Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть современное состояние управления системой образования в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой образования;
2. изучение организационной структуры управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации управления системой образования в России.
Введение ..................................................................................................................3
I. Управление системой образования
1.Понятие системы образования………………………………………….……4-8
2.Этапы реформирования системы образования……………………………9-11
3.Современные подходы и методы управления системой образования….12-18
4.Уровни системы образования
4.1 Федеральный уровень…………………………………………..……..…19-21
4.2 Региональный уровень………………………………………...…………22-24
4.3 Муниципальный уровень…………………………………………………....25
Система управления образованием в условиях модернизации…………...26-28
II. Общее положение о системе управления образованием
1.Получение образования -право каждого гражданина………………...…29-31
2.Нормотивные акты, регулирующие сферу управления образованием....32-33
Заключение……………………………………………………………...……34-35
Литература………………………………………………………………….……36
2.Региональный уровень управления системой образования
Согласно ст. 29 Закона «Об образовании»,
в ведении субъектов Российской Федерации
в области образования находятся:
— определение и осуществление политики
в области образования, не противоречащей
политике Российской Федерации в области
образования;
законодательство субъектов Российской
Федерации в области образования;
— определение особенностей порядка создания,
реорганизации, ликвидации и финансирования
образовательных учреждений;
— осуществление федеральной политики
в области образования;
— разработка и реализация республиканских,
региональных программ развития образования,
в том числе международных, с учетом национальных
и региональных социально-экономических,
экологических, культурных, демографических
и других особенностей;
— обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования
в общеобразовательных учреждениях, находящихся
в ведении государственных органов управления
образованием;
— формирование государственных органов
управления образованием и руководство
ими, назначение руководителей этих органов
(по согласованию с федеральными органами
управления образованием);
— финансовое обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного общего образования в муниципальных
общеобразовательных учреждениях путем
выделения субвенций местным бюджетам
в размере, необходимом для реализации
государственного стандарта общего образования,
включая оплату труда работников муниципальных
общеобразовательных учреждений, расходов
на приобретение учебных пособий, технических
средств обучения, расходных материалов
и на хозяйственные нужды (за исключением
коммунальных расходов);
— создание, реорганизация и ликвидация
образовательных учреждений соответствующего
подчинения, лицензирование образовательных
учреждений, за исключением лицензирования
на право ведения образовательной деятельности
по программам высшего профессионального
и послевузовского профессионального
образования;
— установление региональных (национально-региональных)
компонентов государственных образовательных
стандартов и т.д.
На региональном уровне принимаются правовые
акты, регламентирующие деятельность
органов субъекта Федерации в области
управления образованием.
Так, согласно Положению «О Министерстве
образования и науки Челябинской области»,
Министерство образования и науки Челябинской
области является органом исполнительной
власти Челябинской области, осуществляющим
государственную политику в сфере образования,
науки, научной, научно-технической деятельности,
а также молодежной политики.
Министерство в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, другими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, Уставом
(Основным Законом) Челябинской области,
законами Челябинской области и другими
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Челябинской области, а также
настоящим Положением.
Министерство осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с Министерством образования
и науки Российской Федерации и другими
федеральными органами исполнительной
власти, их территориальными органами,
органами исполнительной власти Челябинской
области, Законодательным собранием Челябинской
области, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Основная задача Министерства — реализация
единой государственной политики в сфере
образования, науки, молодежной политики
с учетом областных социально-экономических,
демографических, национальных, экологических,
культурных и других особенностей.
Министерство возглавляет Министр образования
и науки Челябинской области (далее именуется
Министр), назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Губернатором Челябинской
области.
3.Муниципальный уровень управления
системой образования
Согласно ст. 31 Закона «Об образовании»,
органы местного самоуправления ответственны
за реализацию права граждан на получение
начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования; ежегодную
публикацию среднестатистических показателей
о соответствии федеральным и местным требованиям
условий осуществления образовательного
процесса в образовательных учреждениях,
расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции в области
образования органов местного самоуправления
относятся:
— планирование, организация, регулирование
и контроль деятельности местных (муниципальных)
органов управления образованием, образовательных
учреждений в целях осуществления государственной
политики в области образования;
— формирование местных бюджетов в части
расходов на образование и соответствующих
фондов развития образования, разработка
и принятие местных нормативов финансирования
системы образования;
— обеспечение гражданам, проживающим
на соответствующих территориях, возможности
выбора общеобразовательного учреждения;
— регулирование в пределах своей компетенции
отношений собственности в системе образования;
— создание, реорганизация и ликвидация
муниципальных образовательных учреждений
и др.
5.Система управления образованием
в условиях модернизации
Для реализации мероприятий по модернизации
образования требуется определенная перестройка
системы управления высшим образованием,
которая в среднесрочной перспективе (возможно,
и в долгосрочной) будет осуществлять свою
деятельность по трем основным направлениям:
— управлять высшим профессиональным
образованием в том виде, как это сложилось
к настоящему времени. Можно предполагать,
что это направление деятельности будет
постепенно преобразовываться по мере
изменения системы высшего образования
и системы управления;
— управлять переходом системы высшего
образования в некоторое новое состояние,
которое описывается принятыми на сегодняшний
день документами (Федеральная программа
развития образования, Национальная доктрина
образования, Основные направления социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации,
Концепция модернизации российского образования);
— управлять формирующейся новой системой
(отдельными новыми составными элементами)
по мере ее формирования.
Отсюда следует, что система управления
образованием должна, наряду с существующей
подсистемой оперативного (текущего) управления,
содержать подсистему управления переходом
к новому состоянию, что требует фиксации
этой подсистемы в качестве постоянного
составного элемента системы управления.
Для реализации предложенного подхода
уже в настоящее время необходимо в планах
выделить три основных блока:
По направлению оперативного (текущего)
управления:
— передача части функций управления
общественным органам (в первую очередь
это относится к содержанию образования
и оценке его качества);
— анализ необходимости и целесообразности
перераспределения функций управления
между федеральным, региональным и отраслевым
уровнями;
— более четкое определение взаимодействия
между вузом и вышестоящим органом. На сегодняшний
день эти отношения определяются кучей
документов, но все равно урегулированы
в недостаточной степени (может ли, например,
министерство приказывать вузу?);
— управление ресурсами — их распределение
и перераспределение (в частности, вопросы
предоставления информации по сметам,
по критериям, по учитываемым параметрам,
и т. п.).
В принципе с этими направлениями работы
вполне может справиться — и справляется —
существующая структура управления, применяя
при этом «обычные» методы управления
и опираясь на существующий кадровый потенциал.
Однако некоторые из указанных направлений
требуют серьезной научной поддержки,
что необходимо инициировать и осуществить
в ближайшие (2-3) годы, поскольку далее можно
ожидать нарастания роли новых факторов,
воздействующих на систему управления,
и порождения на их основе новых проблем,
пока еще мало различимых (более точно —
пока количество проблем не перевалило
за критическую черту, еще не поздно начать
их «разгребать»).
По направлению перехода
системы в новое состояние
Управление переходом в новое состояние
предусматривает, наряду с исполнением
«обычных» управленческих функций, осуществление
проектного управления:
— инициирования работ, имеющих конечные
цели, с механизмами оценки хода выполнения
этих работ и степени достижения поставленных
целей;
— оценки и корректировки работ по переходу
к новому состоянию;
— конкурсного отбора исполнителей работ.
Даже оставляя в стороне вопросы, связанные
с формулированием стратегических направлений
развития системы образования (с этим никакая
система управления не справится, поскольку
это элемент государственной политики,
а попытки такого рода, предпринятые в разное
время внутри Минобразования России и представленные
ФПРО и Доктриной, не критиковались только
ленивыми), и считая, что стратегические
направления будут определены отдельно,
можно предположить, что для того, чтобы
система управления в перспективе была
в состоянии справиться с решением поставленных
задач, необходимо устранить потенциальные
проблемы, в числе которых:
— недостаточное количество специалистов,
способных работать с проектами комплексного
характера и целевой направленности и готовых
работать в условиях конкурсного отбора
исполнителей работ;
— ограниченность методической базы и отсутствие
организационных структур, направленных
на поддержку таких работ;
— отсутствие сформированной системы
информационной поддержки.
По направлению управления элементами
новой системы
Самое сложное направление, поскольку
новая система не просто только формируется,
а только начала формироваться. Поэтому
трудно представить ее в действии.
Отсюда следует, что необходимо:
— готовить кадры, способные управлять
внедрением инноваций (в т.ч. экономических
и организационных);
— формировать структуры, способные оценивать
эффективность внедрения инноваций и предлагать
корректирующие мероприятия;
— вводить функции управления инновационными
процессами на различных уровнях управления;
— формировать структуры, способные ставить
перед собой задачи, исходя из результатов
формирования новой системы, решать эти
задачи, корректировать изменение системы.
II.Общие положения о системе управления образованием
1. Получение образования - право каждого гражданина
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер
образования, приоритет
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность образования,
адаптивность системы
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е.самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне всегосударственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.
Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
В соответствии со ст.37 Закона
«Об образовании», в Российской Федерации
создаются и действуют
- федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
- федеральные ведомственные
органы управления
- государственные органы
управления образованием
Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:
Министерство образования Российской Федерации;
министерства образования республик в составе Российской Федерации;
управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.
Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
2. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием
В комплекс законодательства Российской Федерации в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации[5][5], Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:
- Федеральный закон
от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О
послевузовском
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[7][7];
- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"[8][8].
В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.
Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:
1) разграничивают компетенцию
и ответственность в области
образования Федеральных