Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:22, статья
В послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» в этих же сферах.
Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие – показателей здоровья нации.
В послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент Владимир Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» в этих же сферах.
Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие – показателей здоровья нации.
Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
В жилищной сфере старые методы и подходы – которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства – теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Итак, сформулированные задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Программа нацпроектов рассчитана на 6 лет. Наступил 2010 год. Мы попытаемся проанализировать планы и результаты нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Государство принято ругать по всем поводам. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.
В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей.
Национальный проект призван создать условия для решения накопившихся проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
Основные проблемы российского жилищного рынка:
• Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
• В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
• Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
• В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.
• В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.
• Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.
• Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
• Процедуры согласования строительной документации затруднены.
• Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться как минимум до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.
Правительство будет способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.
Каким образом разграничены фун
Задачами федерального центра являются:
• Управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников.
• Доработка необходимой законодательной базы.
• Финансирование за счет средств федерального бюджета обязательств по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов и других категорий граждан.
• Оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий.
• Софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Региональные власти занимаются:
• Разработкой региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания граждан.
• Административно-
• Софинансированием федеральных подпрограмм.
Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:
• Привлечение средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу и реформа управления жилищным фондом.
• Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства.
• Предоставление социального жилья нуждающимся гражданам – очередникам.
План выполнения проекта:
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитан на 6 лет.
На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:
• Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
• Повышение доступности жилья (а именно, поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечного кредита).
• Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
• Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Бюджет приоритетного национального проекта (средства федерального бюджета) на первом этапе (2006–2007 гг.) составляет 134,3 млрд. руб., в том числе прямые расходы – 84,7 млрд. руб. и государственные гарантии – 49,6 млрд. руб.
Впрочем, это не значит, что государство будет платить за все. Основной объем финансирования обеспечат внебюджетные источники. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению госгарантий строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, снизятся экономические риски и, как следствие, цены на жилье. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Надо заинтересовать бизнес в снижении стоимости жилья, причем все это на фоне развития местной строительной индустрии и увеличения производства строительных материалов. Фактически речь идет о формировании полноценного и во многом нового рынка жилья. Жилья доступного и по возможности недорогого»1.
На втором этапе - 2008 году - приоритетными названы три направления:
Конкретными планами по реализации данных направлений стали:
28 февраля 2008 года Президент РФ переформировал Межведомственную рабочую группу по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и назначил ее руководителем министра регионального развития РФ Дмитрия Козака. Однако через несколько месяцев в связи с уходом Дмитрия Козака с поста министра регионального развития состав группы снова пришлось менять, и 30 октября 2008 года ее руководителем был назначен новый министр Виктор Басаргин.
К последнему в 2008 году заседанию Совета по национальным проектам были подготовлены программа реализации проекта на 2009 - 2012 год. Основными направлениями проекта продекларированы:
Установленный план ввода жилья на 2009 год - 52 млн. м², выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.
Самым затратным мероприятием в 2009 году станет увеличение уставного капитала АИЖК на 200 млрд. рублей в рамках поддержки спроса на жилье. Включены в проект расходы на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем увольняемых военнослужащих, работников органов внутренних дел, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, участников Великой Отечественной войны и других льготников. Выделяются деньги на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, капитальный ремонт многоквартирных домов. Предусмотрены инвестиции в развитие и модернизацию инфраструктуры (коммунальной, социальной, инженерной).
А середине 2009 года на заседании Совета по национальным проектам направления реализации были уточнены. Экономический кризис и неудачи реализации первых двух этапов нацпроекта внесли свои коррективы. В частности, были изменены название направлений:
а также из направления «государственная поддержка спроса на рынке жилья» было выделено отдельным пунктом следующее:
При этом общая сумма планируемых расходов по проекту значительно выросла. Вместе с тем задача увеличения уставного капитала АИЖК на 200 млрд. рублей на 2009 год уже не ставилась. Наиболее затратные мероприятия планировались по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов, в том числе за счет средств ОАО «АИЖК» и материнского (семейного) капитала (108,9 млрд. руб.) в рамках поддержки платежеспособного спроса на жилье, по проведению капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов (70 млрд. рублей) в рамках повышения качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны (55,8 млрд. рублей), совершенствованию механизмов использования государственных жилищных сертификатов (48,2 млрд. рублей) и приобретению на первичном рынке жилья для военнослужащих (48 млрд .рублей) в рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, по расселению аварийного и ветхого жилищного фонда (41,5 млрд. рублей) в рамках стимулирования развития жилищного строительства.
Итогами проекта к 2010 году государство рассчитывало видеть следующее;
• Увеличить ежегодные объемы жилищного строительства в России до 80 млн. кв. м.
• Увеличить долю семей, которым будет доступно приобретение жилья (соответствующего стандартам), с 9 до 30%.
•Добиться существенного увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования (до 415 млрд. руб.).
• Внедрить новые институты, позволяющие приобрести жилье в кредит, и совершенствовать механизм долевого строительства жилья.
• Содействовать в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодых семей.
• Улучшить жилищные условия более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством.
• Совершенствовать нормативную правовую базу РФ.
• Совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку.