Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.
Введение ………………………………………………………………………...3-4
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России…..4-7
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11
Глава 2. Оценка результатов проведения реформы ЖКХ на современном этапе и перспективы дальнейшего развития ……………………………..……12
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18
2.2. Показатели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае…………………………………………………………….…18-24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27
Министерство образования и науки Российское Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова» (Алт ГТУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Управление и администрирование в системе социальных служб.
По теме: Проблемы реформирования ЖКХ в России.
Выполнила ст. гр. Ал(з)- СР-71
Проверил:
Алейск, 2012
Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………...
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11
Глава 2. Оценка результатов
проведения реформы ЖКХ на современном
этапе и перспективы
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18
2.2. Показатели реформирования
жилищно-коммунального
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.
В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению большей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично. Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.
Таким образом, актуальность темы определяется настоятельностью решения научной проблемы сбалансированности процесса реформирования ЖКХ и повышения качества жизни населения при переходе на новые принципы функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль
жилищно-коммунального
2. Выявить особенности
рынка жилищно-коммунальных
3. Проанализировать изменения качества жизни населения в ходе реформы ЖКХ
4.Рассмотреть проблемы реформирования ЖКХ.
Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации и Алтайском крае.
Предмет исследования: реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России.
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России.
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России.
Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) — многоотраслевый комплекс российской экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:
- холодное водоснабжение
- горячее водоснабжение
- водоотведение
- теплоснабжение
- электроснабжение
- газоснабжение
- сбор, вывоз и утилизация мусора
-текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем
- капитальный ремонт
- текущая уборка мест общественного пользования
- содержание благоустройства и придомовых территорий.
Всего в ЖКХ России насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.
По данным Росстроя по состоянию на 1 января 2005 года в целом по Российской Федерации физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 60 процентов, в том числе котельных - 55 процентов, коммунальных сетей водоснабжения - 65, канализации и тепловых сетей - 63, электрических сетей - 58, водопроводных насосных станций - 65, канализационных насосных станций - 57, очистных сооружений водопровода и канализации - 54 и 56 процентов соответственно. В отдельных случаях износ доходит до 80 процентов, что, естественно, повышает степень аварийности систем жизнеобеспечения населения. Даже крупные города становятся зонами коммунального бедствия. Со сбоями в работе коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех регионов России, даже тех, которые принято считать благополучными, и это неудивительно. Ввод новых мощностей в отраслях инженерной инфраструктуры резко упал.
В настоящее время жилищные условия и качество коммунальных услуг в России не соответствуют уровню стандартов, существующих в развитых зарубежных странах. Во многом это определяется крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов ЖКК, составляющих примерно треть всех основных фондов страны1.
В структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,4% при нормативной потребности 4,5%. В результате ежегодные объемы капитального ремонта недостаточны и значительно снизились по сравнению с показателями начала 1990-х годов. Так, к 2000 году существенно сократились объемы капитального ремонта жилых домов. При этом наметилась тенденция увеличения доли ветхих жилых домов, в которых проживает в настоящее время около полутора миллионов человек. Средняя жилищная обеспеченность в России составляла на конец 2006 года 21,1 кв.м/чел., что в 3-3,5 раза меньше, чем в развитых европейских странах. По официальным данным, в настоящее время 61% российских семей нуждается в улучшении жилищных условий. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м, что на сегодняшний день соответствует жилищной обеспеченности в 31-32 кв. м на душу населения. Чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд страны надо увеличить почти на 50%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования
Объем инвестиций в ЖКХ не соответствует потребностям в его воспроизводстве. При этом в целом по России ежегодно увеличивается количество инженерных сетей, зданий, сооружений, требующих капитального ремонта или незамедлительной замены. Износ основных фондов ЖКХ страны оценивается на уровне 60%, а по отдельным районам - на уровне 70%.
Так, при общей протяженности подземных трубопроводов 650 тыс. км, около 50 тыс. км из них находятся в аварийном состоянии, а около 300 тыс. км требуют немедленного капитального ремонта2.
В настоящее время дефицит мощности водопроводов составляет около 15% от имеющихся. В ряде городских и сельских водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников отсутствует комплекс очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды. В связи с этим срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода и 16% водопроводных сетей3.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки. Из действующих канализационных очистных сооружений 60% - перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 лет и более и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 16% от имеющихся.
В среднем износ тепловых сетей приближается к 60%. Более 20% теплотрасс находятся в аварийном состоянии. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы (55-60% против 16%). Так, потери с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб составляют 10-15%, в результате срок службы теплотрасс в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии4.
Таким образом, до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, а также канализации нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. В результате количество аварий выросло за период 1990-2000 годов примерно в пять раз. В настоящее время на 100 км сетей водоснабжения в России приходится около 70 аварий, в Европе - только 3 аварии. При этом увеличивается количество крупных аварий и чрезвычайных ситуаций.
По результатам сравнительной оценки потребление горячей и холодной воды в России в 2-2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное Теплопотребление в 2-4 раза выше, чем в странах Европы и Америки со сходными климатическими условиями.
Проблема эффективности
Значительные потери в российских системах теплоснабжения обусловлены не только конструктивными особенностями отапливаемых зданий, но и технологией транспортировки теплоносителя по многокилометровым сетям с плохой теплоизоляцией, а также отсутствием у конечных потребителей приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии.
Таким образом, в России жилищно-коммунальное хозяйство остается по-прежнему одним из крупнейших и самых неэффективных потребителей топливно-энергетических ресурсов, нанося тем самым колоссальный ущерб не только экономике страны, но и окружающей природной среде. Вышеприведенные факты, отражающие многочисленные проблемы развития ЖКХ в России в технико-технологических аспектах, обусловлены уровнем организации и управления развитием и функционированием данной сферы.
Задача реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей логики этого процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию развития отрасли. В реальности этого не произошло. Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства:
1) Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагалось оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).
2) Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством. Рост этих надбавок вместе с ростом самих тарифов на услуги ЖКХ уже в ближайшие годы усилит наблюдающуюся с 2000 года тенденцию устойчивого опережения цен на услуги ЖКХ по сравнению с темпами инфляции. В настоящее время - в 2,6 раза. Это неудивительно. В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независимая экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признается Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики - необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей. Общий аудит предприятий и организаций ЖКХ, как правило, имеет формальный характер, а социальный аудит практически отсутствует5. Нет и действенного контроля со стороны институтов гражданского общества за расходованием целевых и дотационных бюджетных средств и взиманием средств с населения за жилищно-коммунальные услуги. В этих условиях планы Правительства Российской Федерации, направленные на сдерживание коммунальных тарифов на уровне общей инфляции, выглядят нереальными.
3) Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике»6. В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ.