Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:20, курсовая работа
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании. Недостаточное внимание службы персонала к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой неврабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. Соответственно эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, да и эффективность деятельности организации в целом, падает.
"Опыт" такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура адаптации.
Большинство людей, приступая к новой работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справляться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые члены Вашего коллектива приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений.
Так же для улучшения процесса адаптации можно использовать экономические, организационно-
Экономические методы ограничиваются предоставлением льгот: для рабочих - это понижение в первые месяцы работы норм выработки, а для управленческих работников и других служащих - более низкие требования.
Организационно-
Социально-психологические методы используются непосредственно уже в коллективе линейными руководителями или наставниками. Они основаны на формировании разнообразных связей с коллективом.
Чтобы организовать научно обоснованную систему управления профориентацией и адаптацией, необходимо исходить из следующих целей.
Для достижения этих целей в организациях целесообразно иметь в составе службы управления персоналом или отдельных специалистов, или самостоятельное подразделение по профориентации и адаптации кадров.
Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). На малых предприятиях эту работу должен выполнят отдел кадров, непосредственно Начальник кадров. Также в осуществлении процесса адаптации непосредственное участие должны принимать линейные руководители.
Такая работа должна быть направлена на сотрудников, которым нужна помощь по профессиональной ориентации и переориентации, на выпускников подшефных школ, которые стоят на пути выбора своей дальнейшей профессии, а также на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Результаты исследования проблемы адаптации на предприятии Ульяновский моторный завод показали, что проблема существует и что руководство вполне по силам решить ее.
В теоретической части рассмотрели, что являет собой адаптация и что важнейшим приоритетом в организации является производственная адаптация, как эффективней всего ее проводить и какие цели она преследует. Все больше организаций серьезней стали относиться к проблеме адаптации нового сотрудника на рабочем месте, повышения результативности его деятельности, введению в коллектив. Как важно, чтобы человек, пришедший на новое место работы, как можно быстрее почувствовал себя частью единого коллектива, важно как для организации, так и для человека. К сожалению, у нас мало практикуют адаптацию в связи с потерей работы и переквалификацией. На Западе считаются с проблемами не только организации, но и людей, работавших там, они прекрасно понимают, что для многих работа и коллектив – второй дом, потеря которых для них трагедия.
Приложение №1
Приложение №2
С планом адаптации ознакомлен
______________(Ф.И.О.)
Лист оценки адаптанта
Предмет оценки | эффективно | неэффективно | примечания |
Результаты выполнения поставленных задач (оценивается руководителем) |
|
|
|
знания |
|
|
|
Усвоение функциональных обязанностей |
|
|
|
Коммуникация |
|
|
|
Профпригодность |
|
|
|
Организационная приверженность |
|
|
|
Здесь Вам предлагается высказать свое мнение по совершенствованию процедуры адаптации |
Лист оценки адаптантом эффективности пройденной им программы адаптации
Составляющие программы адаптации | эффективно | неэффективно | пояснения |
Традиции предприятия |
|
|
|
Задачи плана адаптанта |
|
|
|
Функциональные обязанности |
|
|
|
Системы социального обеспечения |
|
|
|
Неформальные правила поведения |
|
|
|
Правила внутренней дисциплины |
|
|
|
Взаимодействие с коллективом |
|
|
|
режим безопасности и коммерческой тайны |
|
|
|
техника безопасности |
|
|
|
Структура и иерархия |
|
|
|
история предприятия |
|
|
|
системы оплаты труда |
|
|
|
Здесь Вам высказать свое мнение по совершенствованию процедуры адаптации |
Приложение №3
Анкета адаптации сотрудника
Уважаемый сотрудник!
Предлагаем Вам принять участие в исследовании процесса адаптации работников на предприятии «Ульяновский моторный завод». Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается человек на новом месте работы, и для разработки программы помощи адаптирующимся. Мы надеемся, что, искренне отвечая на вопросы этой анкеты, выявляя моменты, на которые руководству и отделу работы с персоналом следует обратить внимание, Вы поможете быстрее освоиться на предприятии не только себе, но и будущим новичкам.
1. Как долго продолжается Ваше освоение в условиях нового места работы? (нужное подчеркнуть)
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Ещё не закончено
2. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть)
Профессиональные обязанности
Вхождение в коллектив
Условия труда
Другое
Конкретизируйте_______________
3. Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным?
______________________________
4. Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?
______________________________
5. В каких случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто?
______________________________
6. Как долго Вам нужна была в работе помощь коллег? (нужное подчеркнуть)
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Ещё потребуется после адаптации
7. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками? (нужное подчеркнуть)
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Ещё не овладел
8. Что, как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации?
______________________________
9. Бывают ли у Вас конфликты?
| Время от времени | Редко | Не бывают |
С руководителем |
|
|
|
С кем-либо из коллег |
|
|
|
Информация о работе Управление трудовой адаптацией персонала, его психологические особенности