Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:33, реферат
Стратегическое планирование: сущность, стратегия определения целей организации, оценка и анализ внешней среды управления, исследования сильных и слабых сторон организации, изучение стратегических альтернатив.
1 Стратегическое
планирование: сущность, стратегия
определения целей организации,
Стратегическое
планирование - это одна из функций
управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации
и путей их достижения. Стратегическое
планирование обеспечивает основу для
всех управленческих решений. Поэтому,
большинство предприятий и
Стратегическое планирование – это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.
Стратегия
предполагает разработку обоснованных
мер и планов достижения намеченных
целей, в которых должны быть учтены
научно-технический потенциал
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Функции стратегического планирования:
Цели организации
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Формирование миссии включает в себя:
В
миссию фирмы также входит задача
определения основных потребностей
потребителей и их эффективного удовлетворения
для создания клиентуры в поддержку
фирмы в будущем.Часто руководители
фирм считают, что их основная миссия -
получение прибыли. Действительно, удовлетворяя
какую-то внутреннюю потребность, фирма
в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы
заработать прибыль, фирме необходимо
следить за средой своей деятельности,
учитывая при этом ценностные подходы
к понятию рынка. Миссия представляет
чрезвычайное значение для организации,
нельзя забывать о ценностях и целях высшего
руководства. Ценности, формируемые нашим
опытом, направляют или ориентируют руководителей,
когда они сталкиваются с необходимостью
принятия критических решений. Западные
ученые установили шесть ценностных ориентаций
(см. табл.) , которые оказывают воздействие
на принятие управленческих решений, и
связали эти ориентации со специфическими
типами целевых предпочтений.
Таблица: Ценностные ориентации
|
Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы) .
Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат) .
Достижение цели (служит повышению эффективности организации) ; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей) .
Цели
будут значимой частью процесса стратегического
управления только в том случае,
если высшее руководство правильно
их сформулирует, эффективно институционализирует,
проинформирует о них и стимулирует их
осуществление во всей организации.
Оценка и анализ внешней среды
После
установления своей миссии и целей
руководство предприятия
На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий) .
Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Обследования слабых и сильных сторон организации
Руководство
фирмы должно выяснить, обладает ли
фирма внутренними силами, чтобы
воспользоваться внешними возможностями,
и существуют ли у нее слабые стороны,
которые могут усложнить
При обследовании функции
Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы: Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?