Развитие самостоятельности у ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:08, реферат

Краткое описание

Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой.
Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельные решения или делают самостоятельный поступок, несут за это полную ответственность. Именно в этой связи двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию ребёнка.

Оглавление

1. Введение
2. Младенчество
3. Возникновение стремления к самостоятельности
4. От года до трех лет
5. «Пробую есть сам»
6. «Умываюсь и ем сам!»
7. «Я одеваюсь сам»
8. Развитие самостоятельности через игру в детском садике
9. Трудовое воспитание. Воспитание самостоятельности
10. Кое что о подростках
11. Выводы
12. Литература

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       Из  указанных особенностей трудовой деятельности, отличающих ее от игры, ясно вытекают и отличительные ценности игры и труда для воспитания ребенка.

       Вовлечение  детей в трудовую жизнь является незаменимым средством для развития воли ребенка, его настойчивости, его  дисциплинированности, сознания им чувства долга и ответственности.

       Конечно, все эти ценные качества нужны  и в игре, но в реальной трудовой жизни они находят более сильное, более последовательное упражнение и развитие.

       Сам ребенок уже с ранней поры своей  жизни проявляет наряду с игрой  сильное влечение к реальному, практическому труду. Он не понимает еще умом, но уже чувствует и в опыте жизни убеждается, что реальный труд — вернейший путь к самостоятельности. Никогда так часто и властно не сходит с уст ребенка возглас: «Я сам!», как в первые годы дошкольного возраста.

       Многие  не только родители, но и воспитатели  имеют представление о ребенке как о существе, которое боится препятствий, старается избегать их, предпочитает всегда идти по линии наименьшего сопротивления. Нет ничего более ложного и более вредного для воспитания, чем подобный взгляд на ребенка.

       Умелое, систематическое вовлечение ребенка  в посильную для него трудовую жизнь должно войти одним из основных и обязательных элементов в систему семейного воспитания, начиная с ранних дошкольных лет.

       Для трудового воспитания уже в младшем дошкольном возрасте и затем на всем протяжении детства основным правилом должно быть: не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому делать и, следовательно, что он должен сам сделать.

       При воспитании маленького ребенка надо уметь не только приходить своевременно ему на помощь, но и терпеливо выжидать.

       Другим  очень важным руководящим правилом трудового воспитания, как и всей воспитательной работы, должно быть стремление во всем и при всех условиях укреплять в ребенке веру в свои силы, поддерживать в нем уверенность в возможности для него дальнейших успехов. Даже тогда, когда взрослый считает необходимым прийти на помощь, он не должен подчеркивать бессилия ребенка, а, наоборот, всячески смягчать это сознание.

       В трудовом воспитании, как и в физическом или нравственном, ребенок под  руководством родителей должен проходить  через определенные ступени, начиная с самых простых форм, с азбуки труда, и постепенно переходя к сложным формам трудовой деятельности. На каждой ступени работы или поручения, которые мы предлагаем ребенку, со стороны их выполнения, преследуемой ими цели, длительности напряжения должны быть посильны для него, должны соответствовать его возраста и особенностям его физического и душевного развития, должны быть понятны и привлекательны. Какие же виды труда в обстановке семьи доступны и целесообразны для дошкольника? В ранние дошкольные годы (три-пять лет) следует поощрять в ребенке стремление к тому, чтобы он сам обслуживал себя: самостоятельно одевался, раздевался, умывался, ел и т. п. Постепенно круг элементарных видов труда расширяется и включает в себя не только уход за своим телом, но и соблюдение чистоты вокруг себя, аккуратное укладывание и уборку игрушек, вещей и т. п. Начиная с пяти лет следует привлекать ребенка к помощи по хозяйству (при подаче на стол, вытирании пыли влажной тряпкой, при стирке кукольного белья и др.). С шести лет вполне уместно давать ребенку поручения, выполнение которых лежит вне дома, но не связано, конечно, ни с какой опасностью: мелкие покупки в ближайшем магазине, опускание письма в ящик и т.п. Во всем этом процессе вовлечения ребенка в практическую трудовую жизнь не надо проявлять торопливости, не надо форсировать. Важно не столько то, что ребенок выполняет работу, сколько то, что в нем воспитывается способность к усилию, стремление и умение преодолевать трудности. Лучшим средством для этого служит поощрение, подчеркивание достигнутых успехов, а главное — подчеркивание значимости ребенка и его труда в его собственных глазах и в глазах окружающих. Ребенок должен сознавать и чувствовать, что он не только послушный исполнитель заданий взрослых, но что он член трудовой семьи, ценный помощник матери, облегчающий ее труд и вносящий свои вклад в общую трудовую жизнь. «Вот спасибо тебе, Катюша, что помогла мне, без тебя я с трудом могла бы справиться», — так сказала мать-колхозница своей дочке пяти с половиной лет, которая ей помогла в уборке помещения, в уходе за маленьким ребенком и др. Такая оценка умной матерью труда ребенка является лучшим способом поощрения ребенка к дальнейшим усилиям.

       Само  собой разумеется, что для успешного  трудового воспитания имеют большое  значение поведение взрослых семьи  и весь трудовой уклад жизни семьи.

       Очень большую помощь в деле воспитания у дошкольников трудовых умений, любви и уважения к труду может оказать работа над приготовлением игрушек-самоделок (кукол, мебели и домика для них, аэропланов, тракторов, дедушки-мороза и т.д).

       Изготовление  игрушек-самоделок при умелом руководстве  очень увлекает детей. Оно удовлетворяет их любознательность, открывает им «секрет» производства игрушек, знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно и аккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценить свой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к труда других.

       Легко видеть, в какой мере игра и труд в жизни, и в поведении, и в  воспитании ребенка тесно связаны друг с другом, в какой мере обе эти деятельности не противодействуют, а содействуют друг другу. Приобретения, которые ребенок делает в познании свойств окружающих предметов, играя с ними, находят свое прочное закрепление в его практической трудовой деятельности, и, наоборот, технические умения, которые он усваивает, трудясь, оказывают ему огромную помощь в осуществлении его замыслов в играх.

       Развивая  и поощряя самостоятельность  ребенка, родители должны избегать двух ошибок, которые семья часто допускает: с одной стороны, стремления к слишком быстрым успехам, искусственного, так сказать, подстегивания развития, с другой стороны, слишком поспешного оказания помощи, слишком снисходительного отношения к неаккуратному, небрежному выполнению работы или поручения.

       Конечно, всякая работа, которую предлагают ребенка, должна быть посильна для него, не вызывать в нем разочарования в своих способностях. Ничто так не истощает силы ребенка, как не удачи, и, с другой стороны, ничто не может сравниться с благотворным, бодрящим влиянием на ребенка успеха.

       Но  посильный труд не означает легкого, не требующего усилия труда. Только напряжение сил приводит к их развитию и совершенствованию. Только путем усилий, путем преодоления стоящих на пути препятствий ребенок может завоевать свою самостоятельность.[7]

 

       10. Кое что о подростках.

      В своей работе я охватил такой период жизни ребенка как раннее детство. Но как известно самостоятельность развивается у всех людей на протяжении всей жизни, то есть от рождения до самой смерти. На мой взгляд самый тяжелый этап развития самостоятельности в жизни любого человека это подростковый возраст. Это наверное самый конфликтный и критический период, потому что дети начинают более активно стремиться к самостоятельности, а родители хотят ограничить подростка. Ведь для родителей мы всегда будем маленькими детьми.

      Не  менее часты конфликты из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки считают себя вполне взрослыми и имеющими право на самостоятельные решения, хотя родителям все еще хочется считать их детьми, полностью зависящими от них. Если зависимость подростков от родительского мнения достаточно велика, то конфликт может и не возникнуть. Но чаще бывает, что взрослеющие дети хотят как можно быстрее освободиться от опеки родителей, и тогда конфликт более чем вероятен. Кто возьмет верх, зависит от того, насколько подростки свободны в своих мыслях и поступках, насколько они ответственны и самостоятельны. Однако большинство подростков противоречиво относятся к такой ситуации: с одной стороны, им хочется воспользоваться свободой, но, с другой, они понимают, что свобода усиливает и их ответственность, которая иногда оказывается непомерно тяжелой ношей.

      Родители, вспоминая собственные переживания. в этом возрасте и стараясь уберечь детей от излишних эмоциональных перегрузок, предпочитают контролировать их столь же жестко, как в детстве. Но многие подростки протестуют против такого контроля, и нередко бунт приобретает весьма негативные формы. Подростки могут перейти границу в своих требованиях и стать вообще неуправляемыми. Возможна и другая ситуация: если родители предоставляют им полную свободу действий, подростки могут решить, будто родители вовсе не интересуются ими.

       Переход к самостоятельности может быть безболезненным и эффективным, когда подростки могут рассчитывать на понимание родителей, на их поддержку и совет. [6]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       11. Выводы.

        1. Терпение и поддержка со стороны  любящих взрослых — необходимые  условия формирования самостоятельности  детей. Разумный набор ограничений  должен оставлять ребенку возможность  выбора форм поведения и развития функций самоконтроля. Чувства стыда и неуверенности возникают у ребенка тогда, когда родители ограничивают даже малейшие проявления его независимости, наказывают его или высмеивают всякие попытки проявить свою самостоятельность.

       2. Дошкольники приобретают навыки самостоятельно есть и одеваться тем успешнее, чем эффективнее родители руководят этими процессами и поощряют детей к самостоятельности. Важно, чтобы пища была калорийной, с высоким содержанием витаминов, эстетически оформлена и обеспечивала удовлетворение познавательных потребностей.

       3. Поощрение самостоятельности детей  способствует развитию их интеллекта и инициативы. Однако, если проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то, даже незначительные, проступки, это может привести к тому, что у них чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.[6]

       4. Самостоятельность это черта  характера, которая формируется  в процессе социализации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       12. Литература.

       1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология». -Екатеринбург 2000.

       2. Мухина В.С. «Возрастная психология».- Москва 2000.

       3. Сартон Г.Н. «Тренинг самостоятельности  у детей».- ТЦ «Сфера», Москва 1999.

       4. Смирнова О.Е., Авдеева Н.Н. «Воспитание  детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей». –«Просвещение», «Учебная литература» Москва 1996.

       5. Короткий В. «Основы семейной  психопедагогики». Курс лекций. М’арт  Архангельск  2003.

       6. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин  П. «Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими». – Центр Общечеловеческих Ценностей. Москва 1992.

       7. Аркин Е.А. «Родителям о воспитании: воспитание ребёнка в семье  от года до зрелости». –  Государственное Учебное Педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР. Москва 1957.

       8. Григорьева Г.Г. «Педагогика раннего возраста(по программе «Кроха») –Academ’A. Москва 1998.

        

 
 
 
 
 
 
 

       Подпись__________________     9.04.2004г.

Информация о работе Развитие самостоятельности у ребёнка