Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть современное состояние управления системой образования в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой образования;
2. изучение организационной структуры управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации управления системой образования в России.
Введение ..................................................................................................................3
I. Управление системой образования
1.Понятие системы образования………………………………………….……4-8
2.Этапы реформирования системы образования……………………………9-11
3.Современные подходы и методы управления системой образования….12-18
4.Уровни системы образования
4.1 Федеральный уровень…………………………………………..……..…19-21
4.2 Региональный уровень………………………………………...…………22-24
4.3 Муниципальный уровень…………………………………………………....25
Система управления образованием в условиях модернизации…………...26-28
II. Общее положение о системе управления образованием
1.Получение образования -право каждого гражданина………………...…29-31
2.Нормотивные акты, регулирующие сферу управления образованием....32-33
Заключение……………………………………………………………...……34-35
Литература………………………………………………………………….……36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Курсовая работа
Дисциплина: «Связь с общественностью»
Тема: «Управление образованием в МО»
Преподаватель:
Выполнил студент:
Группа:
Содержание:
Введение ..............................
I. Управление системой образования
1.Понятие системы образования………………………………………….……
2.Этапы реформирования
системы образования……………………………
3.Современные подходы и методы управления системой образования….12-18
4.Уровни системы образования
4.1 Федеральный уровень……………………………
4.2 Региональный уровень…………………………
4.3 Муниципальный уровень………………………
Система управления образованием в условиях модернизации…………...26-28
II. Общее положение о системе управления образованием
1.Получение образования
-право каждого гражданина……………
2.Нормотивные акты, регулирующие
сферу управления образованием.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Тема работы актуальна, т.к. управление
системой образования в современной России
находится сегодня в процессе модификации.
Под образованием в понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов). От правильно организованной системы
образования в государстве зависит интеллектуальный
и научный потенциал государства.
Объект исследования: правовые отношения,
возникающие в процессе управления системой
образования.
Цель работы: рассмотреть современное
состояние управления системой образования
в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало
решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой
образования;
2. изучение организационной структуры
управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления
системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации
управления системой образования в России.
Раскрытие темы предполагает изучение
ряда нормативных актов, в частности, Конституции
Российской Федерации, Федерального закона
«Об образовании», Постановление Правительства
РФ от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения
о Министерстве образования и науки Российской
Федерации», других актов различной юридической
силы, практики их применения, а также научной
литературы, монографий, методических
разработок, пособий и материалов периодических
изданий.
Глава I .Управления системой образования.
1.Понятия системы образования
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
Под системой понимается «целеустремленная
целостность взаимосвязанных
Среди многих видов социальных систем выделяют педагогические системы. По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы.
Многие видные ученые посвятили
свои работы системному подходу, в которых
в разной степени полноты
1) множество взаимосвязанных
2) определенная общность
3) выделенное на основе
4) любой процесс, проходящий
в определенных условиях, в совокупности
с этими условиями. Системы,
в которых протекают
Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека».
В рамках системного подхода образовательное
учреждение рассматривается как
сложная социально-
Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.
Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе. Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.
Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы – главное условие его существования. Развитие и саморазвитие – это, в основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании – следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ и так далее.
Известно, что элементы всякой педагогической системы могут быть системами низших порядков. Для образовательного процесса как системы характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами.
Структура, или организация, системы – важнейшее условие ее существования и столь же необходимый признак. К образовательному процессу как педагогической системе это положение относится самым непосредственным образом, так как бессмысленно вообще говорить о ее наличии без взаимодействия реальных людей, в реальных условиях среднего учебного заведения, учебных занятий и тому подобных.
Образовательный процесс как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы – это просто ее части, компоненты, а атрибуты – это свойства объектов системы. Отношения – это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае – это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.
Наличие двух и более типов связи
– также важнейший признак, характеристика,
условие существования
Целостность – это важнейшее
условие существования
Таким образом, образовательный
процесс, как деятельная система
находится постоянно в непрерыв
2.Этапы реформирования системы образования.
Коренные изменения
в социально-экономической
Однако осуществление
образовательной реформы
На новом этапе
Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.
На достижение этой цели
направлена реформа образования
как комплекс мер государственной
политики, обеспечиваемых финансово-экономическими,
организационными, административными,
рекомендательными и
Реформирование системы образования будет осуществляться в три этапа: экспериментальный, рассчитанный на год и ориентированный на отбор перспективных нововведений; краткосрочный, который охватит период до 2001 года и будет сосредоточен в первую очередь на неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в сфере образования и созданию организационных, кадровых, правовых, финансовых и материально-технических предпосылок для полномасштабного развертывания реформы; среднесрочный, до 2005 года включительно, когда предусматривается обеспечить реализацию основной части намеченных преобразований.
Новый этап реформы будет проводиться в жизнь на организационной основе Федеральной программы развития образования в России, координируемой Минобразованием России, региональными, местными и ведомственными органами управления образованием при активных и во многом самостоятельных действиях педагогических коллективов учебных заведений всех типов, попечительских и родительских советов образовательных учреждений. Целесообразно пересмотреть Федеральную программу в соответствии с основными положениями данной Концепции. Огромную роль в реформировании призваны сыграть частные и общественные инициативы, а также поддержка семей и работодателей, заинтересованных деловых, государственно-политических и других общественных кругов.