Модель реформирования ЖКХ муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по муниципальному управлению.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

4) обеспечение государственного  контроля за состоянием жилищного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Направления  реализации основных задач реформирования  ЖКХ

 
Снижение и повышение  качества услуг ЖКХ.

Ключевыми аспектами каждого  из указанных направлений являются:

1. Формирование многообразия  собственников в жилищной сфере  путем создания товариществ собственников  жилья (ТСЖ).

Объединение собственников  жилья в товарищества собственников  жилья в границах единого комплекса  недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный  участок и расположенное на нем  жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияние на стоимость и  качество предоставляемых услуг  и позволяет создавать условия  для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.

Городская программа может  включать несколько разделов, обеспечивающих поддержку товариществ собственников  жилья, среди них:

2. Содействие на местном  уровне становлению ТСЖ в существующем  жилищном фонде должно предусматривать:

– упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;

– возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;

– предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти.

3. Организация ТСЖ в  процессе строительства должна  стать постоянной практикой работы  органов местного самоуправления  и застройщиков, если возводимое  жилье предполагается продавать  разным собственникам.

4. Выделение земельных  участков в общую долевую собственность  членов товарищества может позволить  привлечь за счет ее коммерческого  использования дополнительные источники  финансирования работ по обслуживанию  и ремонту жилья.

5. Урегулирование вопросов  бухгалтерской отчетности и налогообложения  ТСЖ как некоммерческих организаций  улучшит финансовую ситуацию  по обслуживанию жилищной недвижимости  и привлечет к этому процессу  больше желающих стать его  участниками.

Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирования рынка услуг.

Жилищно-коммунальная реформа  одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию  обслуживания жилищного фонда и  формирования рынка услуг. Решение  этих задач практически целиком  находится в компетенции местных  органов власти.

1. Разделение функций  заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков  по их предоставлению.

Мировая практика, а также  российская практика последних лет  достаточно убедительно показывают, что создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения  функций собственника жилищного  фонда (муниципалитета) и делегирование  им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Такая идеология нашла отражение в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

При таком подходе система  управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается  как трехуровневая система:

– заказчика жилищно-коммунальных услуг;

– подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.

2. Формирование службы  заказчика (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений  является ключевым вопросом для  реального развития конкуренции  в муниципальном жилищном хозяйстве.

При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться  двумя соображениями:

1) служба заказчика должна  быть в максимальной степени  ориентирована на удовлетворение  нужд нанимателей и собственников  жилья в части предоставления  им жилищно-коммунальных услуг;

2) такая ориентация может  быть достигнута выбором соответствующих  организационных и финансовых  механизмов.

Основными задачами службы заказчика являются:

– выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;

– заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и стоимости;

– обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.

Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.

Сегодня при только формирующихся  экономических взаимоотношениях в  сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика  является муниципальное унитарное  предприятие – управляющая компания. Для обеспечения эффективности  своей деятельности это предприятие  должно быть заинтересовано:

– в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;

– в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);

– заключение договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственниками жилья;

– в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

– в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.

Для решения каждой из указанных  задач необходим соответствующий  механизм стимулирования данной деятельности.

В качестве альтернативы службе заказчика как муниципального предприятия  часто рассматривается служба заказчика  как муниципальное учреждение. Это  более простая и привычная  форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются:

– финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;

– по существу возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого жилищно-коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;

– бюджетное финансирование – это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы – оплату работ в зависимости от их качества и количества.

Деятельность службы заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и должна входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывает, что деятельность, выполняемая службой заказчика, стоит от 4 до 8% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Причем служба заказчика –  это достаточно разветвленная структура, на низовой ступеньке которой  находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного дома (домов) и контролирующие подрядчиков на нем, – домоуправы.

В связи с этим важен  вопрос об оптимальных размерах деятельности управляющей компании. В принципе, собственник (муниципалитет) должен быть заинтересован в конечном итоге  в выборе наилучшего заказчика. Но с  другой стороны, если размер жилищного  фонда будет достаточно мал, возрастут  издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а следовательно, повысится их стоимость. Практика показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика, 30 000 – 40 000 жилых единиц (квартир). Из этого можно сделать вывод, что в городах с населением свыше 150 000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.

Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь это договор  с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на «недостаток финансовых средств», многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы якобы из-за недостатка экономических рычагов сохранить хорошо знакомые административные. При этом не учитывается, что:

– существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, главная проблема состоит в стабильности финансирования;

– даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;

– стабильность финансирования жилищного хозяйства легко обеспечить путем опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг;

– для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.

Реализация таких мер  может дать существенный толчок по развитию рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышения качества и  снижению стоимости услуг.

4. Проведение конкурсного  отбора подрядчиков для текущего  обслуживания жилья и проведения  капитальных ремонтов позволяет  резко повысить эффективность  используемых финансовых ресурсов.

Главные вопросы для успешного  проведения конкурсов:

– грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, размер пакета не должен быть менее 1000 квартир;

– активная информационная компания;

– полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора;

Формирование системы  эффективных договорных отношений  на поставку жилищно-коммунальных услуг  – достаточно длительный процесс, связанный  с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.

В рамках реализации программы  целесообразно разработать примерные  договоры на поставку жилищно-коммунальных услуг для данного региона.

5. Разработка и широкое  внедрение формализованных процедур  контроля за деятельностью подрядных организаций обеспечит процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг.

Регулирование деятельности естественных локальных монополий  по поставке коммунальных услуг.

Регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов путем  контроля затрат и рентабельности. Практика показывает, что наиболее необоснованно завышенными затратными статьями являются амортизационные  отчисления (за счет завышенной стоимости  основных фондов) и ремонтный фонд.

Выделение работ, которые  могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать  поставка сырья и материалов, и  особенно – ремонтные работы, которые  на сегодня, есть все основания полагать, проводятся наиболее неэффективно с  точки зрения стоимости).

Содействие внедрению  альтернативных технологий с целью  демонополизации предоставления услуг.

Организация ресурсосбережения  в жилищно-коммунальном хозяйстве  может дать наибольший эффект с точки  зрения снижения стоимости услуг.

Для организации ресурсосбережения  в жилищно-коммунальном хозяйстве  программа должна предусматривать  следующие моменты.

Разработка технических  и организационных мер по установке  приборов учета и регулирования  потребления коммунальных услуг: наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах микрорайона, дома, квартиры; определить концепцию регулирования  расходования тепловых ресурсов (временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее). Необходимые  организационные меры включают обеспечение  обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки  результатов измерений, и в конечном свете, обеспечение оплаты услуг  по факту показаний счетчика.

Формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним  из возможных и привлекательных  подходов может стать формирование регионального Фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для выделения на кредитной основе под гарантии местных администраций  ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению.

Разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения  в жилищном фонде.

Методическое обеспечение  тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению. Одним из возможных направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие – за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).

Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования