Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
•изучить теоретические основы стратегического планирования;
•обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
•дать оценку социально-экономическому развитию муниципального образования города Шумерля;
•определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования………………………………5
1.1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………5
1.2 Понятие, сущность, цели стратегического планирования……………….9
1.3 Этапы стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования………………………………13
2. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………...21
2.1 Анализ экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля………………………………………………………21
2.2 Оценка стратегии социально – экономического развития г. Шумерля..32
2.3 Анализ стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля на примере сферы образования..47
3. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать)

Достижение поставленных в Комплексном плане целей  и приоритетов развития г. Шумерли  возможно лишь при согласованном  взаимодействии администрации города, градо-, бюджетообразующих предприятий, субъектов хозяйствования и общественности.

Для обеспечения устойчивого  развития города определены следующие  этапы:

  1. этап активизации ключевых условий для диверсификации экономики:
  • реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие новых видов экономической деятельности, а также развитие малого бизнеса;
  • проведение опережающего профессионального обучения работников, высвобожденных с предприятий реального сектора экономики, и работников, находящихся под риском увольнения, специальностям, которые будут востребованы на вновь создаваемых и действующих предприятиях города;
  • подготовка (проектирование и строительство) инженерной инфраструктуры, необходимой для развертывания производственной деятельности и деятельности в сфере услуг;
  • формирование социальной инфраструктуры и бизнес-инфраструктуры, необходимой для повышения качества жизни населения;

2) этап закрепления сбалансированной  модели экономики:

- достижение диверсифицированной структуры экономики города с преобладанием предприятий обрабатывающих производств и малого бизнеса;

- получение экономического эффекта от реализации инвестиционных проектов;

- обеспечение высокого качества жизни населения г. Шумерли.

Анализ экономической  ситуации в 2011 году показывает, что  город несет определенную долю рисков, связанных с монопрофильностью  экономики. Однако ряд факторов –  структура производства и состояние  дел в градообразующей отрасли, наличие базы для развития непрофильных отраслей, огромные потенциальные возможности  – дают все основания предполагать достижение главной цели – устойчивого  социально-экономического развития и  перевода города в зону управляемых  рисков.

Для обеспечения успешного  социально-экономического развития г. Шумерли требуются создание и  позиционирование конкурентных преимуществ  территории. Для обеспечения устойчивого  развития города определены следующие  приоритетные направления реализации Комплексного плана:

- повышение качества проводимой инвестиционной политики и развитие производственной инфраструктуры;

- обеспечение стабильного развития бюджетообразующих предприятий, повышение эффективности производства, в том числе техническое перевооружение (модернизация) и увеличение производительности труда, повышение роли высокотехнологичного сектора в экономике муниципального образования;

- развитие смежных с основным профилем муниципального образования производств с более высоким уровнем обработки, освоение производства новой, отличной от существующей, продукции (нового направления, профиля);

- развитие малого и среднего бизнеса, оказание поддержки развитию промышленных и инновационных малых предприятий;

- обеспечение занятости населения, в том числе безработного населения, и обеспечение доходов населения;

- повышение качества и доступности социальных услуг, включая услуги органов исполнительной власти Чувашской Республики, освоение новых направлений оказания услуг (организация отдыха, гостиничные услуги);

- удовлетворение потребностей горожан в жилье, объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, соответствующих общероссийским и европейским стандартам качества;

- усиление экологического  контроля на предприятиях города, создание полигона твердых бытовых  отходов, развитие селективного  сбора бытовых отходов во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 30 декабря 2009 г. № 100 «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике»;

- развитие и совершенствование  системы муниципального заказа;

- развитие внутри- и межмуниципальной  хозяйственной кооперации.

Основными бюджетообразующими предприятиями города являются ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», ОАО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», ОАО «Шукофа», ООО «Молочное дело». Влияние мирового экономического кризиса стало причиной снижения объемов производства и ухудшения финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий. Вследствие этого произошло уменьшение налоговых платежей, повысился уровень безработицы. [3]

На среднесрочную перспективу  прогнозируется обеспечить стабильное развитие градообразующих предприятий  за счет реструктуризации и модернизации действующих производств, повышения  производительности труда, внедрения  современных информационных технологий, сокращения циклов «разработка – производство», освоения новых инновационных видов продукции.

Повышение эффективности  производства позволит обеспечить конкурентоспособность  продукции, значительно повысить ее качество и перейти к возможностям развития производств более высоких  переделов со значительной добавленной  стоимостью.

Градообразующие предприятия  по-прежнему будут занимать лидирующие позиции в экономике города, но монозависимость от их деятельности снизится. Экономика города изменится, будут задействованы имеющиеся  резервы для дальнейшего устойчивого  развития.

Создание инвестиционных площадок и территорий опережающего развития – индустриального парка  позволит решить комплекс задач: получение  доступа к производственной инфраструктуре для реализации новых проектов, положительного эффекта кластеризации, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение степени обработки  производимой продукции с использованием местных природных ресурсов, а также организация переработки продукции сельского хозяйства. На первом этапе инновационное развитие будет осуществляться путем заимствования и внедрения в производство уже существующих передовых технологий.

Реализация стратегии  заимствования и диверсификации экономики обеспечит:

- создание и реализацию масштабных проектов перевооружения и модернизации производств посредством согласованных действий представителей бизнеса и власти;

- развитие аутсорсинга;

- выявление и использование существующих межотраслевых синергетических эффектов, инновационного потенциала, образование новых сегментов отраслей экономики.

С целью перехода на качественно  новый этап развития и формирования экономики посткризисного периода  усилия будут направлены на увеличение доли высокотехнологичного сектора  и темпов его развития. Основой  развития высокотехнологичного сектора  экономики г. Шумерли могут стать:

- развитие предприятий, осуществляющих деятельность в смежных отраслях с бюджетообразующими предприятиями;

- развитие внутри- и межмуниципальной хозяйственной кооперации;

- повышение конкурентоспособности перерабатывающих производств через организацию новых производств по переработке мясной, молочной и другой сельскохозяйственной продукции.

Диверсификация экономики  города будет осуществлена за счет развития отраслей и производств, ориентированных  на реализацию продукции в основном за пределами республики.

Слабое развитие социальной и инженерной инфраструктуры (образования, энергетики, коммунальной и др.) является одним из основных препятствий для  развития как существующих производств, так и новых отраслей экономики, так как приводит к дополнительным непроизводительным затратам, которые фактически тормозят рост реального производства.

В современных экономических  условиях сформировавшееся в г. Шумерле, в Чувашской Республике и России в целом малое и среднее  предпринимательство может и  должно стать мощным рычагом для  решения комплекса социально-экономических  проблем, гарантом устойчивого развития экономики города. В настоящее  время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства  приобретают особое значение, так  как создание условий для устойчивого  развития малого и среднего бизнеса  может смягчить последствия финансового  кризиса, обеспечить дополнительную занятость  и рост производства. Вклад малого и среднего предпринимательства  в экономику города с каждым годом  становится более весомым.

Общая численность работающих в малом и среднем предпринимательстве  на 1 января 2012 г. составила 3604 человека, в том числе работающих на малых предприятиях – 1827 человек.

Количество зарегистрированных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 1777 человек.

За 2011 год малыми и средними предприятиями произведено продукции  на сумму 681,8 млн. рублей. По прогнозу, в 2012 году оборот малых предприятий  составит 799,8 млн. рублей, а в 2013 году – 866,4 млн. рублей. [21]

Развитие малых предприятий  в обрабатывающей отрасли, работающих на сырье бюджетообразующих предприятий, будет способствовать повышению  доли обрабатывающих производств в  общем объеме промышленного производства. Такие предприятия с большей  вероятностью смогут работать не только на внутренний, но и внешний рынок  и будут более эффективно заимствовать и внедрять инновации.

Привлечение субъектов малого предпринимательства к решению  вопроса об утилизации промышленных и бытовых отходов решит проблему экологического загрязнения территории города, обеспечения его чистоты  и благоустройства, уменьшения негативного  воздействия на окружающую среду.

Активизировать работу по поддержке развития предпринимательской  деятельности в отраслях общественного  питания и платных услуг населению.

Основные направления  развития предпринимательства:

- создание институтов развития и поддержки малого бизнеса: бизнес-инкубаторов, информационных центров, технопарков (в том числе через участие в конкурсах на их создание на принципах государственно-частного партнерства);

- устранение административных барьеров, коррупционных рисков за счет упрощения и сокращения сроков проведения процедур согласования и выдачи разрешений, оформления документов на объекты недвижимости (в том числе земельные участки), находящиеся в муниципальной собственности;

- создание режима максимального благоприятствования для развития малого бизнеса со стороны органов местного самоуправления;

- проведение курсов, семинаров-тренингов для начинающих предпринимателей на базе КУ «Центр занятости населения города Шумерля» Госслужбы занятости Чувашии и АНО «Школа технологий бизнеса»;

- повышение доступности финансовых и материальных ресурсов для индивидуальных предпринимателей;

- расширение возможностей для развития инновационно направленных и экспортоориентированных малых предприятий;

- совершенствование механизма муниципальных закупок, в том числе за счет расширения практики размещения муниципального заказа на электронных торгах, у субъектов малого предпринимательства, консолидации заказчиков;

- содействие самозанятости  безработных граждан;

- сохранение и развитие  благоприятных условий для функционирования  бизнеса (включая льготы по  налогам, реструктуризацию задолженности  по налогам и сборам, установление  понижающих коэффициентов к размеру  годовой арендной платы и т.п.).

Важным направлением остается модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Будет продолжена работа по реорганизации предприятий ЖКХ с целью повышения эффективности их работы.

Основными стратегическими  направлениями Комплексного плана  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства являются:

- развитие частной инициативы и конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, в том числе привлечение собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций по управлению общим имуществом;

- привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальное хозяйство при преимущественном сохранении муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру;

- снижение расходов жилищно-коммунального хозяйства.

Приоритетными задачами развития инженерной инфраструктуры являются:

- улучшение улично-дорожной сети;

- реконструкция сетей наружного освещения;

- развитие, модернизация и реконструкция системы водоснабжения и водоотведения, тепло-, газо-, энергоснабжения;

- снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

- снижение степени износа оборудования.

Для решения этих задач  необходимо выполнение следующих мероприятий:

- реализация мероприятий городской целевой программы «Ускоренное развитие улично-дорожной сети города Шумерля на 2011–2020 годы»;

- реализация проекта «Энергоэффективное уличное освещение г. Шумерля».

Целью стратегического развития жилищной сферы инфраструктуры муниципального образования является обеспечение жителей города доступным и качественным жильем.

Основными задачами развития жилищной сферы инфраструктуры муниципального образования являются:

- сохранение и увеличение темпов строительства жилья в городе;

- капитальный ремонт жилых домов в целях приведения в нормальное эксплуатационное состояние конструктивных элементов здания и внутридомовых инженерных сетей;

- переселение граждан и снос аварийного жилищного фонда;

- обеспечение доступности жилья.

Информация о работе Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования