Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
•изучить теоретические основы стратегического планирования;
•обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
•дать оценку социально-экономическому развитию муниципального образования города Шумерля;
•определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования………………………………5
1.1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………5
1.2 Понятие, сущность, цели стратегического планирования……………….9
1.3 Этапы стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования………………………………13
2. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………...21
2.1 Анализ экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля………………………………………………………21
2.2 Оценка стратегии социально – экономического развития г. Шумерля..32
2.3 Анализ стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля на примере сферы образования..47
3. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать)

Образование, как развивающая  система решает множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации  образовательного процесса, поэтому  отличительной чертой его стал поисковой  инновационный характер. На данное время сформирована научно ориентированная практика образования в городе - экспериментальные площадки, которые концентрируют результаты экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида.

На протяжении последних  четырех лет результаты ЕГЭ у  выпускников школ города выше средне республиканских практически по всем предметам. В 2011  году 92 процента выпускников поступили в вузы (в 2009 г. – 83%).

Активно формируются современный  корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные  образовательные технологии. Опыт лидеров  все шире используется в массовой практике. В настоящее время в  системе школьного образования  работают около 185 педагогов, в том  числе 177 учителей, из них 95,5 процента - с высшим образованием, остальные  со средним специальным (в начальных  классах). Доля молодых учителей со стажем работы до 5 лет составляют 3,4% (2009/2010 – 0%).

С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ.

В муниципальном образовании  г. Шумерля ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. В значительной степени этому способствовал национальный проект «Образование». Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения ИКТ в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. В настоящее время обеспеченность школ компьютерной техникой составляет 11,0 школьников ( по республике – 10,0, в среднем по России на 1 компьютер приходится 14,2 чел.). Все школы имеют доступ к сети Интернет и собственные сайты, а также набор цифровых образовательных ресурсов по основным предметам и систему их управления. [5]

В муниципальном образовании  г. Шумерля идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех учреждениях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы, действуют общественный Совет образованием города Шумерли, совет руководителей.

Главным источником стабильного развития муниципального образования являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.

Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. Создана разноуровневая система  методической работы с кадрами по вопросам воспитания, которая реализуется  посредством школьных, муниципальных  методических объединений, творческих лабораторий.

Обновлено научно-методическое и программное содержание обеспечения  воспитательного процесса в школах,  созданы медиатеки по вопросам воспитания. Педагоги активнее осваивают пространство сети Интернет. 

Воспитательные функции в общеобразовательном  учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении  задач воспитания принадлежит классному  руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился. Каждый четвертый классный руководитель стал участником муниципального этапа республиканского конкурса на лучшего классного руководителя "Самый классный классный". В республиканском конкурсе "Самый классный классный" приняли участие 20 процентов от их общего числа.

Важнейшим ресурсом самообразования  школьников, пространством его инициативного  действия является дополнительное образование  детей. Система дополнительного образования города Шумерли включает в себя: 5 учреждений. Всего по состоянию на 1.09.2011 года  дополнительным образованием охвачено 87% детей. Дополнительное образование является одним из звеньев образовательной системы города Шумерли, частью его воспитательного пространства. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В учреждениях дополнительного образования широко представлены спортивное направление (37 процентов обучающихся), художественно-эстетическое (43 процента), туристско-краеведческое и эколого-биологическое (5 процентов), техническое направление (2,5%) и другие направления. [22]

Все образовательные учреждения имеют необходимые условия для  организации учебно-воспитательного  процесса, где используются различные  формы, методы средства обучения и воспитания в соответствии с потребностями  различных педагогических систем, личностно  ориентированного подхода к обучению. Большой акцент делается на работу с детьми, имеющими повышенную мотивацию  к познавательной деятельности.

Основной целью Муниципальной целевой программы «Развитие образования в городе Шумерля на 2012-2015 годы» является обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции, а также повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда. [4]

Программы для развития инфраструктуры в сфере образования:

-повышение уровня доступности  качественного начального и среднего  образования;

-обеспечение доступности всех  видов образования для детей-сирот  и детей с ограниченными физическими  возможностями;

-создание условий для сохранения  и укрепления здоровья обучающихся,  воспитания культуры здоровья, здорового  образа жизни;

-формирование педагогических коллективов   педагогическими кадрами с высоким  уровнем квалификации, несущими  высокую социальную ответственность  за качество результатов образования;

- развитие инновационной образовательной  инфраструктуры, обеспечивающей преемственность  всех уровней образования и  успешную социальную интеграцию  выпускников школы в общество;

-переход от государственно-общественного  управления образованием к общественно-государственному управлению;

-повышение потенциала  личностной и профессиональной  адаптации обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья в процессе  их социализации;

-реализация мероприятий  приоритетного национального проекта  «Образование».

Таким образом, ключевой проблемой деятельности отдела образования является объединение и скоординированность усилий всех заинтересованных служб и организаций. С их помощью отдел образования стремится защитить детей, поддержать инновационное движение, сохранить и стабилизировать систему дополнительного образования г.Шумерля.

 

  1. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля.

Изучив инфраструктуру муниципального образования г. Шумерля, можно увидеть, что приоритетным и главным для эффективного развития является повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.

Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной  среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические  и организационные процессы.

Реализация Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Шумерля до 2020 года направлена на непрерывное повышение качества жизни населения г. Шумерли через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода.

В практической деятельности малое и среднее предпринимательство  сталкивается с определенными трудностями, среди которых - неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата и др.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства  как в Чувашской Республике, так  и в г. Шумерле напрямую зависят  от решения перечисленных проблем.

 

В целях создания благоприятных  условий для развития малого и  среднего предпринимательства, формирования конкурентной среды, развития инфраструктуры поддержки, расширения налогооблагаемой базы, обеспечения занятости населения планируются инвестиционные проекты и мероприятия:

  • строительство торговых комплексов;
  • совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов исполнительной власти Чувашской Республики и администрации г. Шумерли с общественными объединениями предпринимателей:
  • маркетинговые исследования по выявлению проблем субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • развитие системы правового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, защита интересов предпринимателей;
  • содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций и объединений предпринимателей для решения отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите интересов:
  • установление и развитие деловых контактов предпринимательских сообществ и координация их действий, а также установление контактов по обмену опытом между российскими и зарубежными отраслевыми и общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей;
  • привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, круглых столов, тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках, регулярное проведение дней малого и среднего предпринимательства в городе;
  • предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого и среднего предпринимательства;
  • проведение семинаров по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для руководителей и специалистов администрации  г. Шумерли, подготовке менеджеров для субъектов малого и среднего предпринимательства различных отраслей народного хозяйства. [3]

Для перспективного развития охраны окружающей среды необходимо:

  • реконструкция канализационных очистных сооружений и канализационного коллектора;
  • рекультивация существующей городской свалки бытовых отходов;
  • проектирование и строительство полигона твердых бытовых отходов;
  • строительство мусороперегрузочной станции с участками сортировки и временного накопления вторсырья;
  • организация пункта сбора вторичного сырья, пункта сбора ртутьсодержащих отходов;
  • разработка проекта по очистке водоемов г. Шумерли.

Целью стратегического развития жилищной сферы является обеспечение  жителей города доступным и качественным жильем.

Мероприятия по улучшению жилищной сферы инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля:

  • обеспечение жильем молодых семей;
  • приобретение или строительство жилья для детей-сирот;
  • строительство или предоставление жилья многодетным семьям;
  • ремонт многоквартирных домов;
  • формирование земельных участков под жилищное строительство;
  • обеспечение разработки и утверждение проектов планировки территорий жилищной застройки;

Дополнительным эффектом должно стать существенное улучшение  качества функционирования городской  инфраструктуры, которое позволит обеспечить комплексность городской застройки  в кварталах нового строительства  и реконструкции существующего  жилищного фонда.

Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, в том числе  благодаря реализации приоритетных национальных проектов, в социальной сфере г. Шумерли накопились проблемы – значительная часть отраслей социальной сферы не в полной мере соответствует  требованиям эффективного функционирования. Их развитие сдерживается рядом серьезных  проблем, нерешенность которых обусловливает  низкое качество и снижение доступности  услуг для населения.

  • эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
  • совершенствованием организационной системы с приоритетным развитием первичной медико-санитарной помощи, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи населению г. Шумерли;
  • развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение учреждений здравоохранения; наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением.

Информация о работе Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования