Субъекты РФ и муниципальные образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 08:47, реферат

Краткое описание

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

1. Субъекты РФ

Виды субъектов Российской Федерации………………………….4

Статус республики в составе Российской Федерации…………..6

Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения………………………………………………8

Особенности правового статуса автономий....................................9

2. Муниципальные образования

Понятие и содержание категории «муниципальное образование» ………………………………………………………...10

Устав муниципального образования ……………..……………...12

Заключение………………………………………………………..…14

Список литературы…………………………………………...…….15

Файлы: 1 файл

Реферат по ГП.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

    Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения.

    После 1992 года Российская Федерация была преобразована таким образом, что  бывшие административно-территориальные  единицы - области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

    Сейчас  в качестве субъектов Федерации  в состав Российской Федерации входят, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов РФ.

    Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной  властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

    Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без  их согласия. Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

    Надо  сказать, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

    Статус  края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса.

    Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и  городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.  

    Особенности правового статуса  автономий

    В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства областей и краев - это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения.

    Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку  еврейского населения в ней почти  нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны.

    Правовое  положение автономных округов в  известной мере противоречиво. С  одной стороны, автономный округ, как  вытекает из Конституции РФ, может  входить «в состав края или области». С другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. Договорная форма отношений не устраняет в полной мере разногласий в отношении того, является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования органов государственной власти области (края).

    Автономная  область и автономные округа в  равной мере со всеми субъектами Федерации  представлены в Совете Федерации  Федерального Собрания (по два представителя  от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.

    Положение автономных округов неодинаково. Законом 1990 г. им было предоставлено право  самостоятельно решить вопрос, остаться в крае, области или непосредственно войти в состав Федерации в качестве субъекта. Статус автономного округа, входящего в край, область, может быть изменен другим путем: по взаимному согласию округа и области (края) в соответствии с федеральным конституционным законом. Это вытекает из общих положений Конституции о порядке изменения статуса любого субъекта Федерации. Ситуация, однако, такова, что края (области) вряд ли дадут согласие на выход автономных округов из их состава и непосредственное вхождение в РФ.  Отношения автономных округов, находящихся в составе края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответствующего края, области.  

2. Муниципальные образования

Понятие и содержание категории  «муниципальное образование»

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная  Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

    Таким образом, можно выделить следующие  элементы категории «муниципальное образование»

    - поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

    - выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного  поселения;

    - муниципальная собственность и  бюджет.

    Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.

    Местное самоуправление в Российской Федерации  является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных  друг от друга.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.). Вопрос о признании иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, прежде всего исторически сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий.

    Как правило, территориальная база местного самоуправления устанавливается непосредственно в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

    В то же время некоторые законы субъектов  Российской Федерации непосредственно  не определяют состав территорий местного самоуправления.

    Территория  местного самоуправления является целостной: ее составляют все земли, находящиеся в границах муниципального образования. Соответственно юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, а равным образом от нахождения в той или иной форме собственности.

    Субъектами  инициативы об установлении и изменении  границ муниципального образования  могут выступать: население муниципального образования, органы местного самоуправления муниципального образования, а также органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Предложения указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. Соответствующая процедура, как правило, устанавливается законом субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

    Закон же не определяет орган, полномочный  принять решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Данный вопрос решается самостоятельно субъектами Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Устав муниципального образования 

    Действующим законодательством определено, что  муниципальное образование имеет  устав, в котором указываются:

    1) границы и состав территории муниципального образования;

    2) вопросы местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

    3) формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения;

    4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

    5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

    6) срок полномочий депутатов представительных  органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

    7) виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов местного самоуправления;

    8) основания и виды ответственности  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    9) порядок отзыва, выражения недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов  местного самоуправления и выборных  должностных лиц местного самоуправления;

    10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

    11) гарантии прав должностных лиц  местного самоуправления;

    12) условия и порядок организации муниципальной службы;

    13) экономическая и финансовая основа  осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования  и распоряжения муниципальной  собственностью;

    14) вопросы организации местного  самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

    15) другие положения об организации  местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

    Устав служит основным нормативным актом  саморегуляции, с которым соотносятся другие акты, решения и действия местного самоуправления и его органов.

    Перечень  регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них  могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и др.

    Устав муниципального образования разрабатывается  муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Информация о работе Субъекты РФ и муниципальные образования