Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа
Актуальность темы. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство российских граждан среди прочих жизненных приоритетов на первое место ставит улучшение жилищных условий. Следовательно, от возможности реализации потребностей граждан в значительной степени зависит уровень социальной напряженности и политическая температура в обществе, поэтому доступное и комфортное жилье является важнейшей материальной основой достижения целей национальных проектов в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Этим определяется и социальная значимость Национального жилищного проекта. Именно по этому в центре внимания рассматриваемого дипломного проекта будет находиться приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее Проект, ПНП).
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» …………………………………………………………………………………. 7
1.1. Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»……………………………..………..7
1.2. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России…....................... 15
1.3. Нормативно – правовая база проекта……...………………………….…. 17
1.4. Федеральная целевая программа «Жилище» как основной механизм реализации приоритетного национального проекта……………………..………18
Глава 2. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе Екатеринбурге ……….... 38
2.1. Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в городе Екатеринбурге.…………………………………………………….……………………... 38
2.2. Реализация программ и подпрограмм по обеспечению жильем различных категорий граждан в МО город Екатеринбург …………………..…….. 47
2.3. Развитие ипотечного жилищного кредитования……..…..………….…. 51
Глава 3. Анализ проблем реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и практические рекомендации по их решению ..………………………………….…….... 58
3.1. Проблемы реализации Проекта в городе Екатеринбурге ………….….. 58
3.2. Практические рекомендации по оптимизации реализации Проекта в городе Екатеринбурге …………………………………………………….……...69
Заключение ……………………………………………………………..………...74
Список использованных источников и литературы …………
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (снижение процента по ипотеке в два раза);
- повышение доступности жилья для ряда категорий населения: молодых семей, военных, специалистов на селе и т. п. Главный инструмент повышения доступности — целевая господдержка за счет бюджетных средств;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; Для этого предполагается предоставлять гарантии по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство и субсидировать процентную ставку по таким кредитам;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Конкретными планами по реализации данных направлений стали:
Объём ипотечного кредитования значительно превзошёл ожидания правительства — в 2006 г. он составил около 263,5 млрд рублей, а в 2007 г. вырос более чем в два раза, до 556,4 млрд рублей. Однако средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам в 2007 году также была выше ожидаемой — 12,8% при средневзвешенном сроке кредитования – 16 лет (в валюте - 11% и чуть более 15 лет соответственно). 14
Годовой объём ввода жилья
В 2008 году приоритетными являлись три направления:15
Конкретными планами по реализации данных направлений стали:
По данным заместителя Председателя Правительства Александра Жукова в 2008 году на реализацию проекта было выделено 90,5 млрд руб. Также предоставлены государственные гарантии на 28,0 млрд. руб. Объем введенного в эксплуатацию жилья составил 63,8 млн кв. м (рост на 2,9 млн м² при плане в 11,6 млн м²).17 Объем ипотечного кредитования вырос до 630 млрд руб., превысив плановый показатель на 5%.
28 февраля 2008 года Президент РФ переформировал Межведомственную рабочую группу по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и назначил ее руководителем министра регионального развития РФ Дмитрия Козака 18 Однако через несколько месяцев в связи с уходом Дмитрия Козака с поста министра регионального развития состав группы снова пришлось менять, и 30 октября 2008 года ее руководителем был назначен новый министр Виктор Басаргин19 К последнему в 2008 году заседанию Совета по национальным проектам были подготовлены программа реализации проекта на 2009 - 2012 год. Основными направлениями проекта продекларированы: 20
Установленный план ввода жилья на 2009 год - 52 млн м², выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.
Самым затратным мероприятием в 2009 году стало увеличение уставного капитала АИЖК на 200 млрд. рублей в рамках поддержки спроса на жилье. Включены в проект расходы на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем увольняемых военнослужащих, работников органов внутренних дел, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, участников Великой Отечественной войны и других льготников. Выделили деньги на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов. Предусмотрели инвестиции в развитие и модернизацию инфраструктуры (коммунальной, социальной, инженерной).
В середине 2009 года на заседании Совета по национальным проектам направления реализации были уточнены. 21 В частности, были изменены название направлений:
а также из направления «государственная поддержка спроса на рынке жилья» было выделено отдельным пунктом следующее:
Планы ввода жилья изменены не были.
Общая сумма планируемых расходов по проекту значительно выросла. Наиболее затратные мероприятия планировались по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов, в том числе за счет средств ОАО «АИЖК» и материнского (семейного) капитала (108,9 млрд руб.) в рамках поддержки платежеспособного спроса на жилье, по проведению капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов (70 млрд рублей) в рамках повышения качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны (55,8 млрд рублей), совершенствованию механизмов использования государственных жилищных сертификатов (48,2 млрд рублей) и приобретению на первичном рынке жилья для военнослужащих (48 млрд рублей) в рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, по расселению аварийного и ветхого жилищного фонда (41,5 млрд рублей) в рамках стимулирования развития жилищного строительства.
В декабре 2005 года Министерство финансов РФ утвердило код бюджетной классификации для национального проекта «Жильё», совпадающий с расходами на реализацию мероприятий, предусмотренных вторым этапом Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (104 00 00) Начиная с 2008 года, упоминание национального проекта из соответствующего кода бюджетной классификации было убрано.
Важнейшая составляющая приоритетных национальных проектов это подход к их реализации. В его основе переход от прямого финансирования к частичному субсидированию кредитов, целевой характер перечисляемых средств, конкурсные принципы и элементы общественной экспертизы. Активное влияние на эти механизмы оказывают и региональные власти. Они разрабатывают планы реализации президентских программ в регионе, анализируют практику проектов, информируют заинтересованных лиц, приглашают представителей бизнеса и общественности.
Таким образом, благодаря
национальному проекту «
1.2. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
1. Развитие
массового жилищного
В рамках указанного направления реализуются мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На реализацию указанных мероприятий в 2009 году направлены средства федерального бюджета в объеме 21,5 млрд. рублей. 22
Финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства осуществляется за счет средств института развития – Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
В результате реализации указанных мероприятий в период 2009-2012 годов будет построено 228 млн. кв. м жилья, вовлечено в оборот для нужд жилищного строительства 16,8 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.
2. Государственная поддержка спроса на рынке жилья
Мероприятия указанного направления нацелены на стабилизацию уровня спроса на рынке жилья, сохранение объемов строительства нового жилья и, посредством этого, поддержку строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных и отделочных материалов.
Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через систему ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и отдельных категорий граждан.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено предоставление государственных гарантий по облигациям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в объеме 80,0 млрд. рублей в 2009-2010 годах. В результате реализации указанных мероприятий доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, увеличится к 2012 году до 25% от общего числа семей.
На обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны в 2009 году направлены средства федерального бюджета в объеме 20,8 млрд. рублей.
Для государственной поддержки 14 тыс. молодых семей в приобретении жилья направлены средства федерального бюджета в объеме 9,6 млрд. рублей.
3. Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг
Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг привело к реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Направлены средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме 197,6 млрд. рублей в 2009-2011 годах для переселения 60,4 тыс. семей в новое жилье и капитального ремонта 45 млн. кв. м жилья.
На цели модернизации коммунальной инфраструктуры в 2009 году направлены средства федерального бюджета в объеме 6,1 млрд. рублей, в 2010 – 5,2 млрд. рублей. Целью реализации указанных мероприятий является снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 45% к 2012 году.
1.3. Нормативно – правовая база проекта
Приоритетный национальный проект включает федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы с подпрограммами, а также множество законодательных актов, направленных на реформирование ЖКХ и строительной отрасли, включая Жилищный, Градостроительный, Земельный кодексы, Федеральные законы: «О жилищных накопительных кооперативах», «О кредитных историях», «О содействии развитию жилищного строительства», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», и другие нормативно-правовые акты, определяющие правовые, экономические и организационные основы деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение или строительство жилых помещений. Важным с точки зрения правового обеспечения реализации Проекта на местном уровне является ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».