Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:33, реферат

Краткое описание

Стратегическое планирование: сущность, стратегия определения целей организации, оценка и анализ внешней среды управления, исследования сильных и слабых сторон организации, изучение стратегических альтернатив.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 49.08 Кб (Скачать)

1 Стратегическое  планирование: сущность, стратегия  определения целей организации,  оценка и анализ внешней среды  управления, исследования сильных  и слабых сторон организации,  изучение стратегических альтернатив.

       Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций  ориентированы на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для украинских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.

    Стратегическое  планирование – это выработка  стратеги с помощью формализованной  процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также  программы перехода к этой модели.

    Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

    Сущность  стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.

    Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы  и ее производственно-сбытовые нужды.

    Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме  того, стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

    Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного  времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует  рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение  продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок  в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

    Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

    Функции стратегического планирования:

  • Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
  • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
  • Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  • Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
  • Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
  • Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

Цели организации

    Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все  остальные цели вырабатываются для  ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего  последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают  основной цели организации, то у них  не будет логической точки отсчета  для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить  лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  уровнях развития.

    Формирование  миссии включает в себя:

  • выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.

    В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку  фирмы в будущем.Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (см. табл.) , которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений. 
 
 
 
 

    Таблица: Ценностные ориентации

Категория ценностей Типы предпочтительных целей
Теоретические Истина. Знание. Рациональное мышление. Долгосрочные  исследования и разработки
Экономические Практичность. Полезность. Рост. Прибыльность. Результаты. Накопление богатства.
Политические Власть. Признание. Общий объём  капитала, продаж, количество работников.
Социальные Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта. Социальная  ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция.
Эстетические Художественная  гармония. Состав. Форма и симметрия. Дизайн изделия. Качество. Привлекательность.
Религиозные Согласие с  вселенной. Этика. Моральные  проблемы.

 

       Общие фирменные цели формируются и  устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство.

       Конкретные  и измеримые цели (это позволяет  создать четкую базу отсчета для  последующих решений и оценки хода работы) .

       Ориентация  целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет  осуществить, но также когда должен быть достигнут результат) .

       Достижение  цели (служит повышению эффективности  организации) ; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

       Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной  цели, не должны мешать достижению других целей) .

Цели  будут значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. 
 

Оценка и анализ внешней среды

       После установления своей миссии и целей  руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического  планирования.

         На этом пути первым шагом  является исследование внешней  среды:

  • оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
  • определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
  • определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

       Анализ  внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз, время для прогнозирования  возможностей, время для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств  и время на разработку стратегий) .

       Для этого необходимо выяснить, где находится  организация, где она должна находиться в будущем и что для этого  должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

  • Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
  • Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
  • Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
  • Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего” , разрушающего организацию.
  • Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
  • Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей) .
  • Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

       Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она  сталкивается в этой среде. Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных  возможностях и недостатках организации.

Обследования  слабых и сильных сторон организации

       Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы  воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой  методическую оценку функциональных зон  фирмы, предназначенную для выявления  ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие  функции, как маркетинг, бухгалтерский  учет, операции (производство) , человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.

         При обследовании функции маркетинга  необходимо обратить внимание  на семь областей анализа:

  • конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании;
  • разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;
  • рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;
  • рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;
  • эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий) ;
  • прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль) , анализ финансового состояния может принести пользу фирме;
  • выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.

       Весьма  важным для длительного выживания  фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции  управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы: Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?

Информация о работе Стратегическое планирование