Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
•изучить теоретические основы стратегического планирования;
•обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
•дать оценку социально-экономическому развитию муниципального образования города Шумерля;
•определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования………………………………5
1.1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………5
1.2 Понятие, сущность, цели стратегического планирования……………….9
1.3 Этапы стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования………………………………13
2. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………...21
2.1 Анализ экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля………………………………………………………21
2.2 Оценка стратегии социально – экономического развития г. Шумерля..32
2.3 Анализ стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля на примере сферы образования..47
3. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать)

Стратегические цели относятся  к повышению конкурентоспособности  муниципального образования с точки  зрения проживания и ведения бизнеса, то есть во многом отражают задачу улучшения репутации муниципального образования.

Проект стратегического  плана социально-экономического развития муниципального образования выносят на общественную экспертизу. Главной задачей на этом этапе является максимальная доступность разработанного документа широкой общественности. Проект стратегического плана может быть опубликован в местных газетах, а местное радио и телевидение могут подготовить цикл передач презентационного и дискуссионного характера. В трудовых коллективах и на встречах с общественностью члены творческого коллектива могут представить подготовленный документ, ответить на вопросы. Уместным будет рассмотрение проекта на комитетах, сформированных депутатами местного совета. Временный творческий коллектив анализирует поступившие замечания и предложения и вносит коррективы в проект.

Также на сессии депутатов  местного Совета утверждается Перечень основных индикаторов развития. Данные индикаторы и заложенные в стратегическом плане их конкретные величины подлежат как внутреннему контролю со стороны  непосредственных исполнителей, так  и внешнему контролю со стороны депутатов  местного Совета и общественности. Все прогнозные и плановые документы  развития муниципального образования  содержат эти же индикаторы как ключевые обобщающие показатели. При этом индикаторы, заложенные в стратегическом плане, в прогнозах и программах социально-экономического развития муниципального образования  могут быть развернуты более полно.

Реализация плана по достижению поставленных задач во многом относится  к сфере административных, тактических  действий, при этом необходимо учесть то, что для достижения ожидаемого результата нужно:

- создать организационные возможности для успешного выполнения намеченных действий;

- сформировать бюджет и управлять бюджетом данных действий;

- четко выделить критерии оценки и продумать мотивацию служащих для достижения конкретных результатов своей деятельности;

- обеспечить внутреннее руководство, координацию и контроль за исполнением всех запланированных действий в рамках муниципального образования.

Оценка результатов деятельности и появление новых серьезных  изменений внешних факторов может  приводить к необходимости серьезной  корректировки стратегических планов и (или) методов их реализации. И хотя каждая из основных задач стратегического  управления требует постоянного  анализа и принятия решений о  возможности продолжить работу в  заданном направлении или внести коррективы, именно на данном этапе  может происходить самая серьезная  корректировка стратегических направлений  социально-экономического развития муниципального образования. Фактическая задача оценки деятельности и принятия корректировок  развития муниципального образования  является завершением и началом  цикла стратегического управления. Задача стратегического управления состоит в нахождении путей для  улучшения существующей стратегии  и в отслеживании процесса ее выполнения.

Реализация разработанного и принятого стратегического  плана социально-экономического развития может потребовать осуществления  ряда управленческих решений. На этом этапе могут потребоваться значительные действия организационного характера. Поскольку это влечет за собой  реформирование и развитие субъекта управления муниципальным образованием. [13;298]

Изменения могут затронуть  непосредственно работников администрации  местного самоуправления (могут вырасти  требования к уровню квалификации работника  или будет внесено изменение  в систему мотивации работников). Может оказаться необходимой разработка новой организационной структуры администрации местного самоуправления, например, станет явной полезность создания структурного подразделения по развитию и продвижению муниципального образования. Часто полезным бывает создание или активизация работы общественных организаций, например, при Главе местного самоуправления может быть создан Совет предпринимателей. Депутаты местного совета также могут принять решение о создании новых комитетов и комиссий.

Сложность этого этапа  состоит в том, что, с одной  стороны, все реформы могут болезненно восприниматься некоторыми людьми, может  сложиться нездоровая обстановка в  коллективе, возникнуть неприятие и  саботаж реформ со стороны отдельных  работников и организационных структур. С другой стороны, Глава местного самоуправления, может оказаться  перед тяжелым управленческим решением и в случае своей слабой позиции (отсутствие команды, невысокий уровень  личной квалификации, низкий уровень  авторитета у сотрудников-специалистов администрации местного самоуправления) не сделать рекомендуемые шаги. В  этом случае риск, что разработанный  и принятый стратегический план социально-экономического развития и все, выработанные в его  курсе плановые документы останутся  нереализованными или будут реализованы  лишь частично.

Текущий контроль за процессом  выполнения принятого плана стратегического  развития муниципального образования  возлагается на созданный департамент  по стратегическому развитию муниципального образования, в функции которого могут быть переданы координация  действий по выполнению профильными  департаментами основных функциональных стратегий, а также отслеживание изменений внешней среды и  внесение текущих корректировок  в исполнение намеченных задач. Этот же департамент собирает информацию и подготавливает текущие аналитические  отчеты о выполнении намеченной программы  действий для главы местной администрации  и по его поручению доводит  данную информацию до депутатов представительного  органа местного самоуправления и общественности.

По итогам деятельности отдельных  департаментов и конкретных муниципальных  служащих по реализации стратегического  плана развития муниципального образования  могут быть приняты соответствующие  меры стимулирования или воздействия.

Таким образом, разработанная  стратегия позволит определить готовность муниципального образования к эффективному реагированию на выявленные факторы  влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Кроме того, стратегия развития муниципального образования свидетельствует о  способностях муниципального образования  вести слаженную планомерную  работу и по привлечению внешних  ресурсов для его развития (использование  в переговорах с инвесторами, подготовленные PR-акции по формированию привлекательного имиджа муниципального образования в различных средствах  массовой информации и Интернете).

 

 

  1. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры Шумерлинского района ЧР

2.1.  Анализ социально-экономического развития инфраструктуры г. Шумерля

 

Ведущей отраслью промышленности города является машиностроение, представленное ОАО «Комбинат автофургонов»  и ОАО «Шумерлинский завод  специализированных автомобилей», производящими унифицированные автофургоны, автомобили со специальными кузовами: автомобиль-столовую, автомобиль скорой помощи и т.д. В городе имеются предприятия легкой промышленности (кожгалантерейная фабрика, швейная фабрика), предприятия пищевой промышленности (хлебозавод, маслозавод, мясокомбинат, пищекомбинат «Лесной»).

2011 год оказался непростым  для некоторых организаций города. Отмечено снижение показателей  экономического и социального  развития по сравнению с 2010 годом:

  • объемов отгруженной продукции в действующих ценах на трех из шести предприятий обрабатывающих производств;
  • объема грузооборота по крупным и средним предприятиям к предыдущему году на 23,2%;
  • ввода в действие жилья за счет всех источников финансирования – 70,3% к прошлому году;
  • инвестиционной активности предприятий промышленности и сферы малого бизнеса.

За 2011 год общий объем  инвестиций за счет всех источников финансирования составил 455 млн. рублей, или 81,3% к уровню 2010 года.[21]

 

                                                                                                

 

                                                                                                  Таблица 1

Динамика показателей  социально-экономического развития г. Шумерли за 2008–2011 годы

 

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

                         1

       2

    3

       4

      5

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных  услуг собственного производства организаций, млн. рублей

4613,1

4682,6

4814,3

4382,4

Доля убыточных предприятий  в общем количестве предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, %

31,8

29,4

60,0

57,1

Темп ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году

76,1

113,6

69,6

70,3

Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млн. рублей

694,2

524,2

559,5

455,0

Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, %

113,5

78,6

106,2

81,3

Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению, в сопоставимых ценах, % к соответствующему периоду предыдущего года

90,0

59,2

106,8

81,0

Средний размер месячной пенсии, рублей

4353,2

5854,3

7246,3

7868,7

Прожиточный минимум на душу населения, рублей

3879,0

4276,0

4790,0

5450,0

Коэффициент смертности по основным классам причин смерти (умершие  на 1 тыс. человек населения)

17,8

17,3

18,8

18,4


 

На основе показателей  социально-экономического развития 2008-2011 гг., представленных в таблице 1 можно  сделать выводы, что динамика за эти годы сильно изменилась. Следует отметить, что объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства заметно снизился в 2011 году и составлял 4382,4 млн. рублей по сравнению с 2008 г., где этот показатель был выше и составлял  4613,1 млн. рублей. Также возросла доля убыточных предприятий, составлявших в 2008 г. 31,8 % повысилась до 57,1 % в 2011 г. Темп ввода в эксплуатацию жилья к 2011 г. также снизился на 5,8 %. Темп роста инвестиций в основной капитал за 2008 год составлял 113,5%,но к 2011 году видно снижение на 32,2 %. Увеличение показателей наблюдается в показателях размера месячной пенсии 3515,5 рублей, а также прожиточного минимума на 1577 рублей в 2011 году по сравнению с 2008 г.

Численность населения в  г. Шумерле на 1 января 2011 г. составила 31,7 тыс. человек, в том числе горожан моложе трудоспособного возраста – 4,9 тыс. человек (15,3%); трудоспособного возраста – 18,4 тыс. человек (58,2%); старше трудоспособного возраста – 8,4 тыс. человек (26,5%); из них мужчин – 44,6%, женщин – 55,4%.

Демографическая ситуация в  городе так же, как в целом по России и Чувашии, характеризуется  снижением численности населения  по причине естественной и механической (миграционной) убыли населения. Если на начало 2008 года численность жителей, постоянно проживающих в г. Шумерле, составляла 34,0 тыс. человек, то на начало 2012 года – 31,1 тыс. человек.

Главными причинами миграционного  оттока экономически активного населения  являются отсутствие работы и сокращение рабочих мест на основных предприятиях города, низкая заработная плата в  организациях города.

 

 

 

Таблица 2

Динамика возрастного  состава населения г. Шумерли

за 2008–2011 годы (на конец года)

Возраст

Численность, человек

     
 

2008

2009

2010

2011

От 0 до 10 лет

3496

3557

3524

3545

От 11 до 18 лет

2903

2783

2167

2194

От 19 до 30 лет

6169

5995

5002

4887

От 51 до 55 лет

2842

2962

3097

3081

От 56 до 60 лет

2370

2461

2609

2640

От 61 и старше

6176

6121

6351

6367


 

Из таблицы видно,что  в г. Шумерле идет процесс сокращения численности населения трудоспособного возраста. На 1 января 2011 г. его доля составила 58,2%: за 2008–2011 годы она снизилась более чем на 3,2%, в то время как в других городах республики немного повысилась.

Одновременно повышается доля лиц пенсионного возраста (26,5% на 1 января 2011 г.). Происходит процесс старения населения города: снижение удельного веса населения трудоспособного возраста и рост числа людей старше трудоспособного возраста. Средний возраст населения увеличился с 40,54 года в 2008 году до 42,0 года в 2011 году (табл. 2). В связи с преобладанием в структуре населения лиц пожилого возраста коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население также увеличился с 628 до 718. Данный факт свидетельствует о большей нагрузке на бюджет города по сравнению с другими городами республики.

Информация о работе Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования