Модель реформирования ЖКХ муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по муниципальному управлению.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

Таким образом, основными  направлениями в реформировании жилищно-коммунального хозяйства  в муниципальном образовании  должны быть:

– реформирование управления жилищным фондом;

– управление и государственное регулирование ЖКХ;

– совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ.

 
 
 

Заключение

 
Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государством реформ.

Трудно назвать еще  одну отрасль, где так тесно переплелись  технические, экономические, социальные, политические аспекты, непосредственно  затрагивающие интересы каждого  жителя.

В работе рассматривается  организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Кургане районном центре курганской области.

Сегодня квартиры в домах  подразделяются на приватизированные  и не приватизированные, сами жильцы так же зачастую разделились на плательщиков и неплательщиков потребляемых услуг, что осложняет сведение воедино  оценочных показателей и проведение общих технических мероприятий. Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования ЖКХ подтверждает, что  все они оказываются первоочередными, а потому требуют комплексного подхода  в своем решении.

Здесь и состояние жилищного  фонда, проблема обновления производственно-технической  базы предприятий коммунального  хозяйства (износ фондов давно за пределами допустимых норм), и актуальность экономии тепло – энергоресурсов и обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с  уровнем доходов населения. Комплексность  решения держится на финансовом обеспечении  и развитой современной нормативно-законодательной  базе, отвечающей новым условиям хозяйствования. Но и то и другое, к сожалению, требует проведения реформ, которые могут идти только единым курсом: финансовое обеспечение должно быть законодательно закреплено в муниципальном бюджете, что позволит гарантировать исполнение полномочий органов местного самоуправления, в том числе, как основных проводников жилищно-коммунальной реформы на местах.

Необходимо разработать  дифференцированный порядок гарантированной  компенсации местному бюджету расходов по оказанию социальной поддержки в  оплате жилищно-коммунальных услуг  всем категориям граждан за счет местной  казны в рамках определенного  государственного стандарта такой  поддержки.

Муниципальные предприятия  ЖКХ города Кургана, имеющие бюджетное субсидирование, одновременно платят НДС, налог на землю. Налоговые платежи естественно влияют на тариф. Необходимо исключить из налогооблагаемой базы средства, поступающие в виде дотаций из бюджетов всех уровней на развитие и обслуживание объектов ЖКХ.

Не вызывает сомнения, что  платежи коммунальных услуг потребителем должны перестать быть предметом  судебных разбирательств. Но для этого  и тарифы должны быть иные. Кстати сказать, проводимая многоплановая реформа  ЖКХ оценивается населением прежде всего через тарифы. Такое «тарифицированное» восприятие обязывает сделать их максимально обоснованными. Новые реальные тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон в производстве и потреблении коммунальных услуг, позволяет содержать и развивать материально-техническую базу ЖКХ, своевременно выплачивать зарплату работникам данной сферы, рассчитываться с поставщиками тепло – энергоресурсов, ликвидировать запредельное потребление воды, газа и т.д. и в тоже время быть по карману населению. Это возможно при условии «прозрачности» их экономического наполнения. Не окажется лишней процедура подтверждения обоснованности тарифов независимыми аудиторскими компаниями.

Не следует так же забывать, что намечаемая стопроцентная оплата данных услуг населения может  прийти в противоречие с невозможностью предоставления и стопроцентного уровня их качества в силу слабой технической  базы ЖКХ, а стало быть, с положениями  закона о защите прав потребителя.

Тарифная проблема сложна еще и тем, что ее решение зависит  от общей экономической среды. Если инфляция превышает 10%-й уровень, то пересмотр тарифов на энергоносители предполагается осуществлять дважды в  год, но в таком случае тариф перестает  действовать как инструмент бюджетного планирования, позволяющей достичь  сбалансированности планов финансовых действий всех трех уровней бюджетной  системы.

Перед законодателями стоит  непростая задача – отстоять интересы производителей жилищно-коммунальных услуг, поставщиков энергоносителей  в условиях рынка, усилив правовую ответственность  квартиросъемщиков и собственников  жилых помещений за неуплату коммунальных услуг. И вместе с тем, обеспечить правовую защиту населения от действий предприятий-монополистов топливно-энергетического  комплекса по ограничению и прекращению  подачи газа, тепла, электроэнергии в  жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры – больницы, родильные  и детские дома, являющиеся нарушением элементарных прав граждан.

От законодателей муниципалитет  ждет решения вопроса о недопустимости процедуры банкротства предприятий  ЖКХ, которая ведет к банкротству бюджета органов местного самоуправления. Так же, как и недопустимости ареста счетов муниципальных учреждений по иску энергопоставщиков за неуплату.

Хотелось бы, чтобы новый  Жилищный кодекс стал важной вехой  законодательного обеспечения дальнейших реформ ЖКХ, на ряду с многочисленными частными вопросами такими как (определение понятия «второе жилье», важного для установления дифференцированных тарифов за жилищно-коммунальные услуги) особое внимание получило изложение компетенции органов местного самоуправления в регулировании всего комплекса вопросов данной сферы на низовом уровне, в том числе оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, имеющими сверхнормативную жилплощадь и два или более жилых помещения.

Трудности и ошибки начального этапа жилищно-коммунальной реформы  позволяют сформировать ряд принципов, которые должны быть положены в ее основу.

1. Принцип комплексного  подхода. Жилищно-коммунальная реформа  – это система мероприятий,  и ее эффективность будет определяться  тем, насколько согласованно и  синхронно будут осуществляться  ее составные части. Основные  задачи реформы – переход к  самофинансированию жилищно-коммунального  хозяйства за счет повышения  доли платежей населения и  повышение эффективности развития  этой сферы за счет ее включения  в рыночные отношения. Приоритет  отдан решению первой задачи. Нарастание разрыва между ними  приведет к дискредитации самой  идеи реформы и фактически  к ее провалу.

2. Принцип самофинансирования. Одна из основных целей жилищно-коммунальной  реформы состоит в том, чтобы  включить жилищно-коммунальные услуги  в рыночную среду: затраты производителей  услуг должны оплачивать сами  потребители с учетом количества  и качества потребляемых услуг.  Это позволит освободить бюджетные  средства и предотвратит превращение  муниципальных бюджетов в бюджеты  жилищно-коммунального хозяйства.

3. Принцип социальных  гарантий. Жилищно-коммунальная реформа  является составной частью социальной  политики, и чтобы не противоречить  целям этой политики, она должна  отвечать следующим требованиям:

– расходы населения на содержание жилищно-коммунального хозяйства не должны превышать определенной доли общего совокупного дохода семьи;

– высокодоходные группы населения должны оплачивать расходы на содержание своего жилья полностью;

– население с низкими доходами должно получать компенсацию для возмещения расходов на оплату социальной нормы жилищно-коммунальных услуг.

Меняется форма участия  государства в финансировании жилищно-коммунального  хозяйства: дотации будут получать не предприятия этого хозяйства, а население, пользующееся его услугами и имеющее по социальным показателям  право на возмещение определенной доли платежей за жилищно-коммунальные услуги.

4. Принцип государственного  и общественного контроля. Государство  и общество должны взять под  контроль осуществление реформы.  Объектом контроля при этом  становятся качество услуг и  объективность расходов жилищно-коммунального  хозяйства, предъявляемых к оплате. Для этого необходимо, во-первых, создание государственной жилищной  инспекции и ее филиалов в городах, основными функциями которых будут являться:

– регулярное инспектированное обследование жилого фонда и инженерных систем;

– рассмотрение жалоб и обращений граждан, связанных с вопросами эксплуатации жилья и его технического состояния;

– применение санкций к нарушителям правил пользования жилым фондом;

– определение требований к подрядным организациям по выявлению и устранению дефектов и повреждений жилого фонда.

Во-первых, необходимо совершенствовать работу антимонопольных служб и  их контроль за установлением коммунальных тарифов путем оценки объективности затрат предприятий – естественных монополистов при формировании цен, а также путем перехода на договорные отношения.

Необходимым условием успешной реализации жилищно-коммунальной реформы  также является общественный контроль со стороны населения, его активное участие в защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Опыт других стран свидетельствует, что эту  функцию могут выполнять товарищества собственников квартир (кондоминиумы), создание которых позволит решить проблему установления договорных отношений  при обслуживании приватизированного сектора жилья.

5. Принцип государственного  стимулирования. Поскольку жилищно-коммунальная  реформа имеет социально-экономическую  значимость, на государственном  уровне целесообразно создать  централизованный фонд ее поддержки  и разработать механизм его  распределения, обеспечивающий стимулирование  регионов и городов, в которых  наиболее последовательно и успешно  повышается эффективность системы  управления и качество жилищно-коммунальных  услуг.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказывает слишком ощутимое влияние на структуру денежных расходов населения, на социальный статус семьи. Поэтому механизм реализации жилищно-коммунальной реформы должен обеспечивать создание условий, способствующих смягчению  ее негативных последствий.

Во-первых, необходимой предпосылкой повышения эффективности жилищно-коммунального  хозяйства является развитие конкурентной среды на основе демонополизации  отрасли. Высокая степень монополизации  и отсутствие конкуренции в сфере  жилищно-коммунального хозяйства  привели к тому, что тарифы на услуги по некоторым оценкам завышены на 30–50% при их низком качестве. Необходимо выделить реальные направления деятельности, в которых могут появиться предприятия-конкуренты, и на начальном этапе организовать их поддержку. Это уборка улиц, ремонт домов, дорог, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, ремонт сетей, проектно-изыскательские работы по развитию жилого фонда и коммунальных объектов.

Конкурентные отношения  необходимо стимулировать и внутри самих муниципальных организаций  между бригадами, отделениями, заинтересовывая  их в повышении качества услуг  и снижении затрат.

Развитию конкурентной среды  будет способствовать либерализация  доступа к производству услуг, проведение конкурсных торгов на получение права  на обслуживание. Организовать реальный конкурс на стадии заключения договоров  должны местные администрации. Для  этого нужно вовлечь в конкурс  частные фирмы, разработать критерии для отбора победителей, подготовить  кадры для проведения конкурсных торгов, обеспечить их регулярное проведение.

Во-вторых, реализация жилищно-коммунальной реформы, как и экономической  вообще, невозможно без адаптации  общественного сознания к новым  рыночным условиям. Прежде всего необходимо, чтобы цели и задачи реформы осознали сами работники этой сферы и были заинтересованы в осуществлении ее мероприятий. Но главное – это адаптация общественного сознания к жизни в условиях рыночных отношений. Чтобы население не отторгало, а напротив, поддерживало мероприятия жилищно-коммунальной реформы, нельзя уже на первом этапе лишиться его доверия, что легко может случиться, если люди будут чувствовать лишь тяжесть изменений.

Этапы жилищно-коммунальной реформы должны быть согласованы  с политикой роста денежных доходов  населения и структурой распределения  семей по уровню душевого дохода. Важным элементом социальной политики станут субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг низкодоходным группам населения, поэтому необходимо увязывать скорость перехода этой сферы хозяйства на самофинансирование с удельным весом таких групп населения, чтобы не превратить муниципальный бюджет в большой отдел социального обеспечения.

Право на получение жилищно-коммунальных компенсаций должно определяться лишь душевыми доходами семьи, что обеспечит  их справедливое население. Предоставление субсидий должно носить не громоздкий и не унизительный характер.

Алгоритм такой системы  включает:

а) заявительный характер предоставления субсидий;

б) предоставление их в течение  года;

в) сплошную или выборочную проверку правомерности предоставления субсидий через налоговую инспекцию;

г) лишение граждан права  на жилищные субсидии в течение следующего года в случае их незаконного получения;

д) возмещение гражданами незаконно полученных субсидий и уплаты штрафа.

Кроме того, необходимо проводить  широкомасштабную и постоянную работу с населением, которая должна включать:

– активную поддержку создания товариществ собственников квартир, взаимодействующих с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;

Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования