Проблемы реформирования ЖКХ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3-4
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России…..4-7
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11
Глава 2. Оценка результатов проведения реформы ЖКХ на современном этапе и перспективы дальнейшего развития ……………………………..……12
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18
2.2. Показатели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае…………………………………………………………….…18-24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая работа по УАССС.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Реформирование жилищно-коммунального  хозяйства края осуществляется в  рамках соответствующего Плана мероприятий, утвержденного распоряжением Администрации края от 21.04.2008 №134-р (в редакции распоряжения края от 03.07.2008 №260-р) по следующим направлениям деятельности: развитие инициативы собственников помещений по управлению многоквартирными домами; создание условий для деятельности товариществ собственников жилья; развитие конкурентных отношений в сфере управления жилищным фондом и его обслуживания; развитие коммунального комплекса на основе государственно-частного партнерства; мероприятия, направленные на содействие ОМС в достижении установленных Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №185-ФЗ) показателей.

По состоянию на 1 июля текущего года в рамках реализации указанного Плана выполнено следующее:

I. Развитие инициативы собственников помещений по управлению многоквартирными домами.

В целях создания правовой основы для осуществления собственниками помещений выбора способа управления многоквартирными домами в 67 муниципальных  образованиях разработаны и приняты  муниципальные правовые акты определяющие порядок управления домами, все помещения в которых находятся в собственности муниципального образования, а также орган местного самоуправления, уполномоченный представлять интересы собственника такого жилищного фонда и порядок реализации его полномочий.  В ряде городских округов: Барнауле, Бийске, Новоалтайске созданы центры для оказания консультационных и информационных услуг (библиотека специальной литературы и периодических изданий, тиражирование информации и т.д.), проведения семинаров и круглых столов для информирования и обучения по вопросам управления многоквартирными домами. Проведение указанных мероприятий способствовало активизации выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами. На сегодняшний день способ выбран и реализован в отношении 99,9% многоквартирных домов, расположенных на территории края, в том числе профессиональное управление выбрали в 12,4% домов, управление ТСЖ (ЖСК)- в 3,1% и непосредственное управление – в 84,4%.

Вместе с тем остается проблемным вопрос выбора способа управления и его реализация в сельской местности. Как показала практика, выбор способа непосредственно управления является вынужденным решением собственников помещений из-за отсутствия организаций, способных оказывать услуги управления и обслуживания жилья и недостаточной работы органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в данной сфере.

 

II. Создание условий  для развития инициативы собственников  помещений по созданию товариществ  собственников жилья.  В целях комплексного решения поставленной задачи постановлением Администрации края от 03.07.2008 №267 утверждены соответствующие мероприятия, аналогичные правовые акты приняты в 133 муниципальных образованиях края.  В приоритетном порядке в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, реализуемые в рамках Закона №185-ФЗ включаются дома, в которых созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Так, в пять адресных региональных программ по проведению капитального ремонта за четыре года были включены 657 домов, что составляет 25% от общего количества капитально отремонтированных многоквартирных домов.

Для содействия собственникам  помещений по созданию ТСЖ разработаны  методические материалы по организации общих собраний членов ТСЖ, образцы учредительных документов и договоров управления, правил внутреннего распорядка, методика расчета размера обязательных платежей за жилое помещение. Управлением совместно с Алтайским ЦПКС разработана 72-х часовая программа профессиональной подготовки руководителей ТСЖ. На сегодняшний день, зарегистрировано 906 ТСЖ, созданных на базе 3414 МКД, из них в сельской местности 285 ТСЖ, прирост количества товариществ за 6 месяцев текущего года составил 4%.

 

III. Развитие конкурентных отношений в сфере управления жилищным фондом и его обслуживания. В жилищной сфере формируется трехуровневая конкурентная среда, соответствующая рыночной системе управления жилищным фондом:  первый уровень – конкуренция при выборе способа управления; второй уровень - конкуренция между управляющими организациями за получение заказа от собственников помещений на управление жилищным фондом;  третий уровень - конкуренция между жилищно-эксплуатационными и специализированными предприятиями за получение заказа от управляющих организаций, ТСЖ на техническое обслуживание жилищного фонда. По состоянию на 01.07.2011 года на рынке предоставления жилищных услуг работает 449 организаций, 344 из которых являются частными, что составляет 77%. Услуги управления оказывают 213 организаций (97% -частные).

Основная доля управляющих  компаний (УК, на сегодняшний день их (193 УК) самостоятельно без привлечения подрядных организаций обслуживает жилищный фонд, переданный им в управление, что вызвано, в первую очередь, незначительными объемами такого фонда, (как правило, до 150 тыс. кв.метров). Восемь управляющих организаций в крае являются наиболее крупными, в управлении каждой из которых находится около 300 тыс. кв. метров жилья, при этом функции обслуживания и ремонта переданы ими по договорам подряда третьим лицам.    Вместе с тем на территории большинства районов края и в первую очередь Алейского, Волчихинского, Егорьевского, Каменского, Курьинского, Славгородского, Тогульского, Третьяковского, Тюменцевского районов рынок управляющих организаций слабо развит и многоквартирный жилищный фонд находится преимущественно в непосредственном управлении граждан, при этом договоры на содержание и ремонт общего имущества не заключены, системное профилактическое обслуживание подменяется однократными в основном аварийными работами, что не способствует надлежащему содержанию жилых зданий.

 

IV. Развитие коммунального  комплекса на основе государственно-частного  партнерства.

Услуги коммунального  комплекса предоставляют 672 организации, из них 54% являются частными.     В целях создания условий для передачи объектов коммунального назначения в управление организациям малого бизнеса осуществляется работа по инвентаризации, оценке и регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты. На сегодняшний день совокупная стоимость имущества, переданного в пользование частным ОКК, составляет свыше 6 млрд. рублей.

 Одной из наиболее острых проблем коммунального комплекса является высокая степень износа основных фондов ЖКХ, которая по сетям достигает уровня 70%, по очистным сооружениям - свыше 80%. Недостаточные объемы капитальных вложений не позволяют в полной мере решать задачи по модернизации, что, в свою очередь, не способствует сокращению затрат и ведет к увеличение размера платы потребителей, а также к банкротству организаций. Так, по состоянию на 1 июля текущего года 76 хозяйствующих субъектов отрасли находится в конкурсном производстве, 105 ликвидированы по решению суда в связи с завершением конкурсных процедур, 109 прекратили деятельность по решению собственника имущества, но не ликвидированы (практически брошены).

Общий объем кредиторской задолженности организаций, признанных несостоятельными составляет 1,8 млрд. рублей при дебиторской задолженности – 672,9 млн. рублей (как правило, данная задолженность безнадежная к взысканию).

Для нормализации ситуации по сокращению износа основных фондов коммунального назначения необходимо увеличить ежегодный объем инвестиций в основной капитал до уровня 1,8 млрд. рублей. Привлечение такого объема инвестиции возможно только при активном участии в федеральных и краевых программах, привлечение институтов государственно-частного партнерства.

Еще одной «больной» темой, характерной для сельских районов края является решение вопроса о целесообразности создания отраслевых предприятий в каждом поселении либо многоотраслевых межмуниципальных организаций.   На сегодняшний день в 130 сельских поселениях, расположенных в границах 23 муниципальных районов функции по предоставлению коммунальных услуг возложены на муниципальные предприятия данных поселений. Такая структура преобладает, например, на территории Алейского, Алтайского, Ребрихинского, Рубцовского, Третьяковского, Славгородского, Смоленского и Троицкого районов. Отрицательным фактором в данной структуре является малый объем реализации услуг при высоких затратах на их предоставление, отсутствие возможности для привлечения инвестиций на модернизацию, слабый кадровый потенциал, поэтому большинство предприятий являются убыточными. 

На территории 419 сельских поселений, расположенных в границах 39 районов, коммунальный комплекс передан в аренду многоотраслевых частным организациям. Подобная модель используется, например, на территории Калманского, Каменского, Михайловского, Павловского, Поспелихинского, Солтонского, Советского и Хабарского районов.

Сдерживающим фактором для «прихода частного бизнеса на этот рынок является и то, что  свыше 70% муниципального имущества  коммунального назначения не зарегистрировано, вследствие чего передается только в  краткосрочную аренду (на 11 месяцев), что является фактором нестабильности для потенциальных инвесторов.

 

VI. Мероприятия, направленные  на содействие органам местного  самоуправления в достижении  установленных Федеральным законом  от 21.07.2007 №185-ФЗ показателей.

В целях оказания содействия ОМС в достижении определенных ст.14 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» показателей осуществлены следующие мероприятия: разработаны методические материалы по вопросам управления многоквартирными домами, организации и проведения открытых конкурсов на управление многоквартирных домов, передачи земельных участков на которых расположены такие дома в долевую собственность; разработаны модельные муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания благоприятных условий для развития ТСЖ, формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирные дома;  организовано проведение учебных семинаров по вопросам реформирования ЖКХ, составления заявок на участие в региональных программах, проведения капитального ремонта МКД. В прошедшем году квалификацию по данной тематике повысили 215 руководителей и специалистов ОМС, организаций ЖКХ.

На протяжении всего  отчетного периода ОМС оказывалась методическая, информационная и разъяснительная поддержка.

Проведение комплексных  мероприятий позволило выполнить  следующие индикативные показатели настоящего Плана: обеспечить в 10 городах и 123 сельских поселениях наличие свыше 80% частных организаций коммунального комплекса;  обеспечить в 10 городах и 123 сельских поселениях наличие свыше 80% частных организаций, осуществляющих управление, оказание услуг по содержанию и ремонту многоквартирных домов;   передать в 10 городах и 118 сельских поселениях в управление частным управляющим организациям 80% и более процентов многоквартирных домов;  создать в 10 городах и 123 сельских поселениях правовую основу по созданию благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ;  утвердить в 10 городах и 123 сельских поселениях графики выполнения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, поставить на кадастровый учет 1464 ЗУ (100% от плановых показателей графиков).

Таким образом, мероприятия Плана реформирования ЖКХ Алтайского края на 2011 год включительно, выполнены по основным его показателям. 

 

За 9 месяцев 2012 года по данным Алтайкрайстата потребителям Алтайского края предоставлено жилищно-коммунальных услуг в объеме 25461 млн.руб., что на 2,6 % больше, чем в соответствующем периоде 2011 года.

В целом от реализации жилищно-коммунальных услуг получен  отрицательный финансовый результат  в размере 499,5 млн. руб. Отрицательный финансовый результат получен от реализации услуг теплоснабжения (размер убытка сократился на 9,5%), электроснабжения и утилизации твердых бытовых отходов (ранее предоставление данных услуг было рентабельно). Рентабельным, как и в 2011 году, является предоставление услуг газо- и водоснабжения, водоотведения, жилищных и прочих услуг (благоустройство).

Доля организаций, завершивших  отчетный период без убытков, также  как и за 9 месяцев 2011 года составляет 67 % от их общего числа.

В 12 муниципальных районах  и городских округах организации  ЖКХ работают рентабельно: Быстро-Истокском, Каменском, Ребрихинском, Смоленском, Солонешенском, Тальменском, Тогульском, Угловском районах, городах Барнауле, Бийске, Белокурихе, ЗАТО Сибирском.

Задолженность потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги на конец отчетного периода сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 1,3% и составляет  5209,4 млн.руб. (на 01.10.2011 – 5280,1 млн.руб.). В структуре дебиторской задолженности на долю населения приходится 57%.

В рамках реализации Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» и выполнения поручения Президента Российской Федерации от 17 марта 2011 года № Пр-701 во всех городских округах и муниципальных районах края разработаны программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В этих документах определены основные направления оптимизации и развития коммунальных систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения для обеспечения объемов нового жилищного социального и производственного строительства, а также для обеспечения объектами инженерной инфраструктуры существующей застройки с целью улучшения качества жизни населения.

Оценивая ситуацию в  сфере ЖКХ, власти края отмечают, что в регионе до сих пор не создана современная организационная и экономическая модель управления отраслью, которая позволила бы повысить показатели ее эффективности. В ходе этой работы необходимо добиваться принятия обоснованных тарифов. По словам Александра Карлина, в ряде сельских территорий стоимость коммунальных услуг является запредельно высокой. Губернатор настойчиво рекомендовал в процессе модернизации объектов ЖКХ использовать энергоэффективное котельное оборудование, выпущенное алтайскими предприятиями, а также обеспечивать надлежащие условия эксплуатации нового оборудования.

Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ в России