Он из клюквы, сладкий, розовый», «Посмотри, Сережа, какой помидор круглый, красный, а огурчик зеленый, длинный».