Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:17, реферат
В рамках Федеральной Целевой Программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» ожидается, что в течение срока ее реализации не менее половины муниципальных предприятий, управляющих муниципальным жилищным фондом, будут акционированы. Жилищный Кодекс предусматривает право ТСЖ заключать, наряду с договорами на содержание и ремонт жилья, договоры на управление общим имуществом с любым гражданином или организацией независимо от формы собственности.
Проблемы реформирования в ЖКХ
В рамках
Федеральной Целевой Программы
«Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального
Что же касается естественно-монопольных сфер, таких как тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, то здесь опыт преобразований пока незначителен и неоднозначен.
Следует отметить, что если в жилищной сфере перспектива связана, в основном, с предприятиями малого бизнеса, то в сфере управления коммунальной инженерной инфраструктурой наблюдается противоположная тенденция. В основном на рынок данного вида услуг выходят такие крупные компании, как ОАО «Российские коммунальные системы», «Российские коммунальные инвестиции» и другие. Это объясняется необходимостью крупных финансовых инвестиций в развитие коммунальных систем, которые могут обеспечить далеко не каждая компания.
Крупные бизнес-структуры приходят в коммунальную сферу разными путями.
Один из них – банкротство предприятий ЖКХ и передача имущественного комплекса за долги кредиторам, это так называемый процесс «поглощения» кредиторами. Он наиболее распространен в коммунальном теплоэнергетическом комплексе в связи со значительной задолженностью предприятий ЖКХ за энергоресурсы. По состоянию на 01.07.2012 г. задолженность предприятий ЖКХ и прочих непромышленных потребителей составляла 72% от общей дебиторской задолженности РАО ЕЭС, это приблизительно 53,8 млрд руб. Однако и Правительство страны, и многие экономисты не считают этот путь наиболее предпочтительным. Долги предприятий ЖКХ не должны служить поводом для смены собственника, а должны быть урегулированы путем реструктуризации, т.к. сложились из-за экономического дисбаланса и огромного бюджетного недофинансирования ЖКХ. Этим целям посвящен Федеральный Закон «О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства»
Второе
направление реформирование коммунального
хозяйства – это создание на базе
коммунальных муниципальных и
Третья схема управления ЖКХ с участием крупных бизнес-структур – это концессионная. В основе привлечения частных компаний должны быть договоры концессионного типа, т.е. договоры долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения при этом остается муниципальной. В этом случае соблюдаются интересы всех сторон – участников правоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг. При неисполнении частными компаниями-операторами инвестиционных обязательств у органов власти как собственника имущества остается возможность расторжения договора и выбора иной компании.
Четвертый
вариант реформирования ЖКХ может
идти по пути приватизации и акционирования
предприятий ЖКХ – и
При всем многообразии форм участия бизнеса в ЖКХ в любой организационной схеме особая роль должна принадлежать органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения населенных пунктов – это обязанность органов власти независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются. Поэтому контроль органов власти за жизненно важными, а, следовательно, стратегическими объектами ЖКХ не должен быть потерян. В отличие от иных рынков услуг, на рынке жилищно-коммунальных услуг должны быть обеспечены доступность информации о хозяйственной деятельности предприятий, контроль за инвестиционными проектами, прозрачное тарифное регулирование. Только так удастся обеспечить баланс интересов всех сторон: потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.
Немаловажное
значение в процессе реформирования
ЖКХ имеет проблема организации
оплаты услуг жилищно-коммунального
хозяйства. Оплата жилищно-коммунальных
услуг населением складывается из средств
населения (в пределе от 60 до 80% от
стоимости их производства) и социальной
помощи государства. Сегодня эта
двухканальная система
Ранее действовавшая система льгот основывалась на категориальном принципе (например, военнослужащий, учитель на селе, доктор, ветеран и др.) и имела строго установленную величину уменьшения платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги, как правило, 50% без учета размера занимаемой площади и уровня ее благоустройства.
Отличительной чертой новой системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг является то, что она опирается на имущественные, т.е. размер дохода семьи, принципы. Социальная защита в этом случае определяется как производная (в определенной пропорции) от совокупного дохода семьи и предусматривает более гибкий подход к установлению субсидий – снижению для низкодоходных категорий населения величины платежа за жилищно-коммунальные услуги. Причем, суммы субсидий должны направляться гражданам на личные (персонифицированные) счета. Только при целевом получении субсидий на личные счета граждан для оплаты услуг в сфере ЖКХ, население станет полноправным, платежеспособным участником рынка, т.е. субъектом рынка. В этом случае можно рассчитывать на то, что реформа пойдет не сверху, а изнутри.
