Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:15, реферат
Развитие этих сфер предполагает их активное финансирование со стороны государства, т.к. сами по себе они не могут обеспечить устойчивое стабильное функционирование. Поэтому необходимо ежегодно и непрерывно направлять средства из федерального бюджета в регионы, местный бюджет, чтобы добиться достаточного финансового снабжения различных сфер жизни в стране.
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Роль регионов в реализации национальных проектов…………… 5
2. Развитие нанотехнологий как нацпроект…………………………. 8
3. Доступное и комфортное жилье в России………………………… 11
4. Нацпроект «образование» ………………………………………. … 13
5. Развитие АПК ………………………………………………………. 14
Заключение …………………………………………………………….. 18
Список использованных источников ………………………………… 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Роль регионов в реализации национальных проектов…………… 5
2. Развитие нанотехнологий как нацпроект…………………………. 8
3. Доступное и комфортное жилье в России………………………… 11
4. Нацпроект «образование» ………………………………………. … 13
5. Развитие АПК ………………………………………………………. 14
Заключение …………………………………………………………….. 18
Список использованных источников ………………………………… 20
ВВЕДЕНИЕ
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.
Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.
В 2000 году с приходом В.Путина к власти им было принято решение организовать обширное и долгосрочное мероприятие под названием «приоритетные национальные проекты». В это понятие входит долгосрочное развитие образования, науки, сельского хозяйства, строительство доступного населению жилья, развитие медицинского обслуживания и многое другое.
Развитие этих сфер предполагает их активное финансирование со стороны государства, т.к. сами по себе они не могут обеспечить устойчивое стабильное функционирование. Поэтому необходимо ежегодно и непрерывно направлять средства из федерального бюджета в регионы, местный бюджет, чтобы добиться достаточного финансового снабжения различных сфер жизни в стране.
1 РОЛЬ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Федеральный центр и регионы должны разделить ответственность за реализацию национальных проектов. К этому призвал федеральные и региональные власти первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выступая на прошлой неделе на выездном заседании президиума Совета по реализации нацпроектов и демографической политике в Калуге.
По его мнению, совместная работа властей должна начаться уже на этапе первых пилотных проектов по модернизации социальных отраслей. "Важно, чтобы уже самые первые проекты были направлены на достижение абсолютно конкретных целей", - отметил Д. Медведев. На федеральном и региональном уровнях все участники "должны знать зоны своей ответственности", подчеркнул он. По словам первого вице-премьера, в рамках нацпроектов регионы уже предлагают много интересных инициатив, которые могут быть перенесены на всю Федерацию.
Высшие чиновники не раз отмечали, что участие субъектов Федерации в нацпроектах пока остается неравномерным. Впрочем, некоторые регионы сейчас опережают на шаг, а то и на два не только своих "коллег", но и федеральные инициативы. Так, мэр Москвы Юрий Лужков заявил на заседании Совета о том, что столица готова принять самое активное участие в социальных пилотных проектах. По мнению мэра, Москва располагает необходимыми методическими наработками и успешно решает демографическую проблему своими силами. "На социальную поддержку москвичей мы тратим половину бюджета города", - отметил Ю. Лужков. Действительно, столичные власти уже в течение нескольких лет проводят в городе социальную политику под теми же лозунгами, на которых основаны национальные проекты.
Дмитрий Медведев обратил внимание на проблему нехватки детских садов. По информации, представленной на заседании Совета, с 1991 года количество детей дошкольного возраста в России уменьшилось почти в два раза, однако число детских садов все это время сокращалось еще быстрее. "В 90-х годах мы в значительной степени утратили фонд дошкольных учреждений. Он был или разрушен, или уведен на сторону. Теперь нам нужно все это восстанавливать", - отметил первый вице-премьер и призвал региональные власти осознать свою ответственность за данную проблему. Между тем в Москве эта тема оказалась в поле зрения властей еще в начале года. Тогда Юрий Лужков поставил задачу ввести в строй в 2006 и 2007 годах по 100 новых детских садов. Причем часть из них будет построена заново, а часть войдет в строй после возвращения их городу и необходимого капитального ремонта.
По словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, в этом году в рамках городской программы будет построено 12 детских садов, 70 возведут на дополнительные средства мэрии, а остальные будут построены за счет средств инвесторов. Причем, как подчеркнул В. Ресин, больше всего новых детсадов появится в тех округах города, где дефицит мест особенно силен, - в Юго-Восточном, Восточном, Северном и Западном. Основной ввод детских садов намечен на осенние месяцы: сентябрь-ноябрь. Впрочем, новыми стройками дело не ограничится. Столичные власти уже провели инвентаризацию всего этого хозяйства, включая перепрофилированные сады, которые незаконно попали к новым владельцам. И уже в нынешнем году планируется вернуть в собственность города не менее 25 садов. По данным мэрии, 11 бывших ведомственных детсадов находится в столь плачевном состоянии, что их придется снести и построить на их месте новые.
В скором времени в Москве появятся детские сады совершенно нового типа. В столице созданы два проекта детсадов на 125 и 220 мест. По словам В.Ресина, они разработаны по самым современным нормам безопасности и комфорта. В них значительно увеличена площадь, приходящаяся на одного ребенка: теперь она составляет 25 квадратных метров. При этом площади детсадов будут использоваться более рационально. Например, на крышах зданий будут размещаться песочницы, скамейки, клумбы, надувные бассейны летом или зимние сады в холодное время года. Проектами в качестве обязательных предусматриваются новые возможности, необходимые для развития детей - бассейн, музыкальные и спортивные залы, гостиные для утренников, библиотеки.
Впрочем, московское правительство осознает, что демографическая проблема требует более широких и системных решений. На Совете по национальным проектам Юрий Лужков отметил, что первая задача общества - "сформировать полноценную молодую семью и поддержать ее". Ведь если молодым семьям будет трудно добиться достойной зарплаты или купить отдельное жилье, то наметившийся было рост рождаемости прекратится. При этом жилищная программа, по мнению московского мэра, особенно важна для решения демографической проблемы. Юрий Лужков посетовал на необеспеченность молодых семей жильем и предложил снижать на треть сумму ипотечного кредита в случае рождения первого ребенка и на две трети - при последующем пополнении семьи.
У столицы уже есть успешный опыт специальных ипотечных схем для молодых семей. Ипотека для молодых - это один из вариантов социальной ипотеки. По словам Владимира Ресина, городским властям уже удалось добиться существенного снижения размера первоначального взноса за жилье, приобретаемое при помощи этого механизма. К тому же сегодня ставки по социальным ипотечным кредитам в Москве начинаются от 10% годовых против средних для коммерческого рынка 12-13%. А в перспективе, надеется Владимир Ресин, Москве удастся снизить процентную ставку по социальным ипотечным кредитам до 6-7% годовых.
Программа
"молодежных" кредитов стартовала
в Москве еще три года назад. Первоначально
планировалось, что она продлится до 2005
года. Однако правительство Москвы решило
продлить срок ее действия. К тому же в
прошлом году мэрия одобрила новые, более
выгодные условия ипотечного кредитования
для молодых семей. Был снижен размер первоначального
взноса по договору купли-продажи до 10%
от стоимости приобретаемого жилья, в
зависимости от количества детей в молодой
семье. А если детей более трех, предоставляется
льгота в виде списания стоимости 30 квадратных
метров общей площади. По словам Юрия Лужкова,
московские власти выделили в 2005 году
под программу жилья для молодых семей
300 тыс. квадратных метров жилой площади,
что позволило получить квартиры 7 тыс.
молодых семей. В будущем, как уверяют
московские власти, объемы "молодежной"
ипотеки будут только расти.
2
РАЗВИТИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ КАК НАЦПРОЕКТР
С недавних пор в мире очень большое значение стало уделяться исследованиям в области нанотехнологий. Каждая экономически развитая страна старается как можно сильнее профинансировать свои НИИ и лаборатории для получения новых открытий в нано-индустрии.
Россия – не исключение, поскольку наша страна также проводит исследования в этой области. Но имеются определенные сложности как и в других областях и сферах хозяйства.
На этот счет есть мнение одного из компетентных людей в сфере нано-технологий. Алексенко Андрей Геннадьевич – (директор ООО Ангстрем – ЦНТ (Центр Нанотехнологии), руководитель Наноцентра МЭИ (ТУ). Академик Международной Ака-демии наук высшей школы и Академии электротехнических наук РФ, профессор, Герой Социалистического труда) считает, что Национальная программа РФ должна контролироваться президентом. Государством разработана федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры нанотехнологий в РФ на 2007-2010 гг." стоимостью около 30 млрд. рублей. Она будет финансироваться в основном за счет средств федерального бюджета. По мнению специалистов, нанопрограмма РФ вызывает смешанные чувства: средств для того, чтобы догнать аналогичные программы сверхдержав, выделено явно недостаточно, но сделан первый шаг в направлении развития этой приоритетной отрасли науки и технологии. Однако существуют определенные перспективы этой программы.
Первый шаг в этом направлении был необходим уже давно. Свыше 50 стран теперь имеют национальные программы развития нанотехнологии как системообразующей основы новой, третьей по счёту, научно-технологической революции. Вместе с тем, выделяемые на четыре года средства меньше ежедневной суммы, зарабатываемой страной за счёт продажи углеводородного сырья. С этой точки зрения, объём средств явно не отвечает стратегической значимости проблемы и роли России в мире.
Вдобавок не сформулированы системные цели, во имя которых будет происходить развитие инфраструктуры нанотехнологий. Есть опасения, что стратегическая задача по выводу экономической и социальной сферы страны на принципиально новый уровень развития будет подменена «конкурсной» системой планирования разрозненных и нескоординированных частных достижений. В неэффективности такой системы специалисты уже успели убедиться.
Комплексной целевой программы мы до сих пор не имеем, хотя именно под коммерциализацию её основных направлений следует выделять бюджетные средства. При этом создание оборудования, разработка наноматериалов, обучение и комплектование инновационных научных и производственных коллективов, достижение их эффективной работы – все эти направления должны обеспечивать суммарный синергетический эффект.
Практика организации такого рода системной целевой инфраструктуры была успешной и обеспечила развитие в нашей стране радиолокации, атомной, ракетно-космической и микроэлектронной промышленности. Многие достижения комплексно-целевого планирования СССР были скопированы в США, Японии и странах ЕС, являющихся сейчас лидерами в системной нанотехнологии. Так не лучше ли, обратясь к нашим исто-кам, перенять всё то ценное, что наработано странами пост-индустриального мира за по-следние семь лет? Это время было периодом нанотехнологической гонки, в которой мы не участвовали.
Вступая в это соперничество, мы можем рассчитывать на успех лишь при определённых организационных предпосылках. Перечислим хотя бы некоторые из них.
1.Следует сразу назначить лидеров наноиндустриальных направлений, имеющих опыт организации промышленных разработок и производства, возложив на них и создаваемые «под них» структуры, персональную ответственность за содержательную часть и испол-нение разделов Программы.
2. Необходимо закрепить за ведущими инновационными коллективами страны ответст-венность за расходование бюджетных средств на НИОКР по направлениям Программы. Если мы забыли свой прошлый опыт, можно использовать опыт стран- лидеров. Например, Агентство передовых оборонных разработок Министерства обороны США (DARPA) является системным интегратором развития направлений военного использования средств нанотехнологии в этой стране. Программа DARPA только по военной наноэлектронике имеет более 50 направлений. За каждым направлением, по крайней мере, в открытой части, закреплен конкретный американский университет, в некоторых случаях отдельные фирмы. У нас пока нет ничего похожего.