Модели управления образованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:40, реферат

Краткое описание

Управление – создание для управляемого объекта таких условий, при которых он выполняет свои функции оптимальным образом и достигает заданных целей. Это справедливо в социальных и технических системах, в производственном и непроизводственном секторах экономики. Управление системой образования отличается тем, что его цели связаны с реализацией общественных интересов.

Оглавление

Введение__________________________________________________3стр.
1.Модель и основные типы территориальных систем образования_ 6стр.
2.Управление системой образования как динамической системой_11стр.
3. Влияние государства на систему образования_________________14 стр.
4. Органы местного самоуправления как субъект управления системой образования______________________________________________16 стр.
5.Управление образованием в контексте некоммерческого маркетинга_______________________________________________19 стр.
6.Метод административно-маркетингового управления в образовании______________________________________________22стр.
Заключение_________________________________________________26 стр.
Список литературы_________

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение 2.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

свои  функции с прежней либо большей эффективностью, расширяется её зона стабильности, а доля диссипативных процессов внутри системы уменьшается. То есть, система адаптируется к изменениям внешней среды, частично меняет свою структуру (что свидетельствует о развитии), при этом наращивает свои ресурсы.

   Управленческий механизм данного метода – это пять последовательных

процессов:

Процесс 1 – маркетинговая  диагностика рынка  образовательных  услуг территории: сегментирование рынка; характеристика выделенных сегментов и их кластерный анализ; изучение запросов потребителей образовательных услуг и меры их удовлетворённости; определение уровня цен на образовательные услуги, комфортных как для производителя, так и для потребителя; SWOT-анализ ТСО, составляющих её структур и отдельных образовательных учреждений.

Процесс 2 – дифференцирование  образовательных  услуг ТСО: по товарным, географическим, ценовым и иным сегментам рынка образовательных услуг, по характеру потребительских запросов, по степени доходности предлагаемых услуг, по их капиталоёмкости и пр.; такая дифференциация может происходить и на уровне всей ТСО, и на уровне отдельных учреждений.

Процесс 3 – оценка инвестиционной привлекательности  ТСО: её отдельных сегментов, структур, организаций, различных видов образовательных услуг и продуктов с точки зрения разных групп потребителей (индивидов, государства, работодателей, властных структур); при этом учитываются как ресурсы потенциальных инвесторов, так и их мотивы, их инвестиционные интересы.

Процесс 4 – позиционирование образовательных услуг как с целью повышения инвестиционной привлекательности, так и для развития перспективных и социально значимых направлений деятельности ТСО; адресатами программ позиционирования учреждений образования могут быть различные контактные аудитории – потребители, потенциальные инвесторы и спонсоры, властные структуры, руководители предприятий и организаций, представители СМИ; при этом используются и методы классического маркетинга, и механизмы некоммерческого маркетинга.

Процесс 5 – анализ эффектов АМ-управления ТСО: долгосрочных и краткосрочных, материальных и нематериальных, позитивных и негативных,

качественных  и имеющих количественные характеристики. С этой целью используются инструменты социально-экономического мониторинга и аудита эффективности использования ресурсов системой.

В результате управляемая система не только качественно  выполняет свои функции, но наращивает социальное влияние и инвестиционную привлекательность.

   Использование метода АМ-управления в образовании основано на следующих принципах:

- тесная  интеграция рынков образовательных услуг для прогнозирования и формирования потребительского спроса, в соответствии с нуждами территории;

- сочетание  административного регулирования  и свободного рыночного саморегулирования рынков образовательных услуг;

- использование  методологии некоммерческого маркетинга  для привлечения образовательными учреждениями внебюджетных ресурсов;

- активизация  общественного управления сферой  образования в части контроля использования финансов, контроля качества деятельности ТСО, поддержки перспективных проектов и эффективных организаций;

- периодический  мониторинг результатов и эффектов  ТСО для оптимизации затрат и точного распределения материально-технических и финансовых ресурсов, исходя из нужд конкретной территории.

    Использование АМ-управления позволяет системе образования стабильно

выполнять её базовые функции, но также и  использовать потенциал конструктивных изменений.

   При очевидных экономических эффектах применения данного метода он,

фактически, не требует для системы образования дополнительных затрат. Аналитические функции управление образованием выполняет и теперь. Метод АМ-управления, возможно, даже будет способствовать сокращению управленческих подразделений или освобождению от тех направлений работы, которые не востребованы рынком. Новые затраты, связанные с данным методом, могут потребоваться только при покупке программного обеспечения, если управление ТСО планирует систематически проводить маркетинговые исследования.

   Метод АМ-управления применим и на уровне отдельных образовательных учреждений. Особенно он важен, если новое образовательное учреждение только начинает работу, или если потребителям предлагаются новые услуги.

   Завершая обзор методов управления, которые применяются в отраслях общественного сектора экономики и в управлении системой образования, обозначу наиболее важные выводы:

- каждый  территориальный рынок образовательных  услуг – это открытая саморазвивающаяся система, управление которой отличает синкретичность методов; организационно-административные, экономические, социальные, психологические методы управления системой образования дополняют друг друга;

- помимо  традиционных целей образовательной  и воспитательной деятельности, современная ТСО имеет цель подержания собственной стабильности и возможностей саморазвития; для этого её продукты, услуги,

учреждения  должны быть инвестиционно-привлекательными, частично этому способствует использование форм общественного управления в образовании;

- управление  системой эффективно, если адекватно её существенным характеристикам; в современном образовании сосуществуют коммерческие и

некоммерческие  структуры, зоны стабильности и диссипативные  структуры,

поэтому для данной системы нужен метод административно-маркетингового управления;

- рыночная среда, в которой действует ТСО, изменчива, и эти изменения должны учитываться при управлении образованием; АМ-управление поэтапно переводит управляемую систему в состояние стабильности, согласовывая при этом цели и интересы производителей и потребителей образовательных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Структурной единицей образования как сферы общественного производства является территориальная система образования – совокупность

образовательных учреждений определённой территории (региона, области,

муниципального  образования, страны), объединяющая взаимосвязанные территориальные рынки образовательных услуг различного содержания. Рынки дошкольного образования, основного общего и дополнительного образования школьников, различные рынки профессионального образования и индивидуальной педагогической деятельности существуют не изолированно друг от друга, между ними сформированы содержательная и методологическая преемственность, формальные и неформальные связи. Поэтому управление образованием направлено на данную структуру как на целостность, состоящую из самостоятельных, но взаимосвязанных элементов.

   Управлять любым объектом – значит создавать условия для выполнения этим объектом его функций. Управление системой образования имеет основной задачей создание условий для функционирования образовательных структур.

   Учитывая свойства образования как динамической системы, считаем адекватным для неё метод административно-маркетингового управления. Он позволяет сохранять устойчивость управляемой системы, но при этом приспосабливаться к меняющимся условиям её внешней среды. Развитие любой системы невозможно без постоянного источника ресурсов. В течение последних лет в России сменилась парадигма управления социальными отраслями. Государство отошло от патерналистской модели социальной политики, выбрав субсидиарный принцип финансирования общественных благ. В этой ситуации управление образованием стало сочетать принципы административного регулирования и рыночной самоорганизации управляемых структур. Финансовое обеспечение образования сегодня является многоканальным, происходит из средств федерального и местных бюджетов, из средств потребителей (как индивидов, так и организаций) и спонсорской поддержки. Важным экономическим вопросом является мера государственного участия в финансировании образования, как всего общественного сектора.

Система образования порождает общественно значимые эффекты – качество

человеческих  ресурсов, научные достижения, культуру, преемственность национальных ценностей и традиций.

   В этой связи функции образования не могут быть приравнены к функциям производственных отраслей.

   Управление отраслями социальной сферы РФ осуществляют совместно и

государственные структуры, и органы местного самоуправления. От управленческих решений на местном уровне во многом зависит развитие человеческого потенциала и экономики территории. Оно будет ограничено в

той мере, в какой будет ограничен доступ населения к социально значимым

благам, в частности, к образованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Аверкин, В. Н. Административное управление территориальными образовательными системами / А. В. Аверкин ; Нижегородский региональный центр развития образования. – В.Новгород : НРЦРО, 1999. – 194 с.

2. Аверкин, В. Н. Управление результативностью и эффективностью в территориальной системе образования / В. Н. Аверкин О. М. Зайченко, М. В. Александрова // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2011. – Вып.1. – С. 8-13.

3. Акинфиева, Н. В. Государственно-общественное управление образовательными системами : учебно-методическое пособие / Н. В. Акинфиева, А. П. Владимирова. – Саратов : Приволжск. книж. изд-во, 2001. – 54 с.

4. Акофф, Р. Л. Акофф о менеджменте. Теория систем. Бюрократия. Коррупция. Образование / Р. Л. Акофф ; пер. с англ. Л. А. Волковой. – СПб. : Питер, 2002. – 448 с.

5. Андреев, С. Н. Основы некоммерческого маркетинга / С. Н. Андреев, Л. Н. Мельниченко. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 256 с.

6. Андреев, С. Н. Оценка эффективности деятельности некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев // Некоммерческие организации в современной России. – 2005. – №4. – С. 36-41.

7. Арганович, М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и кудаведут? / М. Л. Арганович // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 120-146.

8. Арганович, М. Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования на региональный уровень / М. Л. Арганович // Вопросы образования. – 2005. – №2. – С. 2-18.

9. Артюхов, М. В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы / М. В. Артюхов. – Новокузнецк : ИПК, 2004. – 249 с.

10. Балыхин, Г. А. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) / Г. А. Балыхин // Экономист в аудитории. – 2005. – №1. – С. 74-85.

11. Балыхин, Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 428 с.

12. Белоусова, Е. В. Маркетинговое управление в сфере оказания образовательных услуг / Е. В. Белоусова, С. А. Клименко // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – №2. – С. 76-81.

13. Беляков, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления /С. А. Беляков. – М. : МАКС Пресс, 2009. – 437 с.

14. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. – М. : ГУ ВШЭ, 2002. – 338 с.

Информация о работе Модели управления образованием