Роль национальных проектов в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:52, реферат

Краткое описание

Сегодня часто по ТВ, в прессе рассказывают о приоритетных национальных проектах - приоритетных направлениях развития страны.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Оглавление

Введение.
1. Сущность программы о приоритетных национальных проектах.
1. Национальный проект «Здоровье».
2. Национальный проект «Образование».
3. Национальный проект «Жилье».
4. Национальный проект «Развитие АПК».
2. Перспективные направления развития национальных проектов в России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

nac.ekonomika.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

1.3 Национальный проект «Жильё»

     Государство принято ругать по всем поводам. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная  жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.

     В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах  реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.

     Важные  предпосылки для его создания есть и в современной России. В  предыдущие годы в стране была разработана  основная правовая база, принят пакет  законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.

     По  данным социологических опросов, к  началу реализации национального проекта  жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения  России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.

     На  сегодняшний день 12,4% семей в состоянии  приобрести жилье самостоятельно или  с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос  превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).

     Сами  собой эти проблемы не решатся. Для  обеспечения достойной жизни  граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.

     Национальный  проект призван создать условия  для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.

     В чем основные проблемы российского жилищного рынка, как они решаются?

     Готовясь к реализации приоритетного национального проекта, мы постарались выделить основные проблемы российского жилищного рынка:

     •        Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.

     •        В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

     •        Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

     •        В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.

     •        В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.

     •        Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

     •        Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

     •        Процедуры согласования строительной документации затруднены.

     •        Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

     Проект предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

     Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.

     Особенность новой программы – ее сбалансированность. Государство не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.

     Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться как минимум до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.

     Кроме того, национальный проект предусматривает  меры, которые раньше не применялись  в рамках федеральных целевых  программ. Внедряя рыночные механизмы, мы намерены продолжить работу и по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство будет способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.

     Приоритетный  национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  рассчитан на 6 лет.

     На  первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

     •        Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

     •        Повышение доступности жилья.

     •        Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

     •        Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.  

     Каждый  из них реализуется по-своему.

     Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.

     В рамках второго приоритета оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов.

     Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появится право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.

     В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.

     Основные  направления национального проекта  «Жильё»:

  • увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн. кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
  • увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
  • выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
  • модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
 

1.4 Национальный проект «Развитие АПК» 

     Национальный  проект в сфере сельского хозяйства  направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

     Основные  направления национального проекта «Развитие АПК»

  • Развитие сельской кредитной кооперации
  • Развитие лизинга
  • Развитие животноводства и земледелия

     В чем суть первоочередных мер в сфере АПК?

     Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

  • «Ускоренное развитие животноводства»;
  • «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
  • «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе».

     Реализация  первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

     Это станет возможным за счет:

     - повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет;

     - роста поставок по системе  федерального лизинга племенного  скота, техники и оборудования  для животноводства и промышленного  рыбоводства благодаря увеличению  уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;

     - совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

     В октябре 2006 года решением Совета при  Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление  «Ускоренное развитие животноводства»  включено пять дополнительных мероприятий.

     В их числе: государственная поддержка  племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.

     Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Информация о работе Роль национальных проектов в современной экономике России