Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:40, реферат
Управление – создание для управляемого объекта таких условий, при которых он выполняет свои функции оптимальным образом и достигает заданных целей. Это справедливо в социальных и технических системах, в производственном и непроизводственном секторах экономики. Управление системой образования отличается тем, что его цели связаны с реализацией общественных интересов.
Введение__________________________________________________3стр.
1.Модель и основные типы территориальных систем образования_ 6стр.
2.Управление системой образования как динамической системой_11стр.
3. Влияние государства на систему образования_________________14 стр.
4. Органы местного самоуправления как субъект управления системой образования______________________________________________16 стр.
5.Управление образованием в контексте некоммерческого маркетинга_______________________________________________19 стр.
6.Метод административно-маркетингового управления в образовании______________________________________________22стр.
Заключение_________________________________________________26 стр.
Список литературы_________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего педагогического образования
«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет начального образования
Кафедра
философии и социально-
Реферат
по экономике
на тему:
«Модели
управления образованием»
Работу выполнила
студентка241 группы (ОЗО)
Малова
Татьяна Викторовна
Проверил:
Лобашев
В.Д.
Петрозаводск
2012 год
Содержание
Введение______________________
1.Модель и основные типы территориальных систем образования_ 6стр.
2.Управление системой образования как динамической системой_11стр.
3. Влияние государства на систему образования_________________14 стр.
4.
Органы местного самоуправления
как субъект управления
системой образования___________________
5.Управление
образованием в контексте
некоммерческого маркетинга____________________
6.Метод
административно-маркетингового
управления в образовании___________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
Управление – создание для управляемого объекта таких условий, при которых он выполняет свои функции оптимальным образом и достигает заданных целей. Это справедливо в социальных и технических системах, в производственном и непроизводственном секторах экономики. Управление системой образования отличается тем, что его цели связаны с реализацией общественных интересов.
Отрасли социальной сферы обеспечивают качество человеческих ресурсов – базы для функционирования всех других отраслей общественного производства. Образование выполняет по отношению к ним две основные функции: подготовку профессиональных кадров и приращение научных знаний. Образовательные услуги, в отличие от других, являются услугами отсроченного действия. Проблемы, которые переживает данная отрасль, могут показаться малозаметными сегодня, но будут иметь существенное значение в долгосрочной перспективе. Важно понять механизмы управления в данной сфере, адекватные современной экономической ситуации. Эту ситуацию отличает смена экономической парадигмы, суть которой – в переориентации отраслей социальной сферы с полного бюджетного финансирования на самостоятельный поиск финансовых ресурсов. Началом перемен можно считать постановление Правительства РФ №767-П 13.03.2001г. «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». В нём сформулировано значимое внутриполитическое решение: «В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства». Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов».
Образование как социальное благо смешанного типа удовлетворяет и общественные потребности, и индивидуальные потребности. И граждане, и общество как потребитель заинтересованы в том, чтобы управление образованием соответствовало долгосрочным перспективам развития государства. Но сегодня отечественная система образования постепенно выходит из государственного сектора экономики: социальные услуги, прежде предоставлявшиеся бюджетными образовательными учреждениями, меняют свою сущность, превращаясь в потребительские услуги, направленные на формирование частных благ. Будет сужаться сегмент бесплатных для потребителя услуг, и расширяться коммерческий сегмент. Поэтому можно утверждать, что «рынок» образовательных услуг в его коммерческом понимании значительно расширится, так как коммерциализируется деятельность прежде сугубо бюджетных юридических лиц – учреждений. При сокращении бюджетных ассигнований на образование необходимо найти возможности инвестиций в него из альтернативных источников.
Для этого нужно пересмотреть традиционные модели управления образованием. Я думаю, что рассматривать управление образованием и инструменты рыночного саморегулирования не на уровне отдельных образовательных учреждений, а на уровне управления всем диверсифицированным рынком образовательных услуг конкретной территории. Это необходимо, поскольку в большинстве стран постсоветского пространства система образования осталась централизованной, административно управляемой в соответствии с образовательными стандартами. Все элементы этой системы существуют в тесной взаимосвязи и не могут рассматриваться как изолированные экономические субъекты.
Нерешённая ранее часть общей проблемы управления системой образования связана с отсутствием видения её целостности и взаимосвязи всех её уровней: от дошкольного до профессионального образования. Кроме того, большинство исследователей не учитывают роль в системе образования различных неформальных структур. Как правило, они связаны с индивидуальной педагогической деятельностью, которая вряд ли когда-нибудь выйдет из «экономической тени». Однако эти структуры аккумулируют в себе немалые финансовые ресурсы, а их работа непосредственно отражается на качестве «официального» образования. Комплексное видение формальных и неформальных, коммерческих и некоммерческих структур образования позволяет более адекватно строить управление данной системой. Это касается как уровня территорий, так и общегосударственного уровня. В каждом регионе развитие ТСО (Территориальная система образования – это структурированная совокупность образовательных учреждений, связей между ними, образовательных и управленческих процессов, обеспечивающая выполнение
функций образования, воспитания, социализации и профессиональной подготовки населения территории.) должно происходить, исходя из потребительского спроса, стратегии развития территории, запросов рынка
труда.
Для этого нужна экономически
обоснованная методология маркетингового
управления ТСО. Административное
регулирование и бюджетное финансирование
обеспечивают текущие потребности системы
образования, а маркетинговый менеджмент
создаёт финансовые резервы для её инновационного
развития.
Система образования России усложнилась в 90-е годы ХХ века, когда экономические преобразования сделали возможным вариативность образовательных услуг. На территориальных рынках и на уровне отдельных
учреждений существуют услуги, предоставляемые в рамках образовательных
стандартов, и те направления деятельности, которые выходят за рамки стандартов. Первые соответствуют базовому уровню работы образовательных
учреждений, вторые – вариативному уровню, который обычно связан с коммерческой деятельностью . В ситуации конкуренции на местных рынках
образовательные учреждения ведут исследовательскую работу, что можно
рассматривать проектным уровнем образовательных услуг. Это усиливает их
конкурентные позиции, даёт возможность привлекать инвестиции. А)Проектный уровень ТСО обеспечивает инновационный характер развития территории. Таким образом, сегодня образовательные учреждения на всех
выделенных рынках ТСО предоставляют потребителям три типа услуг:
- базовый уровень образования – услуги, предоставляемые в соответствии
с образовательными стандартами;
- вариативный уровень образования – услуги, предоставляемые сверх стандартов по индивидуальному запросу потребителей;
- проектный
уровень образования –
Структура
территориальной системы
Рынки образовательных услуг | Типы образовательных услуг | ||
Базовый уровень образовании я | Вариативный уровень образования | Проектный уровень образования | |
1)профессиональное образование | - начальное
профессиональное; - среднее профессиональное; - высшее; - последипломное |
- дополнительное
профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации) |
НИОКР,
инновационная деятельность, научное творчество |
2)
образование
школьников |
- основное общее
образование; - услуги учреждений доп. Образования (музыкального, технического, языкового и пр.) |
-различные профильные
курсы;
-индивидуальная педагогическая деятельность (репетиторство) |
экспериментальная,
поисковая,
творческая деятельность |
3)
дошкольное
образование |
образование
в дошкольных учреждениях в рамках ГОС |
дополнительные
образовательные услуги дошкольных учреждений; - образование в профильных учреждениях доп. Образования (спортивных, языковых,хореограф. И пр.); - индивидуальная пед. Деятельность (гувернёрство) |
Методические
инновации, проектная и эксперимент- альная работа |
Базовый уровень образования финансируется из бюджетов всех уровней. Для этого сегмента рынка образования характерно административное управление. Услуги вариативного уровня образования оказываются, как правило, на коммерческой основе. Сама их возможность напрямую зависит от возникновения у потребителей специфических «вне стандартных» запросов и от наличия у них средств для оплаты таких запросов. Управление в этом сегменте строится по рыночным законам спроса и предложения, гибко реагирует на запросы потребительского рынка, использует маркетинговые методы.
Маркетинг образовательных услуг является сегодня и достаточно разработанной областью научного знания, и повседневной практикой образовательных учреждений. Проектный уровень образования частично финансируется из бюджетов, частично использует средства коммерческой деятельности, привлекает инвестиции и добровольные пожертвования. Если в ТСО переплетаются коммерческие и некоммерческие отношения, бюджетные и внебюджетные формы финансирования услуг, то можно сказать, что на любой территории параллельно существуют рынок коммерческого образования и «рынок» некоммерческих, бюджетных образовательных услуг.
По их соотношению можно выделить четыре типа ТСО: зеркальный, клиенто-ориентированный, инновационный и коммерческий.
части потребителей на бюджетной основе, для части – на коммерческой (например, в студенческой группе совместно обучаются «бюджетники» и «вне бюджетники»). При этом содержание и качество образования никак не
связаны с формой финансирования. Такая модель характерна для тех рынков,
где спрос на образовательные услуги выше предложения.
2) Клиентоориентированный тип – ТСО имеет традиционный ассортимент бюджетных образовательных услуг, в соответствии с ГОС. При этом на коммерческой основе потребителям предлагается широкий ассортимент дополнительных услуг. Разнообразие форм, методов обучения, программы инновационного характера, принципиально новые специальности профессионального образования – появление этих новых образовательных