Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Согласно социологическим опросам, подавляющее большинство российских граждан среди прочих жизненных приоритетов на первое место ставит улучшение жилищных условий. Следовательно, от возможности реализации потребностей граждан в значительной степени зависит уровень социальной напряженности и политическая температура в обществе, поэтому доступное и комфортное жилье является важнейшей материальной основой достижения целей национальных проектов в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Этим определяется и социальная значимость Национального жилищного проекта. Именно по этому в центре внимания рассматриваемого дипломного проекта будет находиться приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее Проект, ПНП).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» …………………………………………………………………………………. 7
1.1. Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»……………………………..………..7
1.2. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России…....................... 15
1.3. Нормативно – правовая база проекта……...………………………….…. 17
1.4. Федеральная целевая программа «Жилище» как основной механизм реализации приоритетного национального проекта……………………..………18
Глава 2. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе Екатеринбурге ……….... 38
2.1. Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в городе Екатеринбурге.…………………………………………………….……………………... 38
2.2. Реализация программ и подпрограмм по обеспечению жильем различных категорий граждан в МО город Екатеринбург …………………..…….. 47
2.3. Развитие ипотечного жилищного кредитования……..…..………….…. 51
Глава 3. Анализ проблем реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и практические рекомендации по их решению ..………………………………….…….... 58
3.1. Проблемы реализации Проекта в городе Екатеринбурге ………….….. 58
3.2. Практические рекомендации по оптимизации реализации Проекта в городе Екатеринбурге …………………………………………………….……...69
Заключение ……………………………………………………………..………...74
Список использованных источников и литературы …………

Файлы: 1 файл

Диплом 2.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Распределение государственных  жилищных сертификатов на 2010 год по категориям и объему бюджетных ассигнований

Категория граждан –  участников подпрограммы

Выдано ГЖС

Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица

17 534 ГЖС

на 33 086,0 млн. рублей

Граждане, уволенные с военной  службы (службы), и приравненные к ним лица

2033 ГЖС

на 3 296,2 млн. рублей

Граждане, подлежащие отселению с  комплекса «Байконур»

18 ГЖС 

на 24,5 млн. рублей

Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лицам

488 ГЖС

на 677,3 млн. рублей

Граждане, признанные установленным  порядком вынужденными переселенцами

833 ГЖС

На 1 177,0 млн. рублей

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

3 095 ГЖС

на 6 673,9 млн. рублей


 

Согласно положениям пункта 41.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила) средства социальных выплат, приходящиеся на выданные сертификаты лимитов 2010 года, перечисляются установленным порядком с лицевого счета получателя бюджетных средств на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений. Дальнейшая оплата выданных сертификатов осуществляется с указанного счета.

Кроме того, в 2010 году осуществлялась реализация сертификатов, оформленных и выданных на руки гражданам в 2009 году в рамках Графиков выпуска и распределения сертификатов 2006, 2007, 2008 и 2009 годов. Оплата производилась с балансового счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений. На указанный счет в 2009 году согласно выпискам из реестров выданных сертификатов было перечислено 13 220,2 млн. рублей.

В период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года фактически было оплачено 20 566 сертификатов на сумму 37 621,2 млн. рублей.

Работа по оплате сертификатов по подпрограмме продолжается, так  как срок их реализации составляет 9 месяцев с даты их выдачи для  приобретения жилья.

Общий объем финансирования ФЦП «Жилище» в 2002–2010 годах — 902,4 млрд. рублей. Он включает средства федерального бюджета (298,8 млрд. руб.) и бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, частных инвесторов и граждан.

Естественно, Минрегионразвития  хотелось бы обрести уверенность  в том, что субъект РФ, в который  направляются федеральные деньги, способен внести свою долю, мобилизовать частный бизнес и вообще, что регион созрел для успеха: имеет базу для строительства, платежеспособное население и т. п.

Для каждой подпрограммы предусмотрена заявка от субъекта РФ на участие в ней. Здесь встречаются обороты: «краткое описание», «примерный бюджет», «может учитываться» и т. п. В итоге набрался 51 показатель готовности региона к участию в подпрограмме.

Свое мнение об этом на совещании в министерстве высказал мэр Ярославля Виктор Волочунас: «По каким критериям отбираются участники программы? Мы подтвердили наше участие не по какой-то утвержденной форме — на сайте посмотрели, на рабочих совещаниях у кураторов в Росстрое посидели, по публикациям в прессе и по ТВ ориентировались. Мы не заявку прислали, а свое видение проблемы, постарались показать конкурентоспособность наших предложений. А ведь документы должны быть четкими, ведь это же конкурс. Но нормативного документа нет!». 30 Методику отбора субъектов подтверждает документ под названием «Информация о предоставлении данных по перечню показателей по реализации национального проекта». Все как положено: название субъекта, дата, ответственное лицо по взаимодействию, примечания. В примечаниях указывается, по скольким показателям (из 51 требуемого) предоставлена информация. Но то ли региональные власти у нас сплошь некомпетентны, то ли вопросы оказались слишком сложными, но на запрос Минрегионразвития ответили только 71 субъектов из 89, а отобран конкурсной комиссией - 61. Среди «двоечников» оказались такие крепкие регионы, как Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, Чукотка. И только шесть регионов выполнили задание на «отлично». Безупречно отписалась лишь Архангельская область. Хотя пальму первенства следовало бы отдать вологодскому начальнику Департамента строительства, энергетики и ЖКХ: он умудрился предоставить 57 показателей из 51.

Координацию процесса реализации ФЦП «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм осуществляет межведомственная рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Мониторинг реализации ФЦП «Жилище»  проводится в субъектах РФ ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития России.

По расчетам авторов  ФЦП «Жилище» к 2010 году страна должна выйти на следующие показатели:

21,7 кв. м — размер  жилой площади на одного человека (в 2004 году — 20 кв. м); 3года —  совокупный денежный доход семьи  из трех человек за такой срок (в 2004 году — за 3,9 года) будет равен средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м; 30 % семей смогут приобретать жилье с помощью собственных и заемных средств (в 2004 году — 9 % семей); 
80 млн. кв. м — годовой объем ввода жилья (в 2004 году — 41,2 млн. кв. м); 
415 млрд. рублей — объем выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов и займов в год (в 2004 году — 20 млрд. рублей); 5–7лет — среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования (в 2004 году — 15–20 лет); 181,7 тыс. молодых семей будут обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета в 2006–2010 годах; 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшат жилищные условия за счет средств федерального бюджета в 2006–2010 годах;

до 50 % будет снижен уровень износа основных фондов коммунального хозяйства (в 2004 году — до 60 %). 28.12.2008   принято решение о продлении ФЦП "Жилище" до 2015 года.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. 31

Государственным заказчиком-координатором  является Минрегион России.

Общий объем финансирования - 620,69 млрд. руб., в т. ч.:

- за счет федерального  бюджета - 291,15 млрд. руб.; 
- из региональных и местных бюджетов - 109,96 млрд. руб.; 
- за счет внебюджетных источников - 219,58 млрд. руб.

Планируется содействовать  строительству жилья экономкласса. Так, предусмотрено целевое финансирование банков для кредитования застройщиков.

Предполагается, что такая недвижимость будет приобретаться молодыми семьями, получающими господдержку в рамках соответствующей подпрограммы, а также гражданами, которых государство должно обеспечить жильем в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, предполагается стимулировать региональные программы  развития жилищного строительства. В частности, будут выделяться субсидии на строительство автодорог в новых микрорайонах массовой застройки; на уплату процентов по кредитам, взятым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой; на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры и др. 

 

Глава 2. Реализация приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в городе Екатеринбурге

 

2.1. Жилищное строительство и реформирование ЖКХ в городе Екатеринбурге

Утвержденная Программа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2009 - 2012 годы (Далее - Программа). 32

Основными целями Программы  в муниципальном образовании "город  Екатеринбург" на 2009 - 2012 годы являются формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания населения на территории города, в соответствии с полномочиями органов муниципальной власти муниципального образования, установленными федеральным законодательством.

Основными направлениями  Программы являются:

1) увеличение объемов  ипотечного жилищного кредитования;

2) предоставление гражданам  мер государственной поддержки  при обеспечении жильем, в том числе молодым семьям;

3) увеличение объемов  жилищного строительства.

Основными мероприятиями  Программы являются:

1) увеличение объемов  ипотечного жилищного кредитования:

реализация мероприятий  по увеличению объемов жилищного  ипотечного кредитования;

2) предоставление гражданам  мер государственной поддержки  при обеспечении жильем:

реализация перечня  мероприятий программы "Обеспечение жильем молодых семей города Екатеринбурга";

реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных  федеральным законодательством", федеральная целевая Программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, организация работы с государственными жилищными сертификатами;

обеспечение отдельных  категорий граждан доступным  и комфортным жильем на возмездной основе, строительство жилья для работников муниципальной бюджетной сферы за счет средств уполномоченных инвесторов, с предоставлением муниципальных гарантий;

3) увеличение объемов  жилищного строительства:

разработка градостроительной  документации на новые площадки жилищного строительства;

строительство (приобретение) жилья, выкуп жилых помещений  в рамках городской целевой программы "Переселение жителей муниципального образования "город Екатеринбург" из ветхого и аварийного жилья";

привлечение для участия  в застройке жилых территорий внешних крупных компаний, банковских структур и т.д.

Свердловская область – один из наиболее развитых и инвестиционно привлекательных регионов России, а ее столица Екатеринбург является третьим по уровню экономического развития российским мегаполисом после Москвы и Санкт-Петербурга. Даже в условиях замедления строительной деятельности по всей стране, в Свердловской области наблюдается достаточно высокая строительная активность. Сегодня жилой фонд города составляет 29 миллионов квадратных метров. 11 из них были построены после 1991 года - то есть фактически одна треть уральской столицы была возведена за последние 20 лет.

Строительная отрасль, являясь одной из ключевых отраслей промышленности Свердловской области и Екатеринбурга, традиционно входит в приоритетные направления стратегии развития промышленного потенциала. А это значит, что в строительстве необходимо обеспечить: рост производительности труда и его интеллектуальной составляющей, модернизацию производства, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий.

За последние несколько  лет в отрасли произошел технологический прорыв, обеспечивающий снижение себестоимости строительства на 10% (в результате использования высокотехнологичных материалов, конструкций, оборудования). Важно и то, что практически все виды современных материалов уже производятся на территории Урала, причем в таких объемах, что часть продукции поставляется за пределы региона.

Однако цены на жилье, несмотря на увеличение объемов строительства, растут в среднем на 20% в год: спрос  стабильно опережает предложение. Конкуренция на строительном рынке остается низкой. Это позволяет застройщикам сосредоточить усилия на высокорентабельном строительстве жилья верхнего ценового сегмента и коммерческой недвижимости, делает наименее привлекательным сектор промышленной недвижимости.

В сфере жилищного  строительства наблюдается рост - показатель ввода жилья вырос с 616 тысяч квадратных метров в 2000 году до установленного планового показателя ввода 1 миллиона 026 тысяч квадратных метров в 2010 году или в 1,95 раза. В этом году темпы ещё увеличиваются: по итогам I квартала 2011 объём ввода в эксплуатацию жилых домов в Екатеринбурге составил 188% к январю—марту прошлого года.

Тем не менее, по оценкам  участников исследования, проведенного Уральским региональным фондом социально-экономических  и гуманитарных исследований и инноваций (Фонд «Социум»), в Екатеринбурге и Свердловской области сложилась благоприятная динамика объемов строительства.

Причём наблюдается  примечательная тенденция: застройщики  улавливают веяния времени и ориентируются на жильё экономического класса. В результате количество квартир в новостройках увеличилось на 60% (в 2009-м построили 8 737 квартир, в 2010-м — 13 003). Что полностью совпадает с планами федерального центра на решение жилищной проблемы и соответствует рекомендациям, которые высказывают аналитики в мэрии Екатеринбурга, которым важно, чтобы хорошим жильём себя обеспечило как можно больше семей.

Стратегическая линия  властей Екатеринбурга на рост жилищной стройки сопровождается инфраструктурными  изменениями в городской среде, а Генеральный план изобилует различными вариантами возведения жилья — от комплексной застройки микрорайонов на миллионы квадратов до индивидуального строительства и городков коттеджей, — и это предоставляет массу вариантов для компаний любых мощностей.

Информация о работе Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»