Развитие самостоятельности у ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:08, реферат

Краткое описание

Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой.
Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельные решения или делают самостоятельный поступок, несут за это полную ответственность. Именно в этой связи двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию ребёнка.

Оглавление

1. Введение
2. Младенчество
3. Возникновение стремления к самостоятельности
4. От года до трех лет
5. «Пробую есть сам»
6. «Умываюсь и ем сам!»
7. «Я одеваюсь сам»
8. Развитие самостоятельности через игру в детском садике
9. Трудовое воспитание. Воспитание самостоятельности
10. Кое что о подростках
11. Выводы
12. Литература

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

       Итак, при правильном воспитании ребенок  в 2 года:

       — перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, может быть, не всегда умело;

       — ест сам ложкой жидкую и густую пищу;

       — обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;

       — требует устранения непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки и т.п.).[8]

 

       6. «Умываюсь и ем  сам!» (кормление ребенка на 3-м году жизни)

       Дети  этого возраста стремятся к самостоятельности  и могут быть самостоятельными. Для этого нужны определенные условия.

       Для умывания поставить к умывальнику  скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать  кран; полотенце дать короткое, чтобы ребенку легче было им вытираться; повесить его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода должна быть не очень холодная и не затекать ему в рукава.

       Для кормления поставить маленькие, по росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место  хранения предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.

       Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В  этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации. Нужно показать ему пример культуры поведения за столом, не делать замечаний при какой-либо его неудаче, неловком действии, незаметно помогать малышу, похвалить за самостоятельность и аккуратность.

       Так же можно привлечь ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложить ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.п. Выполнение этих действий создает у ребенка «установку» на прием пищи, положительно влияет на аппетит. Участие малыша в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону — приучает его к труду и самостоятельности.

       К 3-м годам ребенок может:

       — есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила культуры еды;

       — спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (но и вы не злоупотребляйте длинными паузами!);

       — выражать свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей еще чаю» и т. п.);

    • говорить «спасибо» после еды.[8]
 

       7. «Я одеваюсь сам».

       Весь  процесс предыдущего взаимодействия с малышом подготавливал его позицию «я сам». Когда ему было всего 7 — 8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать ша- почку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение.

       В 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев ребенок  активно «помогал» взрослому  при одевании и раздевании: подавал  руку, чтобы надеть варежку, поднимал голову при надевании шапки, платка, подавал маме вещи.

       К 2-м годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги — в чулки, колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но очень неумело.

       К 3 — 3,5 годам ребенок может сам  одеться и раздеться.

       Но  некоторые родители думают: да зачем  это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и лучше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5 — 6 говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно, плохо.

       Замечали, ли  вы как кроха, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом? Безусловно, ему нелегко, ведь руки еще так непослушны, а действия так сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому!

       Главное не пропустить благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.

       Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития малыша:

  • крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти;
  • развивается умение фиксировать взглядом движение рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и кинестезически, через «мышечное чувство»;
  • ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;
  • развивается умение устанавливать связи между совершаемыми действиями и получаемым результатом.

       Все перечисленные умения, приобретаемые  ребенком в самообслуживании, важны для успешного  его участия в любой продуктивной деятельности.[8]

 

       8. Развитие самостоятельности  через игру в  детском садике.

       Мастерство  воспитателя ярче всего проявляется  в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

       Овладев с помощью взрослых основными  способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

       Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

       С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

       Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) хранят в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

       Малышам нужны и живые объекты для  наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют.. Многие из игрушек могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» — по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал — удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

       После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу — разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

       Обеспечение игровым материалом — важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

       Развитие  самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

       Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

           Опытный воспитатель внимательно  наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию,  чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком — поиграть в «прятки», приласкать его; другому — показать как правильно сложить пирамиду; третьему — привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

       Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

       Планирование  системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

       Расширение  знаний детей предусматривается  на занятиях или во время специальных  наблюдений. При этом устанавливается  связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.[4]

        

       9.Трудовое  воспитание. Воспитание  самостоятельности.

       Другой  формой деятельности, которая должна наряду с игрой занять место в жизни дошкольника для того, чтобы жизнь эта была полна, чтобы развитие не было урезано, является труд. Из мира воображаемого, в который ребенок, играя, с таким увлечением погружается, мы должны постепенно выводить его в мир труда, в широкий мир действительности, где ему приходится считаться с присущими предметам и лицам свойствами, качествами и назначениями, независимыми от его желаний.

       В жизни ребенка игра и труд представляют собой и два отдельных, независимо друг от друга текущих потока. Они сливаются и вместе образуют один поток развития и воспитания личности ребенка. В дошкольные годы, когда закладывается фундамент не только физического здоровья ребенка, но и характера и всей его личности, труд наряду с игрой должен найти себе место в повседневной воспитательной работе семьи. Чем же отличается трудовая деятельность от игры, что ценного она вносит в развитие ребенка? Она отличается тем, что, делая какую-либо реальную работу или выполняя какое-либо поручение, ребенок вынужден считаться с действительными свойствами вещей, независимыми от его желаний, что устранять препятствия, которые он при выполнении работы встречает на пути, он не может так, как он это делает в игре, где он заменяет их другими воображаемыми свойствами, а должен преодолевать их напряжением своей воли, физическими усилиями, пониманием цели работы или поучения. Игры можно оборвать или прервать, и она тем не менее не потеряет в глазах ребенка ни своей привлекательности, ни своего смысла. Не то, что  в труде. (В отличие от игры трудовая деятельность приобретает свой смысл только тогда, когда достигнут результат, отвечающий намеченной цели.) «Конец венчает дело», и для ребенка только завершение работы, доведение ее до конца может дать радостное удовлетворение и оправдать затраченные на нее усилиям.

Информация о работе Развитие самостоятельности у ребёнка