Модель реформирования ЖКХ муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по муниципальному управлению.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

Жилищный фонд в Курганской области характеризуется следующими показателями: более 470 000 домов площадью свыше 180 млн. кв. м. Муниципальный жилищный фонд за последние пять лет заметно увеличился за счет активно ведущегося нового строительства, так и за счет приемки жилищного фонда от ведомств и сельскохозяйственных предприятий.

В последние годы в жилищно-коммунальном комплексе Курганской области системно и целенаправленно обеспечивается комплексный и программно-целевой подходы к решению проблем отрасли.

В Кургане появились частные управляющие компании. Крупнейшей из них является ООО ПФ «Фрегат». Есть совсем маленькие, работающие на один-три дома и образовавшиеся, в основном, чтобы обслуживать новостройки. Это, как правило, дочерние структуры компаний-застройщиков, и сколько-нибудь значимой роли на рынке услуг в сфере ЖКХ они пока не играют. Их в Кургане всего три.

Частные компании работают принципиально по-новому. Им вовсе  не обязательно содержать штат дворников, сантехников, электриков и т.д. Достаточно грамотных управленцев. Они могут  просто выбирать подрядчиков, которые  и выполняют те или иные работы, необходимые для нормального  обслуживания дома. Задача УК: проведя  своего рода тендер на поставку работ  и услуг, оптимально подобрать подрядную  организацию, выбрать наиболее выгодные соотношения «цена-качество» с  целью снижения бремени домовладельцев по содержанию дома. Финансовая деятельность компании может контролироваться избранной  собственниками ревизионной комиссией. Если же говорить об эффективности  работы частных УК, то она налицо: сравнивая работу ООО ПФ «Фрегат»  за последнее время, видно не только значительное сокращение жалоб горожан на предприятия, но и рост качества обслуживания.

По 2012 году видна эффективность работы филиала ООО ПФ «Фрегат»: объем текущих ремонтов и их качество растут из года в год, энергосбережению предприятие тоже уделяет внимание. Так одна лишь установка датчиков движения в 3 домах на к. Мяготина дала экономии на освещении мест общего пользования в размере 60 тыс. руб. за 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Модернизация  жилищно-коммунального хозяйства  в муниципальном образовании

 
Реализация реформы ЖКХ зависит  от многих факторов. И в наибольшей степени от компетентности специалистов, на которых возлагается решение  конкретных организационно-экономических  задач.

В управлении коммунальным хозяйством не должна применяться известная  концепция о том, что «управлять государством может каждая кухарка».

В жилищно-коммунальной отрасли  существует ряд проблем, основными  из которых являются неравномерное  распределение коммунальных мощностей  и неэффективное их использование, высокий уровень как морального, так и физического износа сетей. Одна из самых важных проблем –  низкая эффективность управления в  жилищно-коммунальной сфере.

Еще в начале реформы Владимир Путин говорил, что решением проблемы призвана стать коммерциализация ЖКХ  на принципах самоокупаемости. Проходить  она должна с использованием рычагов  жесткого административного воздействия, с тем, чтобы устранить «один  из немногих нерыночных архаизмов в  нашей рыночной экономике».

Частные компании имеют целый  ряд преимуществ: они кровно заинтересованы в повышении качества оказываемых  услуг постольку, поскольку от объёма обслуживаемых площадей зависит  успешность их бизнеса. Если качество услуг не устраивает жителей, они  вправе нанять другую фирму. Частные  УК заинтересованы во внедрении энергосберегающих  технологий, они подходят к эксплуатации каждого дома индивидуально. Они  же являются посредниками между жителями дома и поставщиками воды, тепла, электричества. Так же они заинтересованы в отстаивании  интересов своих клиентов.

 

Постановлением Правительства  Курганской области 9 июня 2010 года № 244 принята целевая программа Курганской области «Модернизация систем коммунального  теплоснабжения Курганской области 2010-2015 годы». 

Общий объем инвестиций для реализации Программы – 9,4 млрд. рублей, в том  числе 1 млрд. рублей - бюджетные средства; 8,4 млрд. рублей -  внебюджетные средства.       

 

Реализация Программы предусматривается  в два этапа:  
- I этап, 2010-2011 гг.: строительство когенерационной установки на базе котельной №40 (КЗКТ) в г. Кургане, модернизация муниципальных систем теплоснабжения Куртамышского, Мокроусовского, Шадринского (угольные котельные) районов.  
Объем инвестиций по I этапу определен в сумме 2 220,82 млн.рублей. 
- II этап, 2011-2015 гг.: модернизация системы теплоснабжения гг.Курган и Шадринск, 21-го района Курганской области, а также реализация подпрограммы освоения и использования местных видов энергетических ресурсов.      

 

Второй этап  реализации Программы может быть разделен на три подэтапа: 
1) модернизация систем теплоснабжения гг.Кургана и Шадринска; 
2) модернизация систем теплоснабжения остальных районов Курганской области; 
3) подпрограмма освоения и использования местных видов топливно-энергетических ресурсов.     

 

Объем инвестиций по II этапу определен  в сумме 7 208,95 млн.рублей. 
 При этом планируется привлечь большой объем внебюджетных средств (до 89,4% от общей потребности в инвестициях) на основе принципов государственно-частного партнерства с участием Внешэкономбанка в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве между Правительством Курганской области, Внешэкономбанком и ЗАО «Тоболэнерго» по модернизации коммунальной энергетики от 9 октября 2006г.     

  

Для запуска первого этапа программы  в январе 2011 года Губернатором Курганской области Богомоловым О.А. утвержден  график мероприятий по подготовке и  передаче в долгосрочную аренду имущественных  комплексов теплоснабжения Шадринского, Куртамышского, Мокроусовского, Петуховского, Щучанского. 

Параллельно с регистрацией имущественных  комплексов ЖКХ Главам районов рекомендовано  приступить к разработке конкурсной документации, а по итогам регистрации  провести конкурсы по передаче имущества  коммунального теплоснабжения в  долгосрочную аренду или концессию  частному оператору.

Основной целью Программы  является разработка и осуществление  комплекса мероприятий, повышающих надежность функционирования всего  городского хозяйства, для чего предусмотрены  предприятиями ЖКХ:

– ликвидация сверхнормативного  износа основных фондов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий;

– комплексное внедрение  приборного учета отпускаемых коммунальных услуг;

– снижение затрат на производство;

– вывод предприятий ЖКХ  в режим бездотационного и  устойчивого функционирования; 

– разработка комплекса  мер по заинтересованности предприятий  ЖКХ в снижении затрат на оказываемые  коммунальные услуги, по социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы  жилищно-коммунального хозяйства, а  также повышение комфортности проживания в жилых домах, построенных более 20 лет назад;

– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;

– ликвидация загрязнителей  грунтовых вод и улучшение  экологической обстановки в городе;

– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного сырья.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих  основных задач:

– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– повышение эффективности  управления объектами коммунальной инфраструктуры;

– привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;

надежность работы систем жизнеобеспечения города,

– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не превышающей 30%;

– Сокращение нерационального использования ресурсов на предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;

– Снижение себестоимости оказываемых услуг;

– Улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, администрация  города Серпухова в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в  реализации рассматриваемого процесса.  

 

 

 

3. Направления  по совершенствованию реформирования  жилищно-коммунального хозяйства

 

3.1 Реформирование  управления жилищным фондом

 
На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных  органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О местном самоуправлении».

В связи с этим важнейшей  задачей является разделение функций  собственника жилищного фонда, функций  управляющих организаций и функций  подрядных организаций, предоставляющих  те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным  жильем необходимо разделить функции  административного управления и  функции управления как хозяйственной  деятельности.

Целесообразно как можно  скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как  можно скорее перейти к реально  подписанным договорам найма  как основному документу, регулирующему  взаимные права и обязанности.

Это касается как договоров  социального найма, так и договоров  найма (коммерческого найма) вне  социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные  виды договора найма в муниципальном  жилье, при этом договоры социального  найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном  уровне.

Комплекс институциональных  преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства  охватывает следующие основные направления  изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:

– продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»);

– создание товариществ собственников жилья (регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности региона и города);

– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне 1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения, регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;

– муниципализация государственных предприятий ЖКХ (используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).

Развитие договорных отношений

Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход  от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с  органами местного самоуправления и  потребителями к созданию единого  правового поля, обеспечивающего  сочетание прав обязанностей и ответственности  участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость  и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов  местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов  Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил  и закрепил нормы, регулирующие права  собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений  местного самоуправления, хозяйствующих  субъектов, юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных программ целесообразно  использовать «Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ», «Методические  рекомендации по бухгалтерскому учету  в условиях создания служб заказчика».

На федеральном уровне должны быть доработаны примерные договоры социального и коммерческого  найма жилых помещений. До их разработки государственные органы субъектов  Федерации могут разрабатывать  и применять свои соответствующие  нормативные акты.

Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования