Модель реформирования ЖКХ муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по муниципальному управлению.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

Курсовой  проект

по  курсу «Муниципальное управление»

На  ТЕМУ «Модель реформирования ЖКХ муниципального образования»

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ЗЭУ 334

Ф.И.О. Лукина Т.Н.

Проверил: Козина М.В.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

Введение

1. Теоретические основы  реформирования жилищно-коммунального  хозяйства

1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального  хозяйства

1.2 Жилищно-коммунальное  хозяйство, как важнейшая сфера  в обществе

1.3 Направления реализации  основных задач реформирования  ЖКХ

2. Организация реформирования  жилищно-коммунального хозяйства  г. Кургана

2.1 Общая характеристика  администрации г. Кургана

2.2 Жилищно-коммунальное  хозяйство в городе Кургане

2.3 Модернизация жилищно-коммунального  хозяйства в муниципальном образовании

3. Направления по совершенствованию  реформирования жилищно-коммунального  хозяйства

3.1 Реформирование управления  жилищным фондом

3.2 Управление и государственное  регулирование ЖКХ

3.3 Совершенствование финансирования  и ценообразования в сфере  ЖКХ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В аналитической части данной курсовой работы раскрыта сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства, определены основные задачи  в сфере реформирования ЖКХ. Проанализированы основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

В конструктивной части на основании выбранной автором  концепции разработаны направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства,  а также финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
На современном этапе одним  из направлений общественно-экономических  преобразований стало реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Актуальность работы определяется следующим: жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей  качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейший  сектор экономики. Поэтому включение  жилищно-коммунального хозяйства  в систему рыночных отношений, изменение  механизма управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход  экономической реформы в России.

По вопросам жилищно-коммунальной реформы высказываются разные мнения, суть которых состоит в следующем: реформа нужна, но к ней нельзя приступать до тех пор, пока не вырастут денежные доходы и бремя жилищно-коммунальных расходов не окажется посильным для  подавляющей части населения; к  реформе необходимо приступить немедленно, в условиях отсутствия бюджета у  многих муниципальных образований  она позволит уберечь жилищно-коммунальное хозяйство от полного разрушения и создаст реальные предпосылки  для ее сохранения, развития и преобразования.

Спорный момент касается также  вопроса распределения полномочий между центральной властью и  регионами: нужно ли принятие единой государственной программы жилищно-коммунальной реформы или можно ограничиться ее разработкой на уровне регионов. Следует отметить, что жилищно-коммунальная реформа затрагивает прежде всего муниципальный уровень управления и поэтому должна полностью соответствовать законодательству местного самоуправления.

Начало реформы в различных  городах России показывает, что в  сознании людей она воспринимается исключительно как повышение  платежей за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, это происходит не только потому, что именно на этом аспекте  реформы концентрируют свое внимание средства массовой информации, но и  в действительности из всех элементов  жилищно-коммунальной системы реальные и наиболее ощутимые изменения происходят преимущественно в части оплаты населением услуг этой сферы. Однако повышение платы не является самоцелью, а составляет лишь часть системы  взаимосвязанных мероприятий, повышающих эффективность жилищно-коммунального  хозяйства за счет сокращения непроизводительных расходов и роста качества самих  услуг. Более того, отдельные частные  мероприятия не позволяют в полной мере использовать весь потенциал возможностей совершенствования жилищно-коммунального  хозяйства и включения этого  сектора экономики в рыночную систему отношений.

Для России более характерной  является трехуровневая система управления. На первом уровне находится собственник жилья, в функции которого входит разработка жилищно-коммунальной политики и решение таких задач, как формирование объективно обоснованной тарифной политики, планирование реконструкции и модернизации жилья, контроль за использованием средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, и за деятельностью монополистов, организация мероприятий по предоставлению компенсаций за жилищно-коммунальные услуги. На втором уровне располагается служба заказчика, призванная обеспечить содержание и эксплуатацию жилого фонда, выбор подрядчика для выполнения услуг и заключение с ним договоров, контроль за качеством предоставляемых услуг. На третьем уровне находятся подрядчики, непосредственно производящие жилищно-коммунальные услуги.

Жилищно-коммунальное хозяйство  является крупным потребителем топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Выбор  поставщиков ресурсов только на конкурсной основе, как показывает опыт, позволяет  обеспечить их экономию на 20–30%. Население, оплачивая услуги по усредненным  нормативам, также не имеет стимула  к экономии, так как самоограничения  в их расходовании никак не сказывается  на размере платежей. Поэтому плата  за реально потребляемые услуги стимулирует  экономию потребителя и снижение потерь производителя.

Безусловно, ключевым элементом  управления жилищно-коммунального  хозяйства является механизм финансирования. Он включает разработку гибкой системы  формирования жилищно-коммунальных платежей в соответствии с объемом и  качеством потребляемых услуг способствует поддержке социально незащищенных групп населения. В тоже время  за более качественные услуги и существенное превышение социальных нормативов должны применяться повышенные тарифы.

Для реализации этих предложений  потребуется разработка кадастра жилого фонда, отражающего дифференциацию всех потребительских качеств жилья.

По мере повышения доли населения в финансировании жилищно-коммунального  хозяйства будет возрастать фактор своевременности оплаты услуг населением. Безнаказанность и отсутствие ответственности  жителей за своевременность платежей при росте тарифов может еще  больше повысить численность неплательщиков. Поэтому необходимо стимулировать  своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг и выработать законодательную  защиту прав и интересов жилищно-коммунальных предприятий.

