Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть современное состояние управления системой образования в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой образования;
2. изучение организационной структуры управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации управления системой образования в России.
Введение ..................................................................................................................3
I. Управление системой образования
1.Понятие системы образования………………………………………….……4-8
2.Этапы реформирования системы образования……………………………9-11
3.Современные подходы и методы управления системой образования….12-18
4.Уровни системы образования
4.1 Федеральный уровень…………………………………………..……..…19-21
4.2 Региональный уровень………………………………………...…………22-24
4.3 Муниципальный уровень…………………………………………………....25
Система управления образованием в условиях модернизации…………...26-28
II. Общее положение о системе управления образованием
1.Получение образования -право каждого гражданина………………...…29-31
2.Нормотивные акты, регулирующие сферу управления образованием....32-33
Заключение……………………………………………………………...……34-35
Литература………………………………………………………………….……36
В результате реформирования
системы образования
3.Современные подходы и методы управления системой образования
В наступившем XXI веке происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и педагогические технологии, новые современные педагогические концепции и идеи. Содержание образования насыщается различными образовательными программами, способствующими развитию у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба изменяет традиционные способы информации. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностными ориентирами в образовании становятся личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи учителя: «Не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать». Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию» (Петерсон Л.Г.). Возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Усиливается интеграция школы, семьи, микро- и макросоциума. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях и применительно к различным ситуациям.
В реальной педагогической практике этот переход осуществляется недостаточно профессионально, противоречиво, чаще в условиях отсутствия системы подготовки к такой деятельности, которую необходимо проводить через серию научных, методических консультаций и мероприятий, где ведущими проводниками педагога к изменению процесса обучения должны стать методические центры, институты развития образования и, в первую очередь, методист.
Затруднения педагога в профессиональной практике являются следствием ряда обстоятельств: с одной стороны, в значительной степени они обусловлены традиционно сложившейся в условиях педагогического образования (особенно высшего) системой методической подготовки учителя к методической деятельности, не обеспечивающей, как правило, взаимосвязи науки и практики; игнорированием реальных потребностей и социального заказа общества и личности ребенка. С другой стороны недостаточность уровня знаний и умений методиста (по должности); неразработанность механизмов включения педагога в проектирование современного образовательного процесса не способствуют развитию у педагогов потребности в совершенствовании собственного методического профессионализма:
В стране отсутствует как таковая система высшей профессиональной подготовки работников образования методических центров. Педагогические кадры муниципальной системы образования для методических кабинетов обычно составляют педагоги, прошедшие естественный путь собственной профессионализации. Отсутствие научной базы методических и методологических знаний по современной психолого-педагогической подготовке учителей не позволяет методическим службам осуществлять быстрое освоение новых областей теории и практики в сфере образования.
В современных условиях образовательная тема является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Ухудшающаяся экономическая обстановка не способствует поддержанию системы образования только из центра, а в процессе муниципализации образования его проблемы решаются на местном уровне и только тогда, когда высокие уровни уже помочь не могут. Развитие информационных связей, переход к кооперативным и координационным связям, обеспечивающим гарантированное высокое качество процесса образования, и есть суть процесса муниципализации системы образования
Данные процессы влияют на появление н аспектов методической деятельности в образовательных учреждениях и образовательных системах района и города, а именно создание системы организационно-педагогической деятельности, обеспечивающей комплекс социально-ориентированных мер, направленных на удовлетворение образовательных потребностей личности и общества.
В условиях муниципализации
образования муниципальные
В этом случае деятельность методических служб реализуется через многообразие образовательных возможностей современной муниципальной системы образования, приобретающей национальные черты, учитывающей особенности социально-экономического развития конкретной территории, ее культурные и бытовые корни. А это означает, что методистам и педагогам-практикам предстоит работать в условиях многообразной и развивающейся образовательной системы. Учет местных особенностей, социокультурной среды в системе подготовки педагога позволит создать надежную базу для реорганизации и развития системы образования по мере изменения общественных потребностей и муниципальных требований. Здесь становится очевидным, что качество профессиональной методической деятельности педагогических работников определяется не столько наличным уровнем профессиональной подготовки, сколько способностью адаптации к деятельности по решению возникающих задач.
Современные подходы к методической деятельности муниципальных методических служб проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, в активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, в способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии.
Как показывает в своих исследованиях Ю.Н. Кулюткин, «педагог должен не только рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой обладает ученик, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, корректировать, развивать», «должен строить свое управление деятельностью ученика не как прямое воздействие, а как передачу ученику «тех оснований», из которых ученик мог бы самостоятельно выводить свои решения, т.е. как «рефлексивное управление». Отмеченные Ю.Н. Кулюткиным особенности рефлексивного управления деятельностью учащихся являются одним из основных ориентиров методической подготовки учителя педагогами-методистами, предполагают развитие у него умений проектирования и конструирования содержания и технологии образовательного процесса на личностном уровне развития ученика в условиях меняющихся педагогических ситуаций.
Исследователи проблем управления системой образования в условиях муниципализации с учетом ее современных требований и подходов признают наибольшую ценность осуществления методистами различных функций и видов деятельности, в первую очередь, таких функций, как программирование, проектирование, диагностирование, так как полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать ее.
Системное обучение методике научного исследования актуальных и малоразработанных проблем должно ориентировать методиста не на ретрансляционные, а исследовательские, проектировочные функции. Практика же свидетельствует, что работа методистов с педагогами традиционно осуществляется, в основном, на педагогическом опыте, образцах, методиках, положительно зарекомендовавших себя, что не обеспечивает формирование готовности к самостоятельному научному поиску в развивающейся муниципальной системе. Апробированные методики и опыт могут стать гарантом успеха, если методист овладевает средствами технологии проектирования как своей собственной методической деятельности, так и образовательного процесса. Так, например, развитие исследовательских умений и навыков методиста формирует у него умение выявлять тенденции развития образования и соответствующие актуальные образовательные потребности педагогических кадров, прогнозировать их динамику с учетом специфики образовательного пространства в системе муниципального образования. Развитие проектировочных способностей методиста и учителя будет обеспечивать его эффективное участие в разработке региональных, муниципальных программ развития образования, проектов инновационных учебных заведений, перспективных моделей обучения.
Таким образом, современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципализации образования ориентируют их:
- на выявление современных образовательных потребностей региона, города, района, педагогических работников с целью проектирования методической деятельности с учетом реальных запросов ее потребителей и осуществления главного предназначения методической службы - быть востребованной педагогами и работниками сферы образования;
- на организацию проектно-
- на обеспечение вариативности
содержания и
- на высокое научно-
- на компьютеризацию и автоматизацию деятельности методистов.
Учет современных подходов в работе методических центров будет способствовать росту научно-методической подготовки педагогов в соответствии с нормами и требованиями муниципальной системы образования.
Современные условия, нормативные документы в сфере образования, и в частности «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», предъявляют новые требования к качеству образования, к повышению квалификации педагогических работников. Это вызывает необходимость постановки перед методическими службами следующих задач, обеспечивающих процесс подготовки и обучения работников образования к работе в изменяющихся условиях:
1) переход на личностно-
2) удовлетворение личностных
образовательных запросов
3) развитие системы
образования на уровне
Системный подход к содержанию методической работы предполагает овладение методистами, педагогами знаниями, логикой своего предмета в целостном виде на всех ступенях обучения, его взаимосвязей с другими предметами и внутри предметными с выделением сущностных понятий, навыков, умений, используемых на различных этапах школьного курса обучения. Кроме того, системный подход к содержанию знаний предполагает наличие ряда специфических знаний по методике, технологии обучения:
- знания процессов
моделирования собственной
- умения прогнозирования и проектирования образовательных процессов.
Глава II.Уровни управления системой
образования
1.Федеральный уровень управления системой
образования
Согласно ст.28 Закона «Об образовании»,
в области образования ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов
управления образованием подлежат:
— формирование и осуществление федеральной
политики в области образования;
— правовое регулирование отношений в области
образования в пределах своей компетенции;
— разработка и реализация федеральных
и международных программ развития образования
с учетом социально-экономических, демографических
и других условий и особенностей, в том числе
вопросы содействия организации образования
на языках народов Российской Федерации
в иных государствах;
— формирование федеральных государственных
органов управления образованием, а также
ведомственных органов управления образованием
и руководство ими, назначение руководителей
этих органов и др.
Реализацию государственной политики
и руководство российским образованием
на федеральном уровне осуществляет Министерство
образования и науки РФ. В своей деятельности
оно опирается на российское законодательство
и «Положение о Министерстве образования
и науки Российской Федерации».
Согласно Положению «О Министерстве образования
и науки Российской Федерации», Министерство
образования и науки Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, научной,
научно-технической и инновационной деятельности,
развития федеральных центров науки и высоких
технологий, государственных научных
центров и наукоградов, интеллектуальной
собственности, а также в сфере молодежной
политики, воспитания, опеки и попечительства,
социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений.
Министерство образования и науки Российской
Федерации осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам,
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки, Федерального агентства
по науке и инновациям и Федерального агентства
по образованию.
Министерство образования и науки Российской
Федерации руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
Министерство образования и науки Российской
Федерации осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Министерство образования и науки Российской
Федерации возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации.
Министр несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Министерство
образования и науки Российской Федерации
полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства
образования и науки Российской Федерации
являются департаменты по основным направлениям
деятельности Министерства. В состав департаментов
включаются отделы.