Приоритетные национальные проекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:01, научная работа

Краткое описание

Но что же такое человеческий капитал? Прежде всего это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Файлы: 1 файл

Приоритетные нац. проекты.docx

— 164.76 Кб (Скачать)

Приоритетные  национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом России В. В. Путиным и реализуемая с 2006 года.

Но что же такое человеческий капитал? Прежде всего это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

 

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики.

5 сентября 2005 года Президент  Российской Федерации Владимир  Путин объявил о старте четырёх  приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное  жилье" и "Развитие агропромышленного  комплекса". По мнению главы  государства, "во-первых, именно эти  сферы определяют качество жизни  людей и социальное самочувствие  общества. И, во-вторых, в конечном  счете решение именно этих  вопросов прямо влияет на демографическую  ситуацию в стране и, что  крайне важно, создает необходимые  стартовые условия для развития  так называемого человеческого  капитала".

 

ОБРАЗОВАНИЕ 

 

Национальный проект в  сфере образования предусматривает  создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Конкурсы инновационных вузов

Учебные пособия

Премии школам

Премии лучшим учителям

Премии лучшим ученикам

Транспорт школам сельским

Национальные университеты

Проф-образование в экспериментальных воинских частях

Премии преподавателей ВУЗов

На стимулирование инновационных  программ в 2006—2007 из бюджета будет  выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.

 

Приоритетный национальный проект "Образование" призван  ускорить модернизацию российского  образования, результатом которой  станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим  условиям.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.  
 
       Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.  
 
       Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.  
 
       Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

 

ЗДОРОВЬЕ

 

Национальный проект в  сфере здравоохранения предусматривает  повышение приоритетности первичной  медико-санитарной помощи, повышение  зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

Вакцинация

Обследование новорожденных

Проф переподготовка

«Родовые сертификаты»

В рамках национального проекта  «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

Женская консультация получает 3000 рублей

Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены  с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 года. Он был разработан для реализации предложений В.В. Путина по совершенствованию  медицинской помощи в Российской Федерации.

Улучшение ситуации в здравоохранении  и создание условий для его  последующей модернизации стало  основными целями проекта.

Задачами проекта являются повышение уровня квалификации врачей участковой службы, обследование новорождённых  детей с целью выявления наследственных заболеваний, снижение материнской  и младенческой смертности, снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний, снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией  и снижение временной нетрудоспособности, оснащение диагностическим оборудованием  муниципальных амбулаторно-поликлинических  учреждений, обновление парка санитарного  автотранспорта, оснащение автомобилей  скорой медицинской помощи реанимобилями, в том числе реанимобилями с кювезами, проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок: против полиомиелита, гепатита В, краснухи, гриппа, дифтерии, коклюша, столбняка, кори и эпидемического паротита; проведение диспансеризации по дополнительным программам: работающего населения и работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами; оплата медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни.

В рамках реализации национального  проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение  приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности  высокотехнологичной медицинской  помощи. Также Национальный проект «Здоровье» предусматривает выплаты  субсидий врачам в сельской местности  и повышение уровня оплаты труда  в области здравоохранения, финансирование дополнительной социальной защиты медицинских  работников и увеличение расходов на здравоохранение в целом.

Одним из результатов данного  проекта является создание новых  медицинских центров высоких  технологий, способных с учетом достижений медицинской науки совершить  прорыв отечественного здравоохранения  в области высоких технологий и обеспечения доступности высокотехнологичной  медицинской помощи.

В рамках национального проекта  «Здоровье» запланировано строительство 15 федеральных медицинских центров  по следующим направлениям: сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия, эндопротезирование и нейрохирургия.

Каждый из таких центров  может одновременно принимать до 170 пациентов, а центр нейрохирургии  – до 100 пациентов. Каждый центр будет  осуществлять около 6 000 операций в год.

Согласно постановлению  Правительства Российской Федерации  №139 от 23 марта 2006 года начато строительство  восьми федеральных центров высоких  медицинских технологий, оснащённых современным медицинским оборудованием.

– Федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии расположены в Астрахани, Красноярске, Пензе и Хабаровске;

– Федеральные центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования находятся в Краснодаре и Чебоксарах;

– Федеральный центр нейрохирургии  расположен в Тюмени;

– Федеральный научно-клинический  центр детской гематологии, онкологии  и иммунологии располагается  в Москве.

Согласно приказу «О порядке  направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в сфере здравоохранения к  месту лечения при наличии  медицинских показаний» от 5 октября 2005 г. N 617 была создана Комиссия по отбору и направлению граждан к месту  лечения. В её состав вошли главные  специалисты-эксперты соответствующего профиля и представители органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

 

ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ

 

Главные задачи проекта:

1) увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

2) увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

3) выделение жилищных  субсидий ряду категорий граждан;

4)модернизацию ЖКХ, увеличение  к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и              снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

 

Впервые о национальном проекте  «Жилье» (приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам  России») как о программе по улучшению  жилищных условий граждан заговорил  бывший президент Российской Федерации  Владимир Путин 5 сентября 2005 года на встрече  с правительством, парламентом и  главами регионов. 
Национальный проект «Доступное жилье» был рассчитан на срок 2006 - 2010 гг. и разрабатывался для решения трех задач: увеличения объемов строительства и объемов кредитования жилья, модернизации коммунального хозяйства и обеспечения свободного доступа населения к ресурсу национального проекта, когда все процедуры понятны и удобны для рядовых граждан. 
Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывало в течение пяти лет переломить ситуацию с жильем. 
Кроме того, национальный проект предусматривал меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ. Внедряя рыночные механизмы обеспечения граждан жильем, одновременно государство продолжало работу по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство 
Российской Федерации способствовало развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования строительной документации и упрощению выделения земель под застройку; развитию малоэтажного домостроения и содействие формированию рынка строительных материалов. 
При этом особое место в рамках национального проекта отводилось обеспечению жильем военнослужащих. 
Обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей является одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации. 
В апреле 2008 года была утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план по решению задачи «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются: 
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года; 
2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений; 
3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. 
Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений 
В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям: 
-     обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
-     формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы; 
-     создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы. 
-     При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых: 
-     оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов; 
-     создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма; 
-     повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом. 
Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются: 
-     строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь в закрытых военных городках; 
-     оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов; 
-     формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах. 
Руководством Министерства обороны Российской Федерации предпринимаются меры по усилению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. При этом первостепенная роль отводится решению жилищной проблемы. Одним из приоритетных направлений этой деятельности является развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 




 
РАЗВИТИЕ АПК

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного  комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых  форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе».

Агропромышленный комплекс – сфера социально-экономических  услуг, которая во многом определяет жизненный уровень населения.

Два года реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» полностью подтвердили правильность выбранного курса аграрной политики. Начиная с 2008 года, ПНП «Развитие  АПК» трансформировался в Государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

В Ростовской области принята  Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы (далее – программа).

 

Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства области  на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий.

В программу вошли все  направления национального проекта, Государственной программы развития сельского хозяйства.

Областная программа также  включает мероприятия по развитию конкуренции  на продовольственном рынке и  поддержку сельскохозяйственной  и потребительской кооперации.

Расширен перечень направлений  использования инвестиционных кредитов. С 2010 года осуществляется поддержка  строительства, реконструкции или  модернизации мощностей для хранения, складирования и транспортной обработки  зерна, а также строительства  сахарных заводов.

Основные направления  государственной поддержки направлены на решение проблем, накопившихся в  отрасли, стабилизацию финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей, насыщение продовольственного рынка качественными и экологически чистыми продуктами питания, обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем отечественного производства, а также на развитие малого бизнеса и создание благоприятных условий жизни на селе.

В первую очередь в областной  программе предусмотрены мероприятия  по устойчивому развитию сельских территорий. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной  целевой программы «Социальное  развитие села до 2013 года» (Постановление  Правительства Российской Федерации  от 03.12.2002 № 858), корреспондирующейся с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Информация о работе Приоритетные национальные проекты