Формирование устойчивой финансовой базы развития жилищно-коммунального  хозяйства невозможно без привлечения  внебюджетных средств. Мировая практика свидетельствует о необходимости  создания системы страховой защиты имущественных интересов и жилищных прав собственников и нанимателей  жилья. С этой целью следует создать  городской фонд жилищного страхования. Страхователями должны выступить население и городская администрация. Другим направлениям привлечения других средств может стать жилищно-коммунальный заем.

Большие потенциальные возможности  повышения эффективности развития жилищно-коммунального хозяйства  заложены в проведении инновационной  политики. Для включения его в  сферу инновационных процессов  необходима организация банка данных о новых материалах и технологиях, применяемых в строительстве  и эксплуатации жилья и объектов коммунальной инфраструктуры. Функции  администрации города в решении  этой задачи состоят в поддержке  инновационных начинаний и проведении конкурсов научно-технических разработок, создании информационно-аналитического центра инноваций.

В конечном итоге успех  жилищно-коммунальной реформы будет  определяться тем, насколько синхронно  станут осуществляться ее мероприятия, в какой мере при этом будет  обеспечена гласность и информированность  населения об ожидаемых и достигнутых  результатах на каждом ее этапе.

Объект исследования: администрация города Кургана.

Предмет исследования: деятельность администрации по реформированию жилищно-коммунального  хозяйства в городе.

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего  состояния городского жилищно-коммунального  хозяйства предложить направления  по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические  основы реформирования жилищно-коммунального  хозяйства.

2. Проанализировать деятельность администрации города Кургана.

3. Предложить направления  по совершенствованию реформирования ЖКХ в городе Кургане.

Теоретической базой послужили  работы ученых в области реформирования ЖКХ, практической базой явились  документы о деятельности администрации  города по изменению механизма управления рассматриваемой сферой за 2011–2012 года.

Новизна в работе: проанализирована деятельность администрации города по реформированию ЖКХ и предложены направления по ее совершенствованию.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе рассмотрены  теоретические основы реформирования ЖКХ.

Во второй главе дается анализ деятельности администрации г. Кургана по управлению рассматриваемой сферой.

В третьей главе размещены  предложения по совершенствованию  анализируемого процесса.

Практическая значимость. Предложенные направления по совершенствованию  реформирования ЖКХ в муниципальном  образовании могут быть использованы в деятельности администрации г. Кургана и других муниципальных образований.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы реформирования жилищно-коммунального  хозяйства

 

1.1 Сущность услуг  жилищно-коммунального хозяйства

 
В соответствии с предметной областью исследования услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Способность удовлетворить  человеческие потребности называется полезностью. Австрийская школа  теории ценности подчеркивает, что  полезность всегда имеет субъективный характер. Все то, что обладает полезностью, принято называть благом (материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей). Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работу ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже  имеющегося, созданного продукта.

Это блага, предоставленные  не в виде вещей, а виде состояния  функционирования ЖКХ.

Французский экономист, профессор  С. де Куссерг считает, что современные возможности ЖКХ по оказанию услуг позволяют говорить об инструкции ЖКХ и, следовательно, о наличии продукции ЖКХ.

Среди особенностей продуктов  ЖКХ С. де Куссерг выделяет следующее:

1) неподверженность амортизации;

2) отсутствие возможности  частной защиты продукта;

3) единообразие предлагаемых  ЖКХ продуктов;

4) зависимость от налогового  законодательства;

5) непосредственную продажу  продукции ЖКХ клиентам.

По С. де Куссергу, к жизненному циклу продукта ЖКХ относятся следующие фазы его развития:

− первая фаза – введение в оборот, характеризуемая быстрым  ростом объема продаж;

− вторая фаза – подъем, когда число продаж стабилизируется  и далее следует конкурентная борьба между хозяйствующим и  субъектами ЖКХ за конечного потребителя, усовершенствование продукта ЖКХ;

− третья фаза – спад. Данный период обычно растягивается на десятки  лет, ввиду приверженности клиентов и структур ЖКХ привычным формам сотрудничества.

Классификация услуг ЖКХ  основана на ряде критериев, характеризующих  особенности их предоставления клиентам. В их числе:

а) направленность на удовлетворение подробностей клиента;

− прямые услуги (direct dervices), удовлетворяющие непосредственные пожелания клиентов (платежные, коммерческие, инвестиционные услуги);

− косвенные или сопутствующие  услуги (relatel dervices), объявляющие или делающие более удобными предоставления прямых услуг без получения клиентом дополнительной полезности (клиринговые услуги, телефонное управление счетом услуг ЖКХ, консультационные услуги и др.);

− услуги, приносящие дополнительную полезность функционирования ЖКХ или  снижения издержек ЖКХ (added-value services) при использовании прямых издержек;

б) сегментация по группам  клиентов. Исходя из степени сложности можно выделить следующие градации продуктов ЖКХ:

1-й уровень – услуги, которые востребованы большим  количеством потребителей (оплата  жилого фонда пользования системами  теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения,  водоотведения, газоснабжения и  др.);

2-й уровень – услуги, требующие специального уровня  организации ЖКХ и подготовки  кадров (управление активами ЖКХ,  инвестиционные услуги);

3-уровень – услуги, требующие  профессиональных знаний в области  использования услуг ЖКХ (услуги  в области корпоративных финансов  ЖКХ, управление смешанными активами  ЖКХ);

4-й уровень – услуги, требующие специальных знаний  и умений в сфере институционального  планирования деятельности ЖКХ,  инвестиционного инжиниринга.

Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования