Проблемы реформирования ЖКХ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании основных проблем реформирования в ЖКХ в Российской федерации, путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ. Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3-4
Глава I. Предпосылки проведения реформы ЖКХ в России………………..…4
1.1. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы России…..4-7
1.2. Основные задачи и цели реформирования ЖКХ в России….…7-11
Глава 2. Оценка результатов проведения реформы ЖКХ на современном этапе и перспективы дальнейшего развития ……………………………..……12
2.1. Проблемы внедрения программы реформирования ЖКХ .……12-18
2.2. Показатели реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае…………………………………………………………….…18-24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая работа по УАССС.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

4) Перейти с 1 января 2006 года на  100-процентную оплату  «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг (до 1990 года государство дотировало более 75 процентов расходов ЖКХ, а потребители его услуг оплачивали 5-10 процентов затрат на услуги ЖКХ при том, что величина платежей граждан - 13 копеек за 1 метр полезной   общей   площади  -   не   менялась с 1928 года)7, что расходится с позицией В.В. Путина. Еще в 2001 году в своем выступлении он высказал мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов8. Большая часть населения страны имеет низкие доходы, поэтому для этих граждан переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ непосилен.  В частности, в 2008 году содержание двухкомнатной «хрущебы» площадью 45 квадратных  метров в городе Абакане - столице Хакассии, наиболее бедном регионе Российской   Федерации, - стоит 2 232 рубля, что  на 72 процента дороже оплаты такого жилья  в 2007 году. Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд.

6) Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг. Было введено понятие «экономически обоснованные расходы», а также определен исчерпывающий состав затрат по каждому виду услуг ЖКХ с целью ограничения (по крайней мере в теории) необоснованного включения непрофильных расходов в структуру тарифа для населения.

7) Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на конец 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную. Так, в теплоснабжении около 1 процента предприятий функционируют с участием иностранного капитала; 13 процентов тепловых сетей и источников тепла перешли в собственность частных компаний; более 25 процентов отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных организационно-правовых форм. Кроме того, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (статьи 3 и 4) предоставил частным операторам права владения и пользования объектами коммунального хозяйства, находящимися в собственности муниципалитетов, для осуществления возложенных на них функций. В результате, по различным оценкам, на конец 2006 года в сфере ЖКХ работало от 77 до 92 процентов частных организаций.

8) Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:

•     посредством банковского кредита и облигационных займов;

•  посредством заключения договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;

• посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ, так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение. Деятельность таких компаний станет более прозрачной (по крайней мере, на это надеется правительство), что также (во всяком случае в теории) должно привести к сокращению издержек;

•   посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы;

•   посредством  концессии с инвестиционными  условиями, такими как «реабилитация» объектов ЖКХ, их эксплуатация с возвратом  имущества собственнику после окончания  сроков концессионного соглашения, строительство  новых объектов ЖКХ и т. п.;

•       посредством приватизации - полной или частичной передачи имущества предприятий ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам. В этом случае местная власть освобождается от ряда обязательств в сфере коммунального хозяйства и может сосредоточить свои усилия на решении других социальных проблем. Следует заметить, что, как показывает мировая практика, приватизация эффективна в стабильных (хотя бы относительно) экономических и социальных условиях. В условиях современной России приватизация, как привило, приводит к отрицательному результату.

9) Сформировать конкурентный рынок   услуг   ЖКХ,   в   том   числе   путем привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса, чему зачастую противятся муниципальные власти, представители которых лоббируют интересы крупного капитала. Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов. Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.

10) Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жилье. Часть жилищного фонда, ранее стоявшего на балансе государственных или муниципальных предприятий, при их приватизации должна была перейти в муниципальную собственность и использоваться гражданами на условиях социального найма без права приватизации такого жилья. В настоящее время уже 71,5 процента жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципальных образований. Доля государственного жилищного фонда сократилась до 7 процентов.

11) Перейти на пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметь персонального управляющего (физическое лицо или управляющую компанию в форме акционерного общества), а жильцы такого дома смогут выбрать (непосредственно или через управляющего) обслуживающие организации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ). В настоящее время в России создано около пяти тысяч ТСЖ. Собственники квартир в ТСЖ пока не спешат объединяться.

12) Предусмотреть публичность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимой экспертизы.

13) Развивать жилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 году предполагалось увеличить объем строительства такого жилья с 40 миллионов квадратных метров (2004 год) до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовым источником должна была стать система ипотечного кредитования.

14) С целью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия его реформированию.   Государство   предполагало до 2011 года инвестировать 240 миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на  проведение модернизации  жилищно-коммунального хозяйства регионов   страны.   Для   получения   этих средств муниципалитетам (60 процентов на ремонт, 40 процентов на отселение) необходимо выполнить многочисленные условия. В частности, доведение доли коммерческих   предприятий,   работающих   в сфере ЖКХ, к 1  января 2009 года до 25 процентов, а к 2011 году - до 80 процентов, доли многоквартирных домов, управляемых ТСЖ, - до 5 и 20 процентов соответственно.   Конкретные  сроки   осуществления правительственного варианта реформы неоднократно переносились. У муниципалитетов  отсутствовали  достаточные средства на обеспечение населения качественными и доступными по цене жилищно-коммунальными услугами. Не имели и не  имеют средств на  содержание ЖКХ и неплатежеспособные граждане, как собственники жилья, так и его наниматели, а таких большинство. Преобладающая часть населения России  в тех или иных  формах  оказывает сопротивление правительственным планам реформирования ЖКХ.

 

 

 

 

 

Глава II. Оценка результатов проведения реформы ЖКХ на современном этапе и перспективы дальнейшего развития.

 

2.1. Проблемы  внедрения программы реформирования  ЖКХ в России.

 

Сегодня становится совершенно очевидным, что современные темпы реформирования отрасли достаточно низкие, и нужен мощный импульс, который обеспечил бы поступательное развитие отрасли и закрепил бы позитивную динамику основных экономических показателей. В этой связи критический анализ хода реформирования ЖКХ позволяет обратиться к условной формуле «успеха» реформирования данной отрасли. Слагаемые этого успеха должны быть включены в стратегию развития ЖКХ, при этом удельный вес отдельного слагаемого зависит от степени его влияния на общий процесс реформирования. Важным моментом здесь должна стать правильно построенная логическая цепочка взаимосвязанных между собой событий.

Практическая целесообразность программно-целевого подхода к реализации реформы регионального ЖКХ диктует  необходимость определения, в первую очередь, роли и места органов власти в этой цепочке с тем, чтобы обеспечить эффективность управления отраслью в рыночных условиях.

Действия местных органов  власти по реформированию жилищно-коммунального  сектора особенно актуальны в  свете принятия федеральных законов «Об основных принципах организации представительной, законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации» и «Об основных принципах организации местного самоуправления». Другое дело, готова ли сама местная власть модернизировать систему управления отраслью в свете тех требований, которые выставляет изменившаяся российская деловая среда.

Очевидно, что главный  ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе, - определение  правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом, а также создание мотивации для того, чтобы сфера ЖКХ была привлекательной для бизнеса9. По существу, у власти есть несколько ресурсов, которые определяют её отношение к коммунальному сектору. Один из них - это, прежде всего, собственность в виде муниципальных коммунальных предприятий. Наличие в ЖКХ сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так и возникающими при этом противоречиями между экономической природой производства услуг и социальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКХ. С точки зрения социальной значимости, ЖКХ призвано создавать необходимые условия для комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для развития частного бизнеса.

При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКХ, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, а также преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют в условиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКХ с учетом социально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса.

Организационно-экономический  механизм реформирования ЖКХ предусматривает совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение конечных целей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное сочетание источников финансирования, создание условий для деятельности частных управляющих организаций10.

Итак, в качестве субъекта рыночных отношений на формирующемся рынке  жилищно-коммунальных услуг определен, прежде всего, поставщик этих услуг, он же частный оператор, мотивация вхождения в рынок этого фигуранта вполне обоснована. Частный оператор имеет своею целью получение прибыли.

Следующего субъекта рыночных отношений представляет население  как потребитель жилищно-коммунальных услуг. Немаловажным фактором, способствующим успеху в преобразованиях ЖКХ, видится принятие населением идеологии реформы ЖКХ и понимание им необходимости проводимых мероприятий в обеспечение этой реформы. Здесь ожидается повышение активности населения, приобретение им соответствующих знаний для выстраивания договорных отношений с частными управляющими компаниями при условии ведения постоянной разъяснительной работы.

Что же касается органов местной  власти, которые в силу делегированных им государством полномочий обязаны  регулировать все процессы, связанные с модернизацией ЖКХ, то о них можно сказать следующее: они ещё не владеют в полной мере рыночными механизмами, не обладают достаточно профессиональным уровнем менеджмента, к тому же, в ходе реформирования ЖКХ должен измениться их функционал от управления отраслью к регулированию.

Совершенно ясно, что сегодня  во взаимоотношениях участников рынка  жилищно-коммунальных услуг (об этом свидетельствует  и зарубежный опыт) важно соблюдение ими баланса интересов.

Информация о работе Проблемы реформирования ЖКХ в России