Модель реформирования ЖКХ муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: На основе изучения теоретических положений и существующего состояния городского жилищно-коммунального хозяйства предложить направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, как важнейшая сфера в обществе
1.3 Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
2. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Кургана
2.1 Общая характеристика администрации г. Кургана
2.2 Жилищно-коммунальное хозяйство в городе Кургане
2.3 Модернизация жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3.1 Реформирование управления жилищным фондом
3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ
3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по муниципальному управлению.docx

— 159.90 Кб (Скачать)

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и  содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них  должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок  оплаты услуг, санкции к обеим  сторонам за нарушение условий договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Управление  и государственное регулирование  ЖКХ

 
Организация управления ЖКХ  основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней  и субъектов управления в соответствии с Постановлением «О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». С целью государственного регулирования  деятельности жилищно-коммунального  хозяйства, особенно предприятий –  естественных монополистов, должен быть разработан Федеральный закон «О государственных минимальных стандартах». Важную роль должна играть в организации  регулирования деятельности ЖКХ  разрабатываемая «Программа демонополизации  и развития конкуренции на рынке  услуг жилищно-коммунального хозяйства». Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции  в ЖКХ является закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» и Указы Президента РФ «О новом этапе реализации Государственной  целевой программы «Жилище»»  и «О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту  государственного и муниципального жилищного фонда».

В практике деятельности по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда должно быть использовано «Примерное положение о порядке  конкурсного отбора подрядчиков  на обслуживание домов государственного и муниципального фондов».

Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и  организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и региональные жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется «Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации», «Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам», Положением «Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения». В процессе государственного регулирования ЖКХ могут использоваться также «Нормативно-методические документы по организации лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов».

Защита прав потребителей

Правовой основой методов  и форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  должны быть приняты соответствующие  ресурсные нормативы для обеспечения  реализации государственных минимальных  стандартов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. Необходима разработка «Положения о комиссии по жилищным спорам», утверждение  «Правил теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроснабжения». Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим работы и расширения сферы действия системы жилищных субсидий (в том числе, при пересмотре и упорядочении действующей системы льгот и переводе большей части их в систему субсидий) должны быть приняты на региональном уровне «Порядок предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также должен быть разработан нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемый в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ, в соответствии с рекомендациями Министерства труда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Совершенствование  финансирования и ценообразования  в сфере ЖКХ

 
Правовой основой реализации намеченного поэтапного перехода к  безубыточной работе отрасли является закон Российской Федерации «Об  Основах федеральной жилищной политики». Постановление Правительства Российской Федерации №707 от 18.06.96 г. «Об упорядочении систем оплаты жилья и коммунальных услуг». При разработке реформ финансирования и ценообразования в ЖКХ могут использоваться «Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», «Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ», «Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда».

Важным элементом реформы  является выбор рациональной тактики  изменения действующих тарифов  для населения. Критерием рациональности этого процесса является предотвращение социальной напряженности и роста  неплатежей при обеспечении срока  перехода к безубыточной работе ЖКХ. Для методической и правовой поддержки  указанных мероприятий реформы  требуется разработка методических рекомендаций по определению динамики тарифов на услуги ЖКХ с учетом доходов населения.

Для обеспечения финансирования за счет привлечения внебюджетных средств  развития объектов ЖКХ, ликвидации сложившегося значительного переизноса основных фондов должна быть разработана «Методология технико-экономических обоснований инвестиционных проектов для привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие объектов инфраструктуры».

Организация проведения реформы  ЖКХ

Основным документом, определяющим принципы, направления и пути реформирования ЖКХ является «Концепция реформы  жилищно-коммунального хозяйства», утвержденная Указом Президента Российской Федерации.

Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального  хозяйства.

Концепция реформы жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации  предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления права определять основные параметры  перехода на новую систему оплаты жилья коммунальных услуг размеры  финансовой помощи, оказываемой субъектам  Российской Федерации из средств  федерального бюджета (в первую очередь  в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 мобщей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м– на семью двух человек и 33 м– на одиноко проживающего человека;

б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости  предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая  капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение в среднем по всем видам этих услуг);

в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных  расходов граждан на оплату жилья  и коммунальных услуг.

Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади  жилья и нормативов потребления  коммунальных услуг (в процентах  от совокупного семейного дохода);

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг.

Этот стандарт определяется дифференцированно по экономическим  регионам Российской Федерации. При  фактическом перечислении средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет производиться уменьшение расчетного размера трансфертов с учетом величины дополнительных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, предоставляемых в рамках консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате отклонения от установленных Федеральных стандартов. В то же время не будет допускаться уменьшение размера трансфертов для субъектов Российской Федерации, снижающих бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству в ходе проведения его реформы.

Органам законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ, а также органам местного самоуправления рекомендуется в рамках собственной  компетенции привести нормативы  социальной нормы площади жилья, предельного уровня граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг  в соответствие с федеральными стандартами  или предусмотреть собственные  дополнительные бюджетные источники  для дотирования отрасли ЖКХ  сверх федеральных стандартов.

При определении трансфертной политики субъекта Федерации по отношению  к муниципальным образованиям рекомендуется  пользоваться теми же подходами для  определения размера трансфертов  в зависимости от отклонения от региональных нормативов проведения жилищной реформы, которые также могут быть установлены в пределах субъекта РФ.

Особое внимание следует  уделить выполнению федеральных  стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы  жилищных субсидий, в первую очередь  – установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья  в зависимости от состава семьи.

Бюджетное финансирование программы  жилищных субсидий рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной  части местных бюджетов и рассматривать  как защищенную статью. В первоочередном порядке средств на компенсацию  жилищных субсидий должны перечисляться  на счете товариществ собственников  жилья и жилищно-строительных кооперативов. Вместе с тем, неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам. В случае отсутствия либо перерасхода бюджетных средств, предоставление компенсаций производится как выпадающие доходы.

При формировании региональных и местных нормативов уровня платежей граждан за услуги ЖКХ и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг следует предусматривать анализ тарифов на эти услуги с целью их понижения за счет исключения за счет исключения необоснованных затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат без изменения стоимости этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное дотирование отрасли и будет демонтировать эффективность проведения жилищно-коммунальной реформы.

Методы использования  внебюджетных источников

Муниципальные бюджеты сегодня  не в состоянии обеспечить потребности  города в реконструкции и развитии городской жилищной инфраструктуры: снижается качество и ритмичность  предоставления коммунальных услуг  наряду с повышением эксплуатационных издержек; соответственно растут затраты, которые необходимо предпринять  в будущем для исправления  ситуации.

Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных  вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.

Сама практика финансирования капиталовложений из государственных  и муниципальных бюджетов, при  которой решения о капиталовложениях  в инфраструктуру зачастую принимаются  в расчете на краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке.

Одним из приоритетных направлений  в этой связи следует считать  практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты. В частности, перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях водоканализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость производства соответствующих коммунальных услуг.

В данном контексте рекомендуется  руководствоваться следующими соображениями.

1. Экономическая целесообразность.

Размеры капитальных вложений в такие инфраструктурные проекты, как правило, весьма велики. Их полноценное  финансирование из городского бюджета  в рамках относительно короткого  строительного периода либо невозможно, тогда строительства и реконструкция  оттягивается на неопределенное время, либо бремя расходов бюджета слишком  велико, и капитальные расходы  осуществляются за счет других, не менее  важных статей текущих расходов.

2. Экономическая привлекательность  инвестиций в тепло-энергосберегающие  проекты и развитие городской  инфраструктуры для инвесторов.

Экономическая привлекательность  тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения  заемных средств, взятых инвестором на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг.

Резервы сокращения себестоимости  производства коммунальных услуг в  проектах тепло-энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%. Условиями выполнения таких проектов за счет внебюджетных источников должны служить:

– сохранение в прежнем объеме прежних бюджетных дотаций реконструирующимся коммунальным предприятиям на время выплат по кредиту;

Информация о работе Модель реформирования ЖКХ муниципального образования