Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
•изучить теоретические основы стратегического планирования;
•обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
•дать оценку социально-экономическому развитию муниципального образования города Шумерля;
•определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования………………………………5
1.1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………5
1.2 Понятие, сущность, цели стратегического планирования……………….9
1.3 Этапы стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования………………………………13
2. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………...21
2.1 Анализ экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля………………………………………………………21
2.2 Оценка стратегии социально – экономического развития г. Шумерля..32
2.3 Анализ стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля на примере сферы образования..47
3. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ   ВПО «Чувашский государственный педагогический университет 

им. И. Я. Яковлева»

 

Факультет управления

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

 

Инфраструктура муниципального образования

 

На тему:

 

 

Стратегическое планирование экономического развития инфраструктуры муниципального образования

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

Выполнила: студентка ФУП

5 курс, группа ГМУ- 3-08

Куркова Олеся Сергеевна                                                                                                                                        Проверила: Карпова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические основы  стратегического планирования развития  инфраструктуры муниципального  образования………………………………5

1.1. Понятие, сущность, особенности  инфраструктуры муниципального  образования………………………………………………………………………5

1.2 Понятие, сущность, цели  стратегического планирования……………….9

1.3 Этапы стратегического  планирования экономического развития  инфраструктуры муниципального  образования………………………………13

2. Анализ стратегического  планирования экономического развития  инфраструктуры  муниципального  образования г. Шумерля……………...21

2.1 Анализ экономического  развития инфраструктуры  муниципального  образования г. Шумерля………………………………………………………21

2.2 Оценка стратегии социально  – экономического развития г.  Шумерля..32

2.3 Анализ стратегического  планирования развития инфраструктуры  муниципального образования г.  Шумерля на примере сферы образования..47

3. Перспективы стратегического  развития  инфраструктуры муниципального  образования г. Шумерля……………………………………………………….53

Заключение………………………………………………………………………58

Список использованной литературы………………………………………….60

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к  проблеме планирования экономического и социального развития муниципальных  образований. В условиях социально-экономических  преобразований, предполагающих адаптацию  муниципального образования к требованиям  рыночной экономики и открытого  международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным  консолидировать усилия администрации  и общества в решении проблем  трансформации занятости, технологий и городского пространства.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что преобладавший в начале 90-х годов ХХ века тезис о несовместимости рыночных отношений и плановой деятельности обусловил общий спад прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного развития административно-территориальных образований нашей страны. Однако анализ реальных проблем и потребностей руководства муниципалитетов, а также мирового опыта подтверждает, что сочетание планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо.

Объектом исследования является инфраструктура муниципального образования. Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.  

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.

Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение  следующих задач:

  • изучить теоретические основы стратегического планирования;
  • обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
  • дать оценку социально-экономическому развитию муниципального   образования города Шумерля;
  • определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Структура работы: работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования
    1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования

Термин "муниципальное  образование" был введен Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым муниципальные образования могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, т.е. являются субъектами гражданских правоотношений. Однако в Гражданском кодексе прямых определений данного понятия нет. Первое определение МО как характеристики самоуправляемой территории было дано в Федеральном законе № 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование представлено в нем как "городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». [2] В данном определении четко названы атрибуты муниципального образования - неотъемлемые свойства, без которых оно не может существовать (от лат. аttribuо - придаю, наделяю), в числе которых: территория; население, обладающее правом осуществления местного самоуправления; выборные органы; муниципальная собственность и местный бюджет.

Целесообразность наличия  муниципальных образований разных типов продиктована необходимостью решения таких ключевых задач современной реформы местного самоуправления в РФ как: максимальное приближение органов местного самоуправления к населению, обеспечение их ответственности перед государством и эффективности решения вопросов местного значения на соответствующем их содержанию территориальном уровне.

Основные сферы жизни муниципального образования - производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

- управление производством;

- экономическое управление;

- социально-политическое управление;

          - управление духовной сферой жизни территории.

Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование  как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное  образование выступает как субъект  права.

Основным нормативно-правовым актом  является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная  организация, состав и границы.

Основу организации пространственного  размещения жилой застройки, объектов городского хозяйства и социальной сферы на территории города составляет городская инфраструктура. Инфраструктура муниципального образования представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В состав инфраструктуры муниципального образования входят:

1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

2) транспортный комплекс;

3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство  и строительная индустрия местного значения);

4) службы общественной  безопасности, обеспечивающие на  территории муниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти

службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

5) комплекс потребительского  рынка (торговля, общественное питание,  бытовое обслуживание населения);

6) системы управления, связи,  информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы  относятся к городскому хозяйству  в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют  обслуживания и ремонта. Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании  необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных  образований как субъектов права.

В соответствии с федеральным законодательством  определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

Среди типов муниципальных образований  Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"называет:

- сельское поселение,  входящее в состав муниципального района;

- городское поселение,  входящее в состав муниципального района;

- муниципальный район,

- городской округ - городское  поселение, не входящее в состав муниципального района;

- внутригородскую территорию города федерального значения. [2]

Городское поселение - это город  или посёлок с прилегающей  территорией, в котором местное  самоуправление осуществляется населением непосредственно через выборные и иные органы местного самоуправления. В границах городского поселения  могут находиться один город или  посёлок с прилегающей территорией, а так же сельские населённые пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Городской округ - это городское  поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных  законом вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные  государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта федерации. Наделение городского поселения  статусом городского округа осуществляется законом соответствующего субъекта федерации при наличии сложившейся  социальной, транспортной и иной инфраструктуры на территории.

В отношении сельских поселений  закон устанавливает количественную норму, ограничивающую статус такого поселения численностью более 1000 человек и общей территорией нескольких сельских пунктов с численностью менее 1000 человек каждый. В случае, если численность населения такого населённого пункта составляет менее 1000 человек, этот населённый пункт входит в состав городского или сельского поселения. Исключение делается для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных районах с численностью менее 100 человек, которые имеют право не входить в состав другого поселения.

Что касается границ муниципального района, то они устанавливаются с  учётом необходимости создания условий  для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а  также переданных для реализации отдельных государственных полномочий.

Таким образом, закон чётко разделяет  границы между тремя видами муниципальных образований, вводя ряд принципиальных ограничений в отношении возможных пересечений границ между ними:

- границы поселения не могут пересекаться с границами населённого пункта;

- территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

- территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

    1. Понятие, сущность, цели стратегического планирования

Стратегическое планирование в  современных условиях - это самостоятельная  функция управления, особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих  выдвижение таких целей и стратегий  поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное  функционирование в перспективе, быструю  адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Возможность адаптироваться в случае изменений отличает систему  стратегического планирования от системы  обычного долгосрочного планирования, с которой ее часто ошибочно ассоциируют.

Информация о работе Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования