Роль национальных проектов в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:52, реферат

Краткое описание

Сегодня часто по ТВ, в прессе рассказывают о приоритетных национальных проектах - приоритетных направлениях развития страны.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Оглавление

Введение.
1. Сущность программы о приоритетных национальных проектах.
1. Национальный проект «Здоровье».
2. Национальный проект «Образование».
3. Национальный проект «Жилье».
4. Национальный проект «Развитие АПК».
2. Перспективные направления развития национальных проектов в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

nac.ekonomika.doc

— 127.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  национальных проектов 
в современной экономике России.
 
 
 
 
 
 
 

                    Реферат по курсу 

                    Национальная  экономика

                    Студента  группы 203 ГМУ

                    Чередник  И.Г. 

                    Преподаватель 
                    Доктор философских наук, профессор Г.Б. Иванцов
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Екатеринбург

2007 

План.

Введение.

  1. Сущность программы о приоритетных национальных проектах.
    1. Национальный проект «Здоровье».
    2. Национальный проект «Образование».
    3. Национальный проект «Жилье».
    4. Национальный проект «Развитие АПК».
  2. Перспективные направления развития национальных проектов в России.

Заключение.

 

                  «Концентрация бюджетных и административных  ресурсов на повышении качества  жизни граждан России — это  необходимое и логичное развитие  нашего с вами экономического  курса, который мы проводили  в течение предыдущих пяти  лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

                В.В. Путин 

Введение

     Сегодня часто по ТВ, в прессе  рассказывают о приоритетных национальных проектах - приоритетных направлениях развития страны.

     Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

     Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

     Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста. Ситуация, сложившаяся за многие годы в нашей стране породила необходимость создания программы, которая бы помогла решить приоритетные проблемы. Так была создана программа приоритетных национальных проектов. Она была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.

     Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние  возможности России вполне позволяют  добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

 

1. Сущность программы

     При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Почему именно они? “Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.”(Из выступления В.В. Путина, 5 сентября 2005 года)

1.1 Национальный проект «Здоровье»

     Состояние здоровья населения  в 2005 году характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

     Ежегодно  в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных  заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2005 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн человек.

     Проведение  в 2006 году в рамках приоритетного  национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы во всех субъектах  Российской Федерации показало, что  из них только 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний.

     Показатели  здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года.  По продолжительности жизни мужчин Россия  занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.

     В связи с этим наметились следующие  первоочередные шаги в реализации национального проекта в сфере здравоохранения: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам); денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам; вакцинация; обследование новорожденных; профессиональная переподготовка.

     В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация получает 3000 рублей, родильный дом получает 6000 рублей.

     Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому  сертификату были увеличены на 1000 рублей.

     В ходе реализации приоритетного национального  проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006  году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6  случая на 1000 человек.  

     Ориентация  отечественного здравоохранения на развитие стационарной медицинской  помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченности участковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствие этого – рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь, приводит к высокому уровню госпитализации и вызовов скорой медицинской помощи.

     Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний.

     Кроме того, значительное число граждан  не могут получить необходимую высокотехнологичную  медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Цель приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения – сделать высокотехнологичную  медицинскую помощь доступной как можно большему числу граждан, нуждающихся в ней.

1.2 Национальный проект «Образование»

     Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

     Национальный  проект в сфере образования предусматривает  создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный  университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

     На  стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.

     Для реализации данной задачи в проекте  предусмотрено несколько взаимодополняющих  подходов. Во-первых, выявление и  поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

     С другой стороны, ряд направлений  проекта нацелен на обеспечение  доступности, выравнивание условий  получения образования: обеспечение  для всех школ высокоскоростного  доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

     При этом проект предполагает внедрение  новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих  советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

     Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные  средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Информация о работе Роль национальных проектов в современной экономике России