Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение стратегического социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля, выявление проблем и перспектив инфраструктуры города.
Указанная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач:
•изучить теоретические основы стратегического планирования;
•обозначить сущность и основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
•дать оценку социально-экономическому развитию муниципального образования города Шумерля;
•определить перспективы социально-экономического развития муниципального образования города Шумерля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования………………………………5
1.1. Понятие, сущность, особенности инфраструктуры муниципального образования………………………………………………………………………5
1.2 Понятие, сущность, цели стратегического планирования……………….9
1.3 Этапы стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования………………………………13
2. Анализ стратегического планирования экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………...21
2.1 Анализ экономического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля………………………………………………………21
2.2 Оценка стратегии социально – экономического развития г. Шумерля..32
2.3 Анализ стратегического планирования развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля на примере сферы образования..47
3. Перспективы стратегического развития инфраструктуры муниципального образования г. Шумерля……………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованной литературы………………………………………….60

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Таблица 3

Основные демографические  показатели г. Шумерли

за 2008–2011 годы

 

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011


 

1

2

3

4

5

Среднегодовая численность  постоянного населения, тыс. человек

33,83

33,56

31,72

31,39

Естественный прирост (убыль (-) населения на  
1 тыс. населения, человек

-7,6

-6,1

-7,5

-7,8

Миграционный прирост (убыль) населения на  
10 тыс. населения, человек

3,3

-27,4

-37,4

-102,6

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, человек

288

597

437

256

Темп роста (снижения) к  предыдущему периоду, %

106,7

207,3

73,2

58,6


 

Анализируя данную таблицу, следует отметить, число родившихся в городе увеличивается: за 2008 год – 346 человек, 2009 год – 376 человек, 2010 год – 360 человек. В 2011 году общий показатель рождаемости составил 10,6 на 1 тыс. населения против 10,2 на 1 тыс. населения в 2008 году.

Тенденция снижения смертности населения наблюдается с 2005 года. Однако уровень ее остается довольно высоким. Ежегодно смертность населения превышает рождаемость в 1,5–1,7 раза. За 2008 год умер 601 человек, за 2009 год – 580 человек, за 2010 год – 600 человек. В 2011 году общий показатель смертности составил 18,4 на 1 тыс. населения против 17,8 на 1 тыс. населения в 2008 году. [21]

Коэффициент рождаемости  сложился ниже среднереспубликанского уровня, коэффициент смертности –  выше. Основной причиной является высокая  смертность мужского населения трудоспособного  возраста.

Разразившийся мировой финансовый кризис уже в конце 2008 года, отразившись  на объемах промышленного производства продукции, повлиял на рынок труда  в городе.

За 2008–2009 годы наблюдалось  снижение (на 6%) численности работников, занятых в организациях города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Наибольшее снижение списочного состава работающих отмечено в организациях, занятых производством транспортных средств и оборудования, – более  чем на 9%. За 2011 год в Центр занятости  населения города Шумерли в поисках  работы и за консультацией обратились 1465 человек, что на 25% меньше, чем  в предыдущем году. В составе обратившихся 50,6% – женщины, 7,2% – инвалиды, 42,4% – молодежь в возрасте до 30 лет.

По состоянию на 1 января 2012 г. численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 256 человек, что на 41,4% меньше, чем в 2010 году (437 человек). Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2012 г. составил 1,27% от численности трудоспособного населения трудоспособного возраста (в целом по Чувашской Республике – 1,00%).

Экономика г. Шумерли является монопрофильной, основную роль играет машиностроительный комплекс, включающий производство транспортных средств  и оборудования. В 2011 году 67,7% объема отгруженной продукции обрабатывающих производств приходилось на машиностроительный комплекс, где было допущено снижение объемов производства на 9,2% и задействовано 30% работающего населения города.

По состоянию на 1 января 2012 г. в городе зарегистрировано 157 малых предприятий, в том числе действующих – 135. За прошедший год было создано 5 малых предприятий. Показатель плотности малых предприятий на 1 тыс. жителей составил 4,54. Количество малых предприятий г. Шумерли в динамике представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Количество малых предприятий

 

Общая численность занятых  в малом предпринимательстве  на 1 января 2012 г. составила 3604 человека, в том числе работающих на малых предприятиях – 1827 человек. Количество зарегистрированных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 1777 человек. Динамика численности работников, занятых в малом бизнесе, отражена на рис. 2.

Объем отгруженных товаров  собственного производства, работ и  услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, за 2011 год составил 681,8 млн. рублей.

 

Рис. 2. Динамика численности  работников, занятых в малом бизнесе

 

Жилищный вопрос – один из наиболее острых социальных вопросов, характерных для инфраструктуры муниципального образования. Муниципальное образование г. Шумерля не является исключением, несмотря на достаточно высокий уровень средней обеспеченности населения жилплощадью (25,3 кв. метра – на конец 2010 года, 25,8 кв. метра – на конец 2011 года).

Муниципальный жилищный фонд г. Шумерли по состоянию на 1 января 2010 г. составил 73,0 тыс. кв. метров, на 1 января 2012 г. – 48,3 тыс. кв. метров. В основном это здания, не имеющие высокой потребительской стоимости на рынке жилья.

В городе 159 ветхих и аварийных  многоквартирных жилых домов (постройки 1915–1970 годов, из них более 76 строений имеют физический износ 90–100%), в которых проживают более 700 семей.

В 2008–2009 годах снесено  4847,76 кв. метра и переселено 139 семей. В 2010 году снесено 5952,08 кв. метра и переселена 151 семья (370 человек). На  
1 января 2012 г. в очередях на улучшение жилищных условий состояло 450 молодых семей.

В рамках реализации Закона Чувашской Республики «О регулировании  жилищных отношений» в 2006–2011 годах  обеспечено жилыми помещениями по договорам  социального найма 56 детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей: в 2006 году – 1 человек, в 2007 году – 1 человек, в 2008 году – 5 человек, в 2009 году – 18 человек, в 2010 году – 8 человек, в 2011 году – 23 человека.

В целом ситуация в жилищной сфере г. Шумерли характеризуется:

- низкими темпами жилищного строительства;

- неразвитостью системы ипотечного жилищного кредитования.

Жилищный фонд является основным элементом общественной инфраструктуры города. В развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году было вложено 42,7 млн. рублей, или 13,7% от общей суммы расходов бюджета г. Шумерля.

В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», республиканскими адресными программами «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» в 2008–2011 годах привлечены дополнительные финансовые средства из федерального бюджета, которые направлены на организацию капитального ремонта 76 многоквартирных домов.

В 2011 году проведен комплексный  капитальный ремонт 4 многоквартирных  домов на общую сумму 7,9 млн. рублей, в том числе за счет средств  государственной корпорации – Фонда  содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства – 4,5 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 1,5 млн. рублей, местного бюджета – 1,5 млн. рублей, средств собственников  помещений – 0,4 млн. рублей. Проведение капитального ремонта общего имущества  многоквартирных домов предусматривает ремонт фасада, кровли, подвала, замену существующих систем газо-, электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. [21]

Организационная и практическая работа медицинской службы города также является одним из компонентов развития инфраструктуры муниципального образования. Она направлена на обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Демографические показатели по г. Шумерле, за исключением младенческой смертности, не достигают средних значений по Чувашской Республике: рождаемость – 10,6 на 1 тыс. населения (Чувашия – 12,9), смертность – 18,4 на 1 тыс. населения (Чувашия – 13,6). Распространенность некоторых заболеваний – сердечно-сосудистых, онкологических – остается значительной.

Численность работающих в  учреждениях здравоохранения в  г. Шумерле в 2011 году составила 367 человек, из них врачей – 63 человека, средних медицинских работников – 157 человек, прочий персонал – 88 человек, младший персонал – 59 человек.

Новые организационные формы  работы и возможность применения на практике современных методов  лечения повысили мотивацию к  труду медицинского персонала, престиж  первичного звена. Денежные выплаты  в рамках реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье» стали дополнительным стимулирующим  фактором в решении проблем дефицита кадров: укомплектованность врачами  первичного звена достигла 84%, коэффициент  совместительства на конец года составил 1,1.

В муниципальной собственности  г. Шумерли находятся 8 дошкольных образовательных  учреждений, которые посещают 1392 ребенка, 5 общеобразовательных учреждений с 2985 учащимися, 3 учреждения дополнительного  образования детей, в которых  занимаются 1219 учащихся. В системе  образования трудятся 350 педагогических работников, в том числе в общеобразовательных  школах – 182, в дошкольных образовательных  учреждениях – 149, в учреждениях дополнительного образования – 25. Высокое качество образования обеспечивают квалифицированные педагогические кадры, 73,6% учителей имеют высшее образование, 86,4% – различные квалификационные категории. В среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах. Отсутствие дефицита педагогических работников в настоящее время во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров – 11,4%. Более половины учителей имеют стаж свыше 20 лет – 68%, а число молодых специалистов со стажем до 5 лет составляет 5%. Анализ статистических данных и мониторинговых исследований стажа и возраста педагогических работников показывает, что в муниципальной системе образования наблюдается тенденция старения кадров: средний возраст педагогов составляет 46 лет.

В период реализации приоритетного  национального проекта «Образование»  все общеобразовательные учреждения перешли на финансовую самостоятельность и финансировались в соответствии с нормативами. Общий фонд стимулирующей части оплаты труда в 2011 году составил 13544,6 тыс. рублей.

В бюджет города в 2011 году поступили  доходы в сумме 299,7 млн. рублей, что  составляет 86% к годовым уточненным назначениям, со снижением к 2010 году на 37%, безвозмездные поступления  из других бюджетов – 160,2 млн. рублей, или 76,3% к утвержденным назначениям, со снижением к 2010 году на 53,3%.

В структуре налоговых  и неналоговых доходов бюджета  г. Шумерли наибольший удельный вес  занимает налог на доходы физических лиц – 42,2%, или 58,9 млн. рублей; 16,4% (22,9 млн. рублей) – единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности; 13,7% (19,1 млн. рублей) –  доходы от продажи материальных и  нематериальных активов; 10,6% (14,8 млн. рублей) – земельный налог; 7,5% (10,4 млн. рублей) – доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

За 2011 год в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года общий объем доходов бюджета  г. Шумерли уменьшился на 37%, безвозмездные  поступления – на 53,3%.

Недоимка по налоговым  платежам по состоянию на 1 января 2012 г. снизилась по сравнению с 1 января 2011 г. на 17% и составила 670 тыс. рублей.

Основные угрозы невыполнения бюджетных обязательств города связаны  с недостаточным получением бюджетных  доходов из-за резкого снижения экономической  активности предприятий города и, как  следствие, недофинансирования расходов.

Основные расходы направляются на развитие системы образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, повышение уровня жизни и социальной защищенности населения города, обеспечение  доступности и качества основных социальных благ. Расходы на финансирование социально-культурной сферы в 2011 году произведены на уровне 2010 года. Доля расходов на эти цели составила 76,6% от общей суммы расходов бюджета.

В целях эффективного использования  средств бюджета и внебюджетных источников закупки товаров и  услуг для бюджетных учреждений города производятся на конкурсной основе.

2.2 Оценка стратегии  социально-экономического развития  г. Шумерля

Стратегия развития города — это результат выбора целей и пути развития, русла, в котором должен развиваться данный объект, причем выбора, осуществляемого на основе неких принципов, составляющих базу для принятия управленческих решений. Главная проблема — разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно нацеливалась бы на перспективные цели городского развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры. На решение этой задачи нацелена концепция ключевых факторов успеха (ключевых компетенций) городов и территорий, развиваемая в последние годы рядом западных исследователей.

Комплексный  инвестиционный план модернизации г. Шумерли до 2020 года принят решением Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 29 декабря 2011 г. № 166 «Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Шумерли на период до 2020 года»

Цели Комплексного плана  – это повышение качества жизни  населения, создание полифункциональной структуры экономики города посредством  ее диверсификации, обеспечения ухода  от монопрофильности.

  • Для повышения качества жизни населения и создания полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации и обеспечения ухода от монопрофильности предполагается решение следующих задач:
  • диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, повышения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и роста конкурентоспособности производства;
  • создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств, малого бизнеса путем создания индустриального парка;
  • развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции;
  • формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности;
  • снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения, созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;
  • комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной);
  • обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры;
  • развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах. [3]

Информация о работе Стратегическое планирование инфраструктуры муниципального образования