Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Введение
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
1.2. Адаптация персонала
1.3. Краткая характеристика опыта профориентации и адаптации персонала
Глава 2. Управление профориентацией и адаптацией персонала
2.1. Цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией персонала в организации
2.2. Направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала в организации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
1.2. Адаптация персонала
1.3. Краткая характеристика опыта профориентации и адаптации персонала
Глава 2. Управление профориентацией и адаптацией персонала
2.1. Цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией персонала в организации
2.2. Направления деятельности подразделения по управлению профориентацией и адаптацией персонала в организации
Заключение
Список литературы
Глава 1. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
1.1. Профессиональная ориентация персонала
Профессиональная ориентация и
адаптация выступают важным составным
элементом системы подготовки кадров
и являются регулятором связи
между системой образования и
производством. Они призваны способствовать
покрытию потребностей организаций
в рабочей силе в необходимом
качественном и количественном отношении
для повышения их прибыльности и
конкурентоспособности.
Профессиональная ориентация представляет
собой систему мер по профинформации,
профконсультации, профподбору и профадаптации,
которая помогает человеку выбирать профессию,
наиболее соответствующую потребностям
общества и его личным способностям и
особенностям. Неполное использование
возможностей работника в трудовой деятельности
не только наносит ущерб его собственному
развитию, но и оборачивается потерей
для организации. Разрыв между профессиональной
подготовкой и содержанием трудовых функций,
выполняемых работником, снижает его интерес
к труду, работоспособность, что в конечном
счете ведет к падению производительности,
ухудшению качества продукции, к росту
профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть еще одна важная задача профориентации
- содействие быстрым структурным
сдвигам в занятости. В настоящее
время многоукладная экономика
предоставляет работникам с разными
способностями и интересами возможность
найти место на трудовом поприще.
В идеальном случае сокращение рабочих
мест должно проводиться только тогда,
когда будут, созданы условия
для переобучения высвобождаемых работников
с учетом мотивационного механизма
выбора профессии, когда начнут действовать
программы по созданию новых рабочих
мест в приоритетных для общества
областях. Пока управленческие работники
не воспримут профориентацию как
метод регулирования
Чтобы выявить и развить
Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Сложились следующие формы
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является трудовая адаптация.
1.2. Адаптация персонала
Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Выделяют два направления
В условиях функционирования рынка
труда возрастает роль вторичной
адаптации. При этом необходимо внимательно
изучать опыт зарубежных фирм, которые
уделяют повышенное внимание первичной
адаптации молодых работников. Данная
категория персонала нