Проблемы реформирования ЖКХ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3-4
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России…..4-7
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11
Глава 2. Оценка результатов проведения реформы ЖКХ на современном этапе и перспективы дальнейшего развития ……………………………..……12
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18
2.2. Показатели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае…………………………………………………………….…18-24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая работа по УАССС.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российское Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет

им. И.И. Ползунова» (Алт  ГТУ)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: Управление и администрирование в системе социальных служб.

По теме: Проблемы реформирования ЖКХ в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ст. гр. Ал(з)- СР-71                                              Д.А. Серомахина

Проверил:                                                                                      В.А. Дорофеев

 

 

 

 

 

Алейск, 2012

 

 

Оглавление.

 

Введение ………………………………………………………………………...3-4

Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4

    1. Анализ  состояния жилищно-коммунальной сферы России…..4-7

1.2.   Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11

Глава 2. Оценка результатов  проведения реформы ЖКХ на современном  этапе и перспективы дальнейшего  развития ……………………………..……12

2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18

2.2. Показатели реформирования  жилищно-коммунального хозяйства  в Алтайском крае…………………………………………………………….…18-24

Заключение…………………………………………………………………….…25

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.

В России уровень развития жилищной сферы не соответствует  предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению большей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично. Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.

 

Таким образом, актуальность темы определяется настоятельностью решения  научной проблемы сбалансированности процесса реформирования ЖКХ и повышения качества жизни населения при переходе на новые принципы функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:

1. Определить роль  жилищно-коммунального хозяйства  в обеспечении качества жизни  населения. 

2. Выявить особенности  рынка жилищно-коммунальных услуг  в регионах РФ.

3. Проанализировать изменения качества жизни населения в ходе реформы ЖКХ

4.Рассмотреть проблемы  реформирования ЖКХ.

 

Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в  Российской Федерации и Алтайском крае.

Предмет исследования: реформирование жилищно-коммунального хозяйства в России.

 

 

 

 

Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России.

 

1.1. Анализ  состояния жилищно-коммунальной сферы России.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) — многоотраслевый комплекс   российской экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг:

- холодное водоснабжение

- горячее водоснабжение

- водоотведение

- теплоснабжение

- электроснабжение

- газоснабжение

- сбор, вывоз и утилизация  мусора

-текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем

- капитальный ремонт

- текущая уборка мест  общественного пользования

- содержание благоустройства  и придомовых территорий.

 

Всего в ЖКХ России насчитывается более 52 тысяч предприятий и организаций, на которых занято свыше 4 миллионов 200 тысяч человек. По числу занятых ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. На долю ЖКХ приходится около 30 процентов основных фондов страны.

По данным Росстроя по состоянию на 1 января 2005 года в целом  по Российской Федерации  физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 60 процентов, в том числе котельных - 55 процентов, коммунальных сетей водоснабжения - 65, канализации и тепловых сетей - 63, электрических сетей - 58, водопроводных насосных станций - 65, канализационных насосных станций - 57, очистных сооружений водопровода и канализации - 54 и 56 процентов соответственно. В отдельных случаях износ доходит до 80 процентов, что, естественно, повышает степень аварийности систем жизнеобеспечения населения. Даже крупные города становятся зонами коммунального бедствия. Со сбоями в работе коммунальных систем постоянно сталкиваются жители всех регионов России, даже тех, которые принято считать благополучными, и это неудивительно. Ввод новых мощностей в отраслях инженерной   инфраструктуры   резко  упал.  

В настоящее время  жилищные условия и качество коммунальных услуг в России не соответствуют уровню стандартов, существующих в развитых зарубежных странах. Во многом это определяется крайне неудовлетворительным состоянием основных фондов ЖКК, составляющих примерно треть всех основных фондов страны1.

В структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  удельный вес капитального ремонта  составляет 0,4% при нормативной потребности 4,5%. В результате ежегодные объемы капитального ремонта недостаточны и значительно снизились по сравнению с показателями начала 1990-х годов. Так, к 2000 году существенно сократились объемы капитального ремонта жилых домов. При этом наметилась тенденция увеличения доли ветхих жилых домов, в которых проживает в настоящее время около полутора миллионов человек. Средняя жилищная обеспеченность в России составляла на конец 2006 года 21,1 кв.м/чел., что в 3-3,5 раза меньше, чем в развитых европейских странах. По официальным данным, в настоящее время 61% российских семей нуждается в улучшении жилищных условий. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м, что на сегодняшний день соответствует жилищной обеспеченности в 31-32 кв. м на душу населения. Чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд страны надо увеличить почти на 50%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования

Объем инвестиций в ЖКХ  не соответствует потребностям в его воспроизводстве. При этом в целом по России ежегодно увеличивается количество инженерных сетей, зданий, сооружений, требующих капитального ремонта или незамедлительной замены. Износ основных фондов ЖКХ страны оценивается на уровне 60%, а по отдельным районам - на уровне 70%.

Так, при общей протяженности  подземных трубопроводов 650 тыс. км, около 50 тыс. км из них находятся  в аварийном состоянии, а около 300 тыс. км требуют немедленного капитального ремонта2.

В настоящее время дефицит мощности водопроводов составляет около 15% от имеющихся. В ряде городских и сельских водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников отсутствует комплекс очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды. В связи с этим срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода и 16% водопроводных сетей3.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки. Из действующих канализационных очистных сооружений 60% - перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 лет и более и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет около 16% от имеющихся.

В среднем износ тепловых сетей приближается к 60%. Более 20% теплотрасс находятся в аварийном состоянии. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы (55-60% против 16%). Так, потери с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб составляют 10-15%, в результате срок службы теплотрасс в настоящее время в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии4.

Таким образом, до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, а также канализации нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. В результате количество аварий выросло за период 1990-2000 годов примерно в пять раз. В настоящее время на 100 км сетей водоснабжения в России приходится около 70 аварий, в Европе - только 3 аварии. При этом увеличивается количество крупных аварий и чрезвычайных ситуаций.

По результатам сравнительной  оценки потребление горячей и  холодной воды в России в 2-2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное Теплопотребление в 2-4 раза выше, чем в странах Европы и Америки со сходными климатическими условиями.

Проблема эффективности использования ресурсов в ЖКХ стоит особенно остро и может быть охарактеризована как национальная проблема. Наряду с отсутствием заинтересованности населения в сокращении расхода воды и энергоресурсов их нерациональное потребление предопределяется на стадии проектирования и выполнения строительно-монтажных работ. Так, в домах с неоправданно большим удельным весом остекления и крупнопанельных зданиях потери тепла уже проектируются повышенными, а при неэффективной теплоизоляции увеличиваются против проектных еще на 20-30%. В пяти- и девятиэтажных домах массовых серий теплопотери через наружные стеновые   ограждения   составляют 42-49%, через окна - 32-35%. Промерзание наружных ограждающих конструкций приводит к дополнительному расходу тепла. В итоге Теплопотребление на отопление в России значительно выше зарубежных показателей.

Значительные потери в российских системах теплоснабжения обусловлены не только конструктивными особенностями отапливаемых зданий, но и технологией транспортировки теплоносителя по многокилометровым сетям с плохой теплоизоляцией, а также отсутствием у конечных потребителей приборов учета и регулирования потребления тепловой энергии.

Таким образом, в России жилищно-коммунальное хозяйство остается по-прежнему одним из крупнейших и самых неэффективных потребителей топливно-энергетических ресурсов, нанося тем самым колоссальный ущерб не только экономике страны, но и окружающей природной среде. Вышеприведенные факты, отражающие многочисленные проблемы развития ЖКХ в России в технико-технологических аспектах, обусловлены уровнем организации и управления развитием и функционированием данной сферы.

 

 

    1. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России.

 

Задача реформирования ЖКХ официально была поставлена в 1997 году, и, исходя из общей логики этого  процесса, сегодня мы должны были бы иметь устойчивую тенденцию развития отрасли. В реальности этого не произошло. Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

1) Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКК, введение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов и т. п. Кроме того, предполагалось оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

2) Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством. Рост этих надбавок вместе с ростом самих тарифов на услуги ЖКХ уже в ближайшие годы усилит наблюдающуюся с 2000 года тенденцию устойчивого опережения цен на услуги ЖКХ по сравнению с темпами инфляции. В настоящее время - в 2,6 раза. Это неудивительно. В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независимая экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признается Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики - необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей. Общий аудит предприятий и организаций ЖКХ, как правило, имеет формальный характер, а социальный аудит практически отсутствует5. Нет и действенного контроля со стороны институтов гражданского общества за расходованием целевых и дотационных бюджетных средств и взиманием средств с населения за жилищно-коммунальные услуги. В этих условиях планы Правительства Российской Федерации, направленные на сдерживание коммунальных тарифов на уровне общей инфляции, выглядят нереальными.

3) Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике»6. В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых по определению является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствия конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ.

Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ в России