Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство российских граждан среди прочих жизненных приоритетов на первое место ставит улучшение жилищных условий. Следовательно, от возможности реализации потребностей граждан в значительной степени зависит уровень социальной напряженности и политическая температура в обществе, поэтому доступное и комфортное жилье является важнейшей материальной основой достижения целей национальных проектов в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Этим определяется и социальная значимость Национального жилищного проекта. Именно по этому в центре внимания рассматриваемого дипломного проекта будет находиться приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее Проект, ПНП).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» …………………………………………………………………………………. 7
1.1. Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»……………………………..………..7
1.2. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России…....................... 15
1.3. Нормативно – правовая база проекта……...………………………….…. 17
1.4. Федеральная целевая программа «Жилище» как основной механизм реализации приоритетного национального проекта……………………..………18
Глава 2. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе Екатеринбурге ……….... 38
2.1. Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в городе Екатеринбурге.…………………………………………………….……………………... 38
2.2. Реализация программ и подпрограмм по обеспечению жильем различных категорий граждан в МО город Екатеринбург …………………..…….. 47
2.3. Развитие ипотечного жилищного кредитования……..…..………….…. 51
Глава 3. Анализ проблем реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и практические рекомендации по их решению ..………………………………….…….... 58
3.1. Проблемы реализации Проекта в городе Екатеринбурге ………….….. 58
3.2. Практические рекомендации по оптимизации реализации Проекта в городе Екатеринбурге …………………………………………………….……...69
Заключение ……………………………………………………………..………...74
Список использованных источников и литературы …………

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

В результате мы видим, что число застройщиков, сдавших жилые дома в 2010 году, выросло до 43 (в 2009 году было 39); но главное — благодаря конкурентной среде с каждым годом набирают строительные объёмы некогда малые предприятия строительного комплекса. Если в 2006 году на долю 5 основных застройщиков приходилось более 43% всего возводимого в городе жилья, то, уменьшаясь с каждым годом, эта доля нынче составляет всего 27 %.

Администрация города в 2011 году планирует выставить на земельные торги под стройки 100 участков (ранее в год реализовывали по 30—40 участков) — и около трети этой программы к апрелю уже выполнено.

В  2010 году на территории муниципального образования «город Екатеринбург» введено 1026 тысяч кв. метров жилых строений. По этому показателю столица Урала далеко опередила все российские города миллионники. Один только Ленинский район Екатеринбурга смог сдать жилья 372 тысячи квадратов. То есть - на 72 тысячи больше, чем вся Пермь с ее миллионным населением. Кроме того, все это время Екатеринбург  активно прокладывал метро, сооружал новые транспортные развязки и дорожные объекты. На строительном рынке города сложилась здоровая  конкурентная среда, которая обеспечила полноценный, масштабный  фронт работ  для более чем 200 больших и малых строительных предприятий. 43 из них возвели и сдали в эксплуатацию 105 многоквартирных домов. Причем значительная их часть была построена на бюджетные средства для военнослужащих, ветеранов войны, сотрудников силовых ведомств, а также для молодых семей и социально-незащищенных граждан.

 В сравнении с 2009 годом (было введено — 817 тыс. кв. м) ввод жилья увеличился на 25,7%.

Важным направлением жилищного строительства является строительство жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).

Реализация программы  по «Переселению жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 – 2010 годы» происходила в условиях введенного в действие с 01.03.2006 Жилищного кодекса Российской Федерации, который изменил ранее действующий порядок переселения граждан из домов, подлежащих сносу 33:

- во-первых, изменения  коснулись площади предоставляемого  жилья – равнозначное по общей площади ранее занимаемому, либо уплачивается выкупная цена (ст. 89, 32 ЖК);

- во-вторых, обязанности  по выселению граждан из домов,  подлежащих сносу, в связи с  изъятием земельных участков  для муниципальных нужд (например, под строительство дорог) и  предоставление земельных участков  под жилищное строительство (высвобождение участков от находящихся на них домов и выставление участка на аукцион) возложены на орган местного самоуправления.

С 2008 года муниципальному образованию «город Екатеринбург»  впервые с начала реализации программы перечислены средства в виде межбюджетного трансферта из бюджета Свердловской области34 с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ для целей отселения домов, признанных в установленном порядке межведомственными комиссиями аварийными. Это позволило отселить 40 аварийных жилых домов.

Финансирование мероприятий  городской целевой программы  «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005-2010 годах» происходило за счет средств бюджетов всех уровней. Муниципалитет осуществлял отселение граждан из ветхих и аварийных домов за счет бюджетных средств, а также с использованием жилых помещений, освобождаемых гражданами в результате расторжения предыдущего договора социального найма (например, при улучшении жилищных  условий очередников, либо в связи со смертью нанимателя), а также перешедших по разным основаниям в муниципальную собственность от физических и юридических лиц.

В рамках программы муниципалитетом  ежегодно утверждался перечень отселяемых в текущем году ветхих, аварийных жилых домов. Такой перечень формировался по предложениям администраций районов города Екатеринбурга с учетом состояния домов по данным служб ЖКХ.

Также отселение производилось  за счет средств организаций-застройщиков, которым в рамках Стратегического  плана развития города Екатеринбурга предоставлялись земельные участки с расположенными на них ветхими домами. При этом обязанность по отселению этих домов возлагалась на застройщиков с использованием своих средств. К сожалению, в последние два года (2009-2010) застройщиками из-за финансовых трудностей, вызванных мировым финансовым кризисом, были существенно сокращены мероприятия по отселению домов, попавших на территории застройки. Наглядным подтверждением плачевной ситуации является статистика: за 2010 год строители отселили всего 28 семей. Собственно, основной причиной, по которой в 2005 году и были внесены поправки в законодательство,  является то, что многие жильцы прописывают в квартиру по 10 и более  человек, а потом требуют «по закону» на каждого прописанного законные метры. Следовательно, застройщикам было нерентабельно выкупать такие дорогие квадратные метры. Раньше застройщики с удовольствием брали под свое попечение дома ветхого и аварийного фонда в рамках программы стратегического плана развития города.

Всего за период действия программы, по данным отдела по распределению жилья города Екатеринбурга, на отселение было затрачено 1,313 млн руб., на  которые было построено 1055 квартир общей площадью 54,6 тыс. кв.м. Всего из более 450 ветхих, аварийных домов за 2005-2010 годы отселено 3703 семьи.

Несмотря даже на то, что планы  по переселению из ветхого и аварийного жилья выполняются только частично в связи с хроническим недофинансированием, существует  также ряд проблем, связанных с психологическим состоянием людей, переселяемых из своих квартир.

Во-первых, граждане не могут до сих  пор настроиться и психологически понять, что если раньше им предоставлялось жилье на количество прописанных человек, то с  нововведениями в Жилищном кодексе новое жилье предоставляется метр к метру и не больше.

Во-вторых, люди не хотят ехать на окраины, куда их переселяют, тем более что до этого  квартира была в центре, но законодательство гласит: в черте города Екатеринбурга, т.е. где закупают жилье, там и выдают, и при этом мнение переселенца спрашивать особо никто не будет. По закону все справедливо, или, как говорится, «в рамках закона».

В-третьих, для отселения используется не только новое жилье, но и жилье вторичного рынка, которое еще подлежит эксплуатации. Многие жильцы заявляют о желании получить новое жилье. 

В-четвертых, большая проблема, возникает  с собственниками: «По сути, мы должны собственникам ни метр в метр, а оценить квартиру и выкупить ее по рыночной стоимости. Оценивают оценщики, на конкурсной основе выбирается организация из поданных заявок, администрация делает им заказы, и именно они оценивают. Допустим, оценили они на 300 тысяч, ну что люди на это купят».35

По поводу заявления заместителя  главы Администрации города Екатеринбурга Владимира Крицкого о сносе хрущевок в центре города через 10 лет Татьяна Березина начальник отдела по распределению жилья заявила: «У нас же еще и деревянных домов много, так что до хрущевок еще не скоро дойдем, так как нужны огромные финансовые средства, а взять их неоткуда. Деревянных построек много,  потому что в 1991 году экономика была не в порядке, и решили отдать все предприятия в частные руки: Уралмаш, Химмаш и т.д. Естественно, что при акционировании, чтобы поддержать это производство и не обременять собственников содержанием жилищного фонда, все было передано в муниципалитет, и все вот эти заводские бараки пришли к нам. Бараки пришли, а вот деньги – нет...». 

Резюмируя проблемы ветхого и аварийного фонда города Екатеринбурга, можно выделить главную проблему, существующую на сегодняшний день.

Для переселения людей из всего  ветхого и аварийного фонда Екатеринбурга требуются немалые денежные средства, которые в бюджете отсутствуют. Если заниматься переселением частично, то появляется другая проблема: пока переселяют имеющийся фонд,  успевают ветшать и другие дома – получается замкнутый круг, разорвать который возможно только при избавлении от хронического недофинансирования программ переселения жителей из ветхого и аварийного жилья.

Другим не менее важным направлением жилищного строительства является разработка документации территориального планирования. В бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» 2010 года на эти цели были предусмотрены средства в объеме 24 млн. рублей. Эти средства направлены на разработку генерального плана, а также генерального плана, совмещенного с проектами планировки территорий. На основе этих документов выполняются работы по подготовке проектов правил землепользования и застройки.

Всего по итогам 2010 года на одного жителя Екатеринбурга введено 0,74 квадратных метров жилья (по итогам 2009 года - 0,6). В 2010 году 43 застройщика (в 2009 году - 39) ввели 105 многоквартирных жилых домов - 13003 квартиры (в 2009 году - 8137 квартир) площадью 907,6 тысячи квадратных метров (в 2009 году - 569,3 тысячи квадратных метров). Доля муниципального образования «город Екатеринбург» в показателе объем ввода жилья в Свердловской области составила 58,5% (в 2009 году - 51,2%).

Ещё одним из направлений  жилищного строительства является развитие в городе малоэтажного домостроения. Уже в середине 2011 года муниципалитет планирует ввести в строй целый малоэтажный поселок «Светлореченский»,  в котором будут жить, в основном, молодые семьи. А в конце года на Юго-Западной окраине уральской столицы  прямо на границе Европы и Азии  может начаться  комплексное строительство еще одного крупного малоэтажного поселка «Медный-2», в котором будут растиражированы лучшие проекты и технологии малоэтажной застройки, отработанные на экспериментальной площадке «Светлореченского».

Экспериментальный  поселок «Светлореченский», строительство которого уже полным ходом ведется на Юго-Западе уральской столицы  в микрорайоне «Широкая речка» представляет собой, жилой комплекс из двух трехэтажных многоквартирных  домов и 15 двухэтажных  таунхаусов, расположенный на территории в 6,6 Га   для предоставления благоустроенного жилья очередникам по договорам социального найма и тем горожанам, которые претендуют на получение квартир по федеральной программе «Молодая семья». Стоимость квадратного метра для участников этого жилищного эксперимента не превысит суммы в 30 тысяч рублей. А молодые семьи смогут оплатить приобретение квартир не только за счет ипотечного кредита, но и с помощью полагающейся им социальной денежной субсидии.  

В ходе состоявшейся в екатеринбургской мэрии жеребьевки 70 молодых семей, получивших поддержку Агентства Ипотечного Кредитования, узнали тип и место дислокации своего будущего жилья на территории поселка. Всего же в его границах будет построено 92 квартиры по программе «Молодая семья» и   95 квартир для городских социально незащищенных  очередников.  

Для возведения  жилых строений Светлореченского администрация города привлекла  полтора десятка местных застройщиков, продвигающих на рынке оригинальные, недорогие и энергоэффективные технологии малоэтажного строительства. Любой таунхаус молодежного поселка, состоящий из нескольких сблокированных двухуровневых трех и четырехкомнатных квартир площадью от 88 до 106 квадратных  метров, будет лишь внешне похож на соседние дома.   Каркас же каждого строения и его внутренняя технологическая начинка станут  сугубо индивидуальными.       

 Демонстрация строительных  возможностей и инженерное обеспечение поселка «Светлореченский» повлечет за собой дальнейшую активную застройку  Юго-Западной окраины Екатеринбурга. Отработанные  на его территории  новые технологии   эконом-класса администрация города планирует массово растиражировать при застройке соседнего поселка «Медный-2», который  в ближайшей перспективе появится недалеко от ныне существующего поселка «Медный». Здесь на границе Европы и Азии смогут разместиться недорогие коттеджи и таунхаусы общей площадью 500 тысяч кв. метров. Часть из них будет выстроена в единой архитектурной и цветовой гамме в виде двух символических букв Е и А. Так что пролетающие над Уралом самолеты и космические корабли смогут с высоты идентифицировать границу двух частей света, пролегающую в  черте Екатеринбурга.

 

2.2 Реализация  программ и подпрограмм по  обеспечению жильем различных категорий граждан в МО город Екатеринбург

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» (на 2002-2010 годы), продленная до 2015 года.

С целью оказания государственной  поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения.

Участниками подпрограммы могут являться молодые семьи, возраст  супругов в которых не превышает 35 лет, в том числе молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие в наличии доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной средней стоимости  жилья в части, превышающей размер предоставляемых выплат.

Информация о работе Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»