Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа
Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.
Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы
Качество услуги ЖКХ как
характеристика качества благ, в соответствии
с терминологией стандартов качества
ISO 8402:1994 определяется совокупностью
характеристик услуги, определяющих
ее способность удовлетворять
Модификация экономических интересов в условиях перехода к рыночным отношениям сферы ЖКХ, новые подходы к определению их типов требуют четкой градации потребностей, отражающих происходящие изменения.
Прежде всего, необходимо выявление сущности и природы потребности в условиях ЖКХ, поскольку экономические интересы – проявление потребностей в исторически определенных экономических отношениях.
Осуществление преобразований в сфере услуг ЖКХ должно опираться на результаты изучения роли и места потребностей в услугах ЖКХ в структуре потребностей общества, выявлении тенденций их развития с учетом социально-экономического статуса населения страны системный подход к данной проблеме предполагает также в соответствии с предметной областью исследования, выявление специфики потребностей в условиях ЖКХ, изменений и тенденций их развития, обусловленного влиянием социального, экологического и экономического факторов.
Потребности в условиях ЖКХ целесообразно трактовать по М.Х. Мескону как нужды, нехватки чего-либо, отраженные в психике как эмоциональное переживание, служащее мотивом социально-эко-номического поведения человека. Именно потребности служат материальной основой вовлечения индивида в общественное производство. Осознанные объективные потребности в условиях ЖКХ становятся содержанием мотиваций, для реализации которых выбираются средства с учетом внешних и внутренних условий системы ЖКХ и социально-экономического опыта субъекта.
Объективность потребностей
сделала возможным создание теорий
мотивации, на основе которых разработаны
научные классификации
Научную ценность представляют концепции и типологизации мотивирования, то есть выявление того, как можно людей побуждать к целенаправленной деятельности. В экономической литературе выделяют две основные группы мотивационных теорий: содержательные и процессуальные. Первые основаны на анализе потребностей человека, поэтому они и будут рассматриваться в нашем исследовании.
Вторые – на оценке ситуаций, возникающих в процессе мотивации. Процессуальные теории не игнорируют роль потребностей в экономическом поведении субъекта, но первенство отдают процессам восприятия и ожиданий субъекта, связанных с данной конкретной ситуацией и возможными последствиями и результатами выбранного им типа поведения. Авторами наиболее известных содержательных теорий мотивации являются Ф.У. Тейлор, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг и др.
В соответствии с данными предпосылками А. Маслоу научно разработал следующую пирамиду потребностей (рисунок 1).
Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу
В основании пирамиды лежат
физиологические потребности, затем
потребность в безопасности, основу
которых составляют услуги ЖКХ, потребность
в принадлежности к социальной группе,
потребность признания и
Потребность в услугах ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, с необходимостью повышения качества человеческого капитала, закона возрастания потребностей.
Под действием объективного
закона возвышения потребностей развиваются
потребности населения в
В России расходы семей на жилищно-коммунальные услуги в среднегодовом доходе рабочих семей в настоящее время превысили 20%.
Вместе с тем, если обратится
к рыночным условиям, то наряду с
законом повышения
Такая категория как спрос, отражающая потребность людей в той или иной услуге ЖКХ, конкретизируется в зависимости от уровня дохода и платежеспособного спроса, проявляющегося в способности удовлетворять потребность, подкрепленную доходом потребителя.
Как известно, спрос находит свое выражение в денежной форме и измеряется величиной товарооборота и количеством потребителей, согласным приобрести благо по определенным ценам (услугам ЖКХ). Функции спроса выражаются посредством взаимосвязи между спросом и определяющими его факторами Q = (Ра, Рв, Рц, I, W, T, F, S), среди которых основными являются – цена на конкурентную услугу Ра, цены на услуги заменители Рв, цены на сопряженные услуги Рц, доход покупателя I, уровень благосостояния покупателя W, то есть преимущественно экономические факторы. Затем следуют факторы социально-демографические – F (вкусы, предпочтения), географические – S (сезонность), временные – Т (жизненный цикл услуги).
Услуги ЖКХ в рамках воспроизводственного цикла, как правило имеют материальную форму, вызванную сферой обслуживания и эксплуатации трех больших групп объектов в системе ЖКХ:
1) жилой фонд и объекты социальной сферы;
2) системы техноснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;
3) сферы обслуживания
предприятий и инженерных
1) внешних и внутренних систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
2) жилого фонда и нежилых помещений;
3) систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
4) систем пожарно-охранной сигнализации;
5) систем наружного освещения
и инженерной защиты
Процесс производства и потребления
большинства услуг ЖКХ
В условиях формирования и
исполнения информационной парадигмы
качества услуг ЖКХ такое равновесие
нарушается из-за снижения качества услуг,
отсутствия конкурентного рынка
услуг ЖКХ, общего роста цен, снижения
спроса на услуги ЖКХ и одновременного
сокращения предложений со стороны
сферы ЖКХ. При этом точка равновесия
кривых спроса и предложений услуг
ЖКХ отсутствует: реализация услуг
не состоялась, платежи прекратились,
о чем свидетельствуют
Данный парадокс объясняется рядом общих причин:
− развалом осложнившихся экономических связей в организации и функционировании ЖКХ в условиях неопределенности и непредсказуемости в экономике;
− отсутствием динамического
приспособления (адаптации) производства
услуг ЖКХ к изменившейся конъюнктуре
рынка: между повышением цен и
расширением предложения
− отсутствием конкурентной среды в сфере ЖКХ.
Реальное отображение экономики ЖКХ показывает огромные масштабы, сложный и многоуровневый характер ее монополизации:
1) монополизм управления;
2) технологический монополизм;
3) монополизация региональных рынков услуг ЖКХ.
Либерализация цен на услуги ЖКХ в этих условиях ведет к их неизбежному росту и сокращению предложения.
Выход сферы ЖКХ России
из затяжного кризиса возможен при
выполнении множества условий. Одним
из них является повышение качества
услуг ЖКХ. Постановлением Правительства
Российской Федерации определены задачи
гармонизации и интеграции качества
услуг ЖКХ в систему
Уровень качества услуг ЖКХ различен на рынке услуг, но потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне можно определить этот уровень в момент покупки. Кроме того, он не знает предыстории предлагаемой ему услуги ЖКХ. Таким образом, он обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг.
Если бы информация была симметричной, т.е. если бы покупатель также имел адекватную информацию о качестве услуг ЖКХ, на рынке установилось бы эффективное равновесие. Цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее качеством. В условиях асимметрии информации, напротив, покупателю неизвестно качество конкретной услуги ЖКХ. Поэтому предлагаемая им цена определяется на основе среднего качества услуг, причем среднее качество, в свою очередь, определяется на основе известного покупателю закона распределения качества Акерлофа. В модели Акерлофа качество предоставленной на рынке услуги ЖКХ предполагается распределенным равномерно. Функция распределения известна как продавцам, так и покупателям. В этой ситуации продавец услуги выставляет на рынке только те из них, качество которых лежит в нижней части распределения, так как продажа наиболее качественной услуги становится для него невыгодной. В результате, шаг за шагом, среднее качество представляемых на рынок услуг падает, а вслед за этим снижается и цена, которую покупатель готов заплатить за услугу. Соответственно окончательная цена, устраивающая покупателя, в какой-то момент оказывается равной нулю, и рынок перестает существовать. Явление неблагоприятного отбора (вид предконтрактного оппортунизма), которое возникает на данном рынке из-за несовершенства информации, приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в конечном итоге, к исчезновению рынка услуг ЖКХ.
1.2 Жилищно-коммунальное
хозяйство, как важнейшая
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
является важнейшей сферой социальной
структуры общества. Качество ее функционирования
на базе равноправного существования
в данной сфере всех форм собственности
позволяет создать поле качества
экономических отношений
Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ. Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их качества и повышения качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества. Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, причем проведение международных конференций по реализации стратегии TQM (Total Quality Management – Глобальный Менеджмент Качества) на базе открытых международных стандартов качества товаров, продукции и услуг ИСО 9000 и ИСО 14000 дает представление о том, что в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг ЖКХ является актуальной для зарубежных организаций и отечественного ЖКХ.
Муниципальная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) включает в себя:
– анализ состояния ЖКХ;
– цели и задачи реформирования ЖКХ и направления их реализации;
– нормативно-правовое, финансовое, организационное, информационное обеспечение Программы;
– сроки реализации основных ее этапов.
Рекомендуемая структура
муниципальной программы
– цель;
– задачи;
– реализация;
– управление реализацией;
– план-график мероприятий.
Целью реформирования ЖКХ
любого субъекта Российской Федерации
или муниципального образования, исходя
из Концепции реформы жилищно-
Для реализации поставленной цели следует решить четыре группы задач:
1) снижение стоимости
и повышения качества жилищно-
2) совершенствование механизмов финансирования отрасли;
3) усиление социальной политики в сфере ЖКХ;
Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования