Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:40, реферат
Управление – создание для управляемого объекта таких условий, при которых он выполняет свои функции оптимальным образом и достигает заданных целей. Это справедливо в социальных и технических системах, в производственном и непроизводственном секторах экономики. Управление системой образования отличается тем, что его цели связаны с реализацией общественных интересов.
Введение__________________________________________________3стр.
1.Модель и основные типы территориальных систем образования_ 6стр.
2.Управление системой образования как динамической системой_11стр.
3. Влияние государства на систему образования_________________14 стр.
4. Органы местного самоуправления как субъект управления системой образования______________________________________________16 стр.
5.Управление образованием в контексте некоммерческого маркетинга_______________________________________________19 стр.
6.Метод административно-маркетингового управления в образовании______________________________________________22стр.
Заключение_________________________________________________26 стр.
Список литературы_________
Есть опыт строить рейтинг образовательного учреждения через государственно-общественную экспертизу. Она предполагает оценку образовательного учреждения и его услуг одновременно и государственными
органами, и потребителями образовательных услуг. Оценка обосновывается на информации двух типов: субъективного характера и объективного характера.
Объективными показателями работы образовательного учреждения являются: число учащихся, результаты ЕГЭ, количество реализуемых образовательных программ и пр. Для выявления субъективного мнения потребителей услуг об образовательной организации применяются анкеты, анализ текстов СМИ. Подобная комплексная оценка позволяет более точно распределять в ТСО ограниченные ресурсы местного бюджета.
Сегодня можно видеть, как на уровне муниципалитета или региона органы управления образования проводят «самодиагностику» тех процессов, которыми управляют в силу своих обязанностей. Даже при честных, объективных оценках работы ТСО и её учреждений это похоже на имитацию
контроля. Изменить такую ситуацию можно через отказ от сугубо административного управления в пользу государственно-общественной экспертизы системы управления.
Таким образом, оптимизация деятельности
системы образования возможна при активном
общественном влиянии на неё, в том числе,
через органы местного самоуправления.
5. Маркетинговое управление в образовании.
Термин «управление» имеет много оттенков смысла: и администрирование, и организацию функционирования, и общее регулирование социально-экономических систем, и руководство конкретной деятельностью в соответствии с заданными целями. Понятие «менеджмент» имеет более строгий смысл: это такое управление, которое обеспечивает максимальный эффект деятельности управляемого объекта. Возникнув в рыночной экономике, менеджмент предполагает, в первую очередь, достижение экономического эффекта деятельности. Маркетинговый менеджмент (или маркетинговое управление) подразумевает такое управленческое воздействие на управляемую систему, чтобы её деятельность максимально соответствовала запросам окружения. В результате система получает и доходы, и репутацию, и социальное влияние на окружающую среду. Маркетинговое управление в образовании используется как в коммерческих, так и в некоммерческих структурах.
Но что действительно полезно для образования – это инструменты, позволяющие помочь потребителю оценить выгоды от предлагаемых образовательных услуг, позволяющие разрабатывать и продвигать новые услуги, формировать образовательные потребности целевого сегмента. Микро-результат применения этих маркетинговых инструментов – увеличение числа учеников, абитуриентов конкретного образовательного учреждения. Макро-результат – повышение культурного и образовательного
уровня
территории, на которой функционирует
образовательное учреждение, и общества
в целом.
6.Управление образованием в контексте некоммерческого маркетинга.
Применение маркетинга давно вышло за пределы коммерческого сектора экономики. В структуре современного общества, помимо государственного сектора и частного сектора, существует третий сектор на основе пяти признаков:
- институционально закреплённая структура;
- автономный статус, который, впрочем, допускает возможность использования в работе государственного финансирования;
- отказ от распределения получаемой прибыли среди учредителей;
- самоуправляемый характер;
- опора на добровольные пожертвования и волонтёрский труд.
В России существуют три группы юридических лиц: коммерческие организации, некоммерческие организации и объединения юридических лиц. Учреждение как организационно-правовая форма относится к типу некоммерческих организаций. То есть, извлечение прибыли не является их
приоритетной целью. Акцент на целях деятельности учреждения как экономического субъекта является важным, поскольку, исходя из целей, оценивается эффективность деятельности и выбор оптимальных методов управления.
Маркетинг как универсальная система согласования производства товаров и услуг с потребительскими запросами применим не только в коммерческом секторе образования. Значительная часть системы образования РФ – это бюджетные организации, где должен применяться некоммерческий маркетинг. Его инструментарий позволяет учреждениям образования усиливать своё социальное влияние, что приносит как некоммерческие результаты, так и (косвенно) коммерческий эффект в виде дополнительных средств бюджетов, спонсорской поддержки, грантов и пр. И государственные, и коммерческие образовательные учреждения являются субъектами рыночных отношений.
Основная задача школы – формировать знания учеников и воспитывать их, задача дошкольного образовательного учреждения – развивать детей и укреплять их здоровье, задача учреждения профессионального образования – готовить квалифицированный резерв для рынка труда. Для решения данных задач организации получают бюджетное финансирование, а успешность в их выполнении обеспечивает образовательному учреждению конкурентоспособный имидж. Экономические результаты работы некоммерческой организации не являются для неё приоритетными. Однако без них её развитие не произойдёт. В условиях рынка некоммерческая организация является экономической системой, что относится и к образовательному учреждению, и к образованию как отрасли экономики.
Образовательные учреждения конкурируют между собой в двух аспектах: в борьбе за потребителя и в борьбе за источники финансирования.
При достижении высоких социальных эффектов образовательное учреждение становится признанными, авторитетными в своём регионе и получает финансовый выигрыш: гранты или субсидии органов власти, поддержку спонсоров, попечителей или труд волонтёров. Примером такой поддержки наиболее эффективных (то есть социально значимых) образовательных учреждений является вручение в 2006-2007 гг. грантов в рамках нацпроекта «Образование».
Можно выделить две группы методов маркетингового управления ТСО:
методы классического маркетинга и методы некоммерческого маркетинга.
И в коммерческих организациях, и в общественном секторе экономики возможно их сочетание.
Образовательное учреждение должно проводить активную работу в местном сообществе, чтобы привлекать некоммерческие источники финансирования. Главное условие привлечения средств, не связанных с коммерческой деятельностью – эффективность образовательных учреждений.
Для рынка образовательных услуг использование
данных механизмов позволит не только
решать текущие финансовые проблемы, но
и создаст источник ресурсов для развития.
6.Метод административно-маркетингового управления в образовании.
Хотя в нашей стране образовательные учреждения по-прежнему в основной массе остаются некоммерческими и получают финансирование из бюджетов различных уровней, они платят налоги, то есть в системе экономических отношений государства являются такими же экономическими субъектами, как коммерческие предприятия. Образовательные учреждения находятся в состоянии конкуренции за потребителей их услуг, и эта конкуренция усилилась сегодня по двум причинам: из-за демографической ситуации и в силу новой схемы бюджетного финансирования, основанной на количестве потребителей образовательных услуг. В этих условиях образование освоило принципы рыночного поведения, его учреждения как субъекты экономики действуют по рыночным правилам.
Теперь управление в образовании (даже на микроуровне – на уровне организаций) имеет дуалистическую природу: подчиняется как рыночным законам, так и административному государственному регулированию. Образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность, если учредитель (местные или федеральные органы власти) это разрешает и если такая деятельность соответствует образовательной деятельности или способствует её основным целям. Учредитель образовательного учреждения обязан поддерживать в должном состоянии его материальную базу и выплачивать заработную плату его сотрудникам. Однако, как ясно из практики, этими двумя направлениями расходов деятельность образовательного учреждения не ограничивается. Например, не учитываются потребности научной или инновационной деятельности, социальные нужды организации, затраты на внеучебную деятельность. Вместе с тем, образовательные учреждения развивают различные формы коммерческой деятельности, предлагают разные виды платных образовательных услуг.
Научной задачей является теоретически обосновать модель управления системой образования территории, совмещающую административный и маркетинговый подходы. Для первого характерно стремление к установлению и контролю нормативов, стандартов – это константная составляющая модели. Для маркетингового подхода характерно стремление к постоянной изменчивости, в соответствии с законами приращения потребностей и с законами рыночной конкуренции.
Административно-маркетинговое управление (АМ-управление сочетает цели стабильности и изменчивости экономической системы. Данный метод предполагает синхронное управленческое воздействие на систему образования административных и маркетинговых механизмов.
Отсутствие согласования административных воздействий и маркетинга ТСО приводит к их взаимному ослаблению и снижению управленческого эффекта. Задача управления ТСО – так организовать взаимодействие элементов системы, чтобы административные механизмы были усилены посредством маркетинговых.
Управление образованием, с одной стороны, традиционно строится на основе администрирования, с другой, осуществляется в условиях рыночной экономики и не может не использовать маркетинговых методов.
Цель использования метода АМ-управления – повысить гибкость реагирования системы образования (или отдельного образовательного
учреждения) на изменения внешней среды, притом, что система сохраняет свою структуру и стабильно выполняет функции, задаваемые административной регламентацией, а её инвестиционный потенциал наращивается.
Механизм достижения данной цели – использование маркетингового управления системой образования (или образовательным учреждением), инструментария стратегического планирования, маркетинговых исследований её внешней и внутренней среды, а также инструментария повышения инвестиционной привлекательности управляемой системы.
Рассматривая ТСО с точки зрения системного подхода, можно увидеть в
ней как зоны стабильности (базовый уровень образования), так и диссипативные структуры – новые динамические состояния материи, новые
типы структур, спонтанно возникающие вдали от равновесия, образующие
взаимодействие в данных системах с окружающей средой. Они возникают в процессе самоорганизации и являются неравновесными структурами по способу жизнедеятельности, по собственному функционированию и существованию.
Как живой организм, система образования постоянно порождает новые формы работы, методические инновации, осваивает технологические нововведения.
Метод ТСО как система, ядро, в котором – зона стабильности – те виды деятельности, которые регламентируются образовательными стандартами, инструкциями, нормативами и различными внутренними документами, которым подчиняется система образования определённой территории.
Руководители ТСО или отдельного образовательного учреждения в этом
случае используют методы ситуативного управления, реагируют на текущие
проблемы, исходя из состояния внутренних переменных управляемой системы.
При административно-маркетингового управления оценка изменений, происходящих с ТСО не может осуществляться только органами управления
образования или территориальными властями. Обязательной является оценка
со стороны общественности. Эффекты развития призвано прогнозировать и предотвращать административное регулирование системы. Параллельно осуществляется маркетинговое управление, которое связано с исследованием рыночной конъюнктуры, потребительских предпочтений и запросов, поддерживает наиболее перспективные диссипативные структуры ТСО и стимулирует их потребление на территориальном рынке.
В результате метод АМ-управления выводит ТСО на качественно новый уровень развития – это такое её состояние, при котором система выполняет