С целью
контроля финансового потока повсеместно
на территориях создается и
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Несмотря на некоторые улучшение состояния жилищного фонда (увеличение площади жилищ, приходящихся на одного жителя, повышение уровня благоустройства) по-прежнему остро сохраняется проблема ветхого и аварийного жилищного фонда. Его удельный вес из года в год растет, что объясняется низким значением показателя объема капитального ремонта по России – 0,3% в 2012 г. versus необходимых 4-5%. Также стоит отметить, что строительство жилых домов, несмотря на увеличение в 2010-12 гг. по сравнению с предыдущим периодом, все-таки еще заметно уступает индикаторам первой половины 1990-х гг. Во многом такая ситуация является следствием низких показателей платежеспособности населения и доступности жилья, а также наличия неоправданных административных барьеров. В качестве разрешения ситуации предлагается, во-первых, увязать рынки жилья и земли, чтобы повысить инвестиционную привлекательность объектов строительства, а, во-вторых, более интенсивно внедрять схемы покупки жилья за счет долгосрочных кредитов.
2. Современная система управления жилищным фондом неэффективна, потому как в рамках заданных финансовых ограничений не обеспечивает наилучшее содержание жилых домов. Схема управления, предлагаемая в рамках реформы ЖКХ, потенциально обладает преимуществами, которые базируются на разрушении монопольного статуса местных органов власти, развитии конкуренции и включения жителей в процесс управления жилищным фондом. В результате распространения независимых профессиональных управляющих компаний появляется возможность снизить стоимость услуг и улучшить состояние жилищного фонда за счет конкуренции, усиления контроля и финансовой заинтересованности в результатах деятельности. Тем не менее, “реформаторская” система управления ЖФ пока не получила широкого распространения. Это произошло, во-первых, из-за того, что на сегодняшний день не созданы условия для внедрения этой модели управления. Во-вторых, у участников, включенных в этот процесс, либо отсутствует заинтересованность в повышении эффективности управления (жилищно-коммунальные предприятия и службы заказчика), либо неочевидны выгоды (население и местные органы власти). Для интенсификации процесса перехода на новую систему управления жилищным фондом необходимо уже сейчас начинать создавать условия и предпосылки, и осуществлять комплекс мер, направленных на развитие института независимых управляющих. Среди них: - поиск баланса интересов всех сторон (муниципальных органов власти, жилищно-коммунальных предприятий, населения и управляющих компаний);
- включение жильцов в процесс управления ЖФ посредством их объединения;
-
создание равных условий
-
ослабление регулирования (
3. Важным звеном в новой системе управления должны стать организации жильцов, которые будут выполнять функцию заказчика управленческих услуг. В настоящее время популярность ТСЖ низка. Вместе с ЖСК они охватывают не более 6% жилищного фонда, в то время как 64% его находится в собственности граждан. Это означает, что в стране существует большое количество собственников, которые отказываются от функций управления принадлежащего им жилищного фонда, по сути, оставаясь нанимателями. На то есть ряд причин, из которых выделим следующие:
-
низкие доходы населения и,
соответственно, ограниченные возможности
в сфере благоустройства
-
правовая дискриминация в
- высокие трансакционные издержки согласования интересов собственников, что усугубляется необходимостью объединяться несколькими домами, иначе это экономически неоправданно;
- усложненность процедуры регистрации товариществ собственников жилья;
-
пассивное отношение граждан
к жилищному хозяйству,
- неинформированность большинства граждан относительно возможных вариантов участия в процессе управления жилищным фондом.
Только
при решении этих и других
проблем станет возможным
4. Договор является важным элементом системы взаимоотношений населения, жилищно-коммунальных предприятий, служб заказчика и управляющих компаний. Его следует рассматривать как инструмент, позволяющий повысить уровень ответственности сторон, вовлеченных в процесс поставки-потребления услуги. Достигается это путем достижения соглашения относительно объемов, цен, качества, обозначения ответственности и обязательств сторон, что дает основания выдвигать претензии в случае несоблюдения условий договора. В настоящее время контракты либо вообще отсутствуют (хотя этого требует Гражданский кодекс), либо их качество неудовлетворительно, что объясняется наличием существенных недостатков. В свете этого можно говорить о необходимости более квалифицированного составления договоров, что создаст почву для более честных и справедливых отношений между субъектами в жилищно-коммунальной сфере. Достичь этого можно, проектируя систему договорных отношений между контрагентами в жилищно-коммунальной сфере на принципах прозрачности и равенства сторон, чего так не хватает современным договорам.