Субъекты РФ и муниципальные образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 08:47, реферат

Краткое описание

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

1. Субъекты РФ

Виды субъектов Российской Федерации………………………….4

Статус республики в составе Российской Федерации…………..6

Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения………………………………………………8

Особенности правового статуса автономий....................................9

2. Муниципальные образования

Понятие и содержание категории «муниципальное образование» ………………………………………………………...10

Устав муниципального образования ……………..……………...12

Заключение………………………………………………………..…14

Список литературы…………………………………………...…….15

Файлы: 1 файл

Реферат по ГП.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Реферат

На тему:

«Субъекты РФ и муниципальные образования» 
 
 
 

                                

Содержание 

Введение……………………………………………………………….3

1. Субъекты РФ

Виды  субъектов Российской Федерации………………………….4

Статус  республики в составе  Российской Федерации…………..6

Особенности правового статуса  краёв, областей, городов  федерального значения………………………………………………8

Особенности правового статуса  автономий....................................9

2. Муниципальные образования

Понятие и содержание категории  «муниципальное образование» ………………………………………………………...10

Устав муниципального образования  ……………..……………...12

Заключение………………………………………………………..…14

Список  литературы…………………………………………...…….15 

Введение

    Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную  правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Избранная новой Россией форма государственности — федерализм — не имеет единого международного образца, а российский федерализм, имеющий свою специфику, к тому же исключительно динамичен.

    «Федерализм в классическом его понимании  — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной  власти в условиях ее территориальной  организации на нескольких уровнях»

    Федерализм  является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи.

    Проблемы  федеративного устройства Российского  государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

    В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская  Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Субъекты РФ

Виды  субъектов Российской Федерации.

    Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

    национально государственный (республики в составе РФ);

    административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

    национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

    Подобная  типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные — государственного образования), с другой — на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

    Таким образом, действующая Конституция  РФ наделила административно-территориальные  единицы высшего звена (края, области), а также города федерального значения качествами субъектов Федерации, гарантировала  всем субъектам действительную самостоятельность  в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.

    Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации  закрепляет конкретный численный, видовой  и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей  Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

    Названия  субъектов федерации даны в том  варианте, который определен (или  подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование».

    Присвоение  и изменение наименования - прерогатива  субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции  Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

    «Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации  не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации".

    Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерации затрагивало основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

    Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом  смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

    Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счёт либо интеграции в состав России иного государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края), либо образования в её составе нового субъекта (путём объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований).

    Помимо  перечисления в Конституции РФ видов  и наименований субъектов, в Конституции  РФ закрепляется также правовой статус субъектов РФ. 
 
 
 

 Статус республики в составе Российской Федерации.

    Конституционный статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей  республики (ч.2 ст.5 и ч.1 ст.66 Конституции  РФ).

    В составе РФ среди 89 субъектов имеется 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

    В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами, обладающими всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, за исключением полномочий, которые находятся в ведении федеральных органы государственной власти. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией.

    С пониманием государственной природы  республик тесно связан вопрос о  правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками и с другими субъектами РФ (внутренние границы) являются административными. Они отнюдь не всегда являются историческими границами коренных народов, как об этом говорится в некоторых конституциях республик. Происходившая при советской власти перекройка таких границ имела административный характер, иногда была произвольной (особенно на Северном Кавказе).

    Внешняя граница республики является одновременно Государственной границей Российской Федерации. Территория республики, как и территории других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия, а границы между республиками (как и другими субъектами) изменяются только с их взаимного согласия. В конституциях республик иногда устанавливаются формы волеизъявления народа республики на изменение ее территории, например, путем проведения референдума (Бурятия).

    В отличие от других субъектов Федерации  республика имеет свою конституцию  и свою конституционно-правовую систему. Конституции принимаются республиками самостоятельно, по процедуре, определенной самими республиками, и не нуждаются в утверждении органами государственной власти РФ. Помимо конституции правовая система республики включает республиканские законы, другие нормативные акты республики, изданные в пределах ее компетенции (в том числе акты президентов республик, чего нет в других субъектах РФ), договоры республик с РФ, договоры республик с зарубежными странами (неполитического характера), другие акты. Конституции, законы, иные нормативные акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

    Республики  в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством республики.

    Каждая  республика имеет свой законодательный  орган – парламент; своё правительство; Верховный суд и Высший арбитражный  суд. Многие республики имеют свой Конституционный  суд. Систему органов прокуратуры  в республику возглавляет прокурор республики, подчинённый Генеральному прокурору РФ.

    Согласно  Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный  язык. Такого права нет у других субъектов, в том числе создаваемых  с учетом этнического признака (автономной области и автономных округов). Поскольку русский язык является государственным языком всей Федерации, то конституции республик обычно говорят о двух государственных языках: русском и языке той нации, которая дала имя республике (Бурятия, Калмыкия, Коми и др.). Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

    Республика  в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам  Федерации. Поэтому, в отличие от них, каждый гражданин республики имеет  два гражданства: федеральное и  республиканское. Правда, вопросы гражданства  регулируются лишь федеральным законодательством, прием в гражданство и выход из гражданства - компетенция Федерации, но республики могут вводить свои документы с указанием гражданства республики. Некоторые особенности связаны с разграничением полномочий Федерации и республик. Федеративный договор 1992 г., как говорилось, отдельно разграничивал полномочия Федерации и ее различных субъектов, в том числе республик. Поэтому в нем присутствуют некоторые полномочия республик, которые не присущи другим субъектам Федерации. 
 

Информация о работе Субъекты РФ и муниципальные образования