Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа
Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.
Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы
4) обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
1.3 Направления
реализации основных задач
Снижение и повышение
качества услуг ЖКХ.
Ключевыми аспектами каждого
из указанных направлений
1. Формирование многообразия
собственников в жилищной
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияние на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Городская программа может
включать несколько разделов, обеспечивающих
поддержку товариществ
2. Содействие на местном
уровне становлению ТСЖ в
– упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;
– возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
– предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти.
3. Организация ТСЖ в
процессе строительства должна
стать постоянной практикой
4. Выделение земельных
участков в общую долевую
5. Урегулирование вопросов
бухгалтерской отчетности и
Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирования рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа
одной из главных целей преобразований
в жилищной сфере ставит демонополизацию
обслуживания жилищного фонда и
формирования рынка услуг. Решение
этих задач практически целиком
находится в компетенции
1. Разделение функций
заказчика услуг ЖКХ и
Мировая практика, а также
российская практика последних лет
достаточно убедительно показывают,
что создание эффективных механизмов
управления муниципальным жилищным
фондом и его инфраструктурным обеспечением
достигается путем четкого
При таком подходе система
управления муниципальным жилищно-
– заказчика жилищно-коммунальных услуг;
– подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
2. Формирование службы
заказчика (управляющей
При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться двумя соображениями:
1) служба заказчика должна
быть в максимальной степени
ориентирована на
2) такая ориентация может
быть достигнута выбором
Основными задачами службы заказчика являются:
– выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
– заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и стоимости;
– обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.
Сегодня при только формирующихся
экономических взаимоотношениях в
сфере обслуживания жилья лучшей
организационной формой службы заказчика
является муниципальное унитарное
предприятие – управляющая
– в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;
– в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);
– заключение договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственниками жилья;
– в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
– в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Для решения каждой из указанных
задач необходим
В качестве альтернативы службе заказчика как муниципального предприятия часто рассматривается служба заказчика как муниципальное учреждение. Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение экономически не заинтересовано в решении перечисленных задач. Кроме того, зачастую служба заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета. Недостатками такой схемы являются:
– финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;
– по существу возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого жилищно-коммунального хозяйства, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;
– бюджетное финансирование – это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы – оплату работ в зависимости от их качества и количества.
Деятельность службы заказчика (управляющей компании) направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и должна входить в их стоимость. Мировая и российская практика показывает, что деятельность, выполняемая службой заказчика, стоит от 4 до 8% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Причем служба заказчика – это достаточно разветвленная структура, на низовой ступеньке которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного дома (домов) и контролирующие подрядчиков на нем, – домоуправы.
В связи с этим важен вопрос об оптимальных размерах деятельности управляющей компании. В принципе, собственник (муниципалитет) должен быть заинтересован в конечном итоге в выборе наилучшего заказчика. Но с другой стороны, если размер жилищного фонда будет достаточно мал, возрастут издержки, связанные с организацией работы службы заказчика, а следовательно, повысится их стоимость. Практика показывает, что оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика, 30 000 – 40 000 жилых единиц (квартир). Из этого можно сделать вывод, что в городах с населением свыше 150 000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчиков, закладывая фундамент развития конкуренции в этой сфере деятельности.
Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Ссылаясь на «недостаток финансовых средств», многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы якобы из-за недостатка экономических рычагов сохранить хорошо знакомые административные. При этом не учитывается, что:
– существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, главная проблема состоит в стабильности финансирования;
– даже в условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;
– стабильность финансирования жилищного хозяйства легко обеспечить путем опережающего повышения в оплате населением доли стоимости жилищных услуг;
– для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.
Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышения качества и снижению стоимости услуг.
4. Проведение конкурсного
отбора подрядчиков для
Главные вопросы для успешного проведения конкурсов:
– грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, размер пакета не должен быть менее 1000 квартир;
– активная информационная компания;
– полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора;
Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищно-коммунальных услуг – достаточно длительный процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.
В рамках реализации программы
целесообразно разработать
5. Разработка и широкое
внедрение формализованных
Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг.
Регулирование цен на поставку
услуг естественных монополистов путем
контроля затрат и рентабельности.
Практика показывает, что наиболее
необоснованно завышенными
Выделение работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставка сырья и материалов, и особенно – ремонтные работы, которые на сегодня, есть все основания полагать, проводятся наиболее неэффективно с точки зрения стоимости).
Содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг.
Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг.
Для организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве программа должна предусматривать следующие моменты.
Разработка технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг: наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах микрорайона, дома, квартиры; определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее). Необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений, и в конечном свете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика.
Формирование внебюджетных
источников кредитного финансирования
работ по ресурсосбережению. Одним
из возможных и привлекательных
подходов может стать формирование
регионального Фонда
Разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде.
Методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению. Одним из возможных направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие – за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).
Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования