Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство российских граждан среди прочих жизненных приоритетов на первое место ставит улучшение жилищных условий. Следовательно, от возможности реализации потребностей граждан в значительной степени зависит уровень социальной напряженности и политическая температура в обществе, поэтому доступное и комфортное жилье является важнейшей материальной основой достижения целей национальных проектов в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Этим определяется и социальная значимость Национального жилищного проекта. Именно по этому в центре внимания рассматриваемого дипломного проекта будет находиться приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее Проект, ПНП).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» …………………………………………………………………………………. 7
1.1. Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»……………………………..………..7
1.2. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России…....................... 15
1.3. Нормативно – правовая база проекта……...………………………….…. 17
1.4. Федеральная целевая программа «Жилище» как основной механизм реализации приоритетного национального проекта……………………..………18
Глава 2. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе Екатеринбурге ……….... 38
2.1. Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в городе Екатеринбурге.…………………………………………………….……………………... 38
2.2. Реализация программ и подпрограмм по обеспечению жильем различных категорий граждан в МО город Екатеринбург …………………..…….. 47
2.3. Развитие ипотечного жилищного кредитования……..…..………….…. 51
Глава 3. Анализ проблем реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и практические рекомендации по их решению ..………………………………….…….... 58
3.1. Проблемы реализации Проекта в городе Екатеринбурге ………….….. 58
3.2. Практические рекомендации по оптимизации реализации Проекта в городе Екатеринбурге …………………………………………………….……...69
Заключение ……………………………………………………………..………...74
Список использованных источников и литературы …………

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

Остаток сметной стоимости  по указанным объектам по состоянию  на 1 января 2011 г. составил более 30 млрд. рублей.

Завершение строительства  и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых в 2008 - 2010 годах осуществлялось в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, позволит:

обеспечить более комфортные условия проживания населения путем  повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;

обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

улучшить экологическое  состояние окружающей среды.

Финансирование мероприятий  по направлению «Совершенствование ЖКХ» происходит в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», на реализацию которой в 2006–2010 годах выделили из федерального бюджета 27,5 млрд. рублей. Необходимым условием предоставления средств по этой подпрограмме является финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны субъектов РФ, муниципальных образований и частных инвесторов.

В рамках подпрограммы также  осуществляются мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и из жилищного фонда с высоким (более 70 %) уровнем износа. 
С целью обеспечения прозрачности процедур государственной финансовой поддержки решено осуществить постепенный отказ от выделения бюджетных средств на подготовку к работе в зимних условиях и переход к использованию для данных целей кредитных ресурсов.

 

 

 

Развитие  ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья

Данное направление  развивается за счет оказания государственной поддержки Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В целом за 2006–2010 годы предоставлены государственные гарантии РФ по заимствованиям АИЖК в размере 138 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на увеличение уставного капитала агентства составили 22,2 млрд. рублей.

Государственная поддержка  АИЖК, по мнению разработчиков ФЦП  «Жилище», позволит расширить возможности рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и снизить ставки по ним. В 2006–2007 годах для улучшения жилищных условий 446 тыс. семей смогли воспользоваться ипотечными кредитами, а в 2006–2010 годах их стало более 1,4 млн. Около 30 % кредитов рефинансированы в АИЖК. 25

Предусмотрена отдельная  подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой такие семьи получат субсидии из бюджетов на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья либо строительства индивидуального жилого дома. Размер субсидий зависит от того, есть в семье дети или нет. В последнем случае субсидия составит не менее 35 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 25 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов). Молодые семьи, имеющие одного и более ребенка, смогут получить субсидию не менее 35 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 30 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Причем недостающие  средства для приобретения жилья могут быть привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий (молодых семей) и других источников. 
Всего за 2006–2010 годы в рамках подпрограммы улучшили жилищные условия 181,7 тыс. молодых семей, в том числе в 2006–2007 годах — 69,5 тыс.

 

Выполнение  государственных обязательств в  отношении некоторых категорий граждан

Главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - субсидии).

Реализация подпрограммы осуществляется в 2006 - 2010 годах. Гражданам, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в подпрограмме (далее - граждане - участники подпрограммы), предоставление субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Граждане - участники  подпрограммы могут реализовать  свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств  субсидии, удостоверяемой сертификатом, только один раз. Участие в подпрограмме добровольное.

Подразделения федеральных  органов исполнительной власти и  органы местного самоуправления, в  которых граждане состоят на учете  в качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий (в жилых помещениях), информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.

Обеспечение жильем граждан, которые относятся к определенным категориям, установленным федеральным законодательством, осуществляют посредством выпуска государственных жилищных сертификатов в рамках отдельной подпрограммы. Речь идет о военнослужащих, увольняемых (и уволенных) с военной службы, и приравненных к ним лицах, о выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о гражданах РФ, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, о тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», о пострадавших в результате этих аварий, а также о ветеранах подразделений особого риска и о вынужденных переселенцах.

На финансирование данной подпрограммы за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы в 2006–2010 годах в размере 133,1 млрд. рублей. Реализация подпрограммы позволила выполнить в 2006–2007 годах государственные обязательства по обеспечению жильем 46,1 тыс. семей из числа тех, кто имеет отношение к той или иной из перечисленных категорий граждан.

В целом в 2006–2010 годах  такие обязательства выполнены в отношении 132,3 тыс. семей, что составляет 18,6 % от общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (относящихся к указанным категориям граждан).

Лимит бюджетных обязательств Министерству регионального развития Российской Федерации на финансирование социальных выплат на приобретение жилья в 2010 году определен Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов» определен в размере 35 181,33 млн. рублей, в том числе:

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории  «Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица» - 18 319,28 млн. рублей;

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории «Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года» - 8 048, 08 млн. рублей;

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории «Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур» - 25,0 млн. рублей;

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица» - 737,19 млн. рублей;

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории  «Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами» - 1 192,9 млн. рублей;

для предоставления социальных выплат на приобретение жилья категории  граждан «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - 6 858,88 млн. рублей.

График    выпуска  и распределения государственных  жилищных сертификатов на 2010 год в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – подпрограмма) утвержден распоряжением Правительсва Российской Федерации от 02.02.2010 №101-р.

Согласно Федеральному закону от 23.07.2010 №185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»26 для предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, было дополнительно предусмотрено 10 млрд. рублей. В результате общий объем бюджетных ассигнований, выделенных для решения жилищной проблемы указанной категории граждан в рамках подпрограммы на 2010 год составил 18 048,08 млн. рублей, а общий объем финансирования социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы в результате составил         45 181,33 млн. рублей.

Однако приказы Минрегиона России о выпуске (дополнительном выпуске) государственных жилищных сертификатов касались только первоначально выделенных на реализацию подпрограммы 35 181,33 млн. рублей. Выпуск сертификатов в рамках дополнительно выделенного объема бюджетных ассигнований в размере 10 млрд. рублей не осуществлялся.

В рамках основного и  дополнительного выпуска государственных  жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы (службы), в 2010 году было оформлено и выдано на руки только 2,3 тыс. сертификатов на сумму около 3,1 млрд. рублей. Низкие результаты освоения бюджетных средств, выделенных для решения жилищной проблемы указанной категории граждан, были вызваны целым рядом объективных факторов:

рост стоимостных показателей, используемых для расчета размера  социальных выплат на приобретение жилья, на практике превысил показатели роста, заложенные в подпрограмму коэффициентами – дефляторами, утвержденными Минэкономразвития России в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года;

отказ граждан от получения  сертификатов в связи с тем, что  стоимость жилья на рынке недвижимости в некоторых субъектах Российской Федерации значительно превышает размер социальной выплаты, предоставляемой посредством сертификатов (особенно это актуально для таких регионов как Московская, Самарская, Ленинградская области и город Санкт-Петербург);

наличие условия добровольности участия в подпрограмме, на фоне которого после выхода постановления Конституционного Суда Российской Федерации27 большинство граждан, уволенных с военной службы (службы), состоящих в сводных списках на получение сертификатов, ожидая получения готового жилья, отказываются от получения сертификатов в рамках подпрограммы.

В результате на конец 2010 года образовался остаток бюджетных  ассигнований, не освоенных в ходе выдачи сертификатов, выдаваемых гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, в размере около 14,8 млрд. рублей.

В данных условиях с целью  освоения в полном объеме выделенных в 2010 году бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммных мероприятий, а также во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № ВП-П4-7750 остаток бюджетных ассигнований, в размере 14 860,84 млн. рублей, в том числе:

остаток средств, не освоенных  в ходе выдачи сертификатов, предназначенных для решения жилищной проблемы  граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц  - 14 738,78 млн. рублей;

остаток средств, неосвоенных  в ходе реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы – 122,06 млн. рублей;

было предписано использовать для обеспечения жильем военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации28.

Для выполнения указанного поручения Правительства Российской Федерации были внесены необходимые изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы, после чего были скорректированы положения Графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 101-р29.

Минрегион России для  реализации мероприятий подпрограммы выпустил    приказы:  от 25.12.2009 № 603 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости  1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года» (зарегистрировано  в  Минюсте России   28.01.2010 за № 16108) и от 31.03.2010 № 145 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2010 года» (зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2010 за № 16859), от 30.06.2010 № 313 «О нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года» (зарегистрирован в Минюсте России 30.06.2010 за № 17843), а также от 30.09.2010 № 438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2010 за № 18837),

По состоянию на 31.12.2010 года гражданам – участникам подпрограммы оформлено и выдано 24001 сертификат на сумму 44 934,9 млн. рублей (99,2% от объема лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных Графиком 2010 года), в том числе:

Информация о работе Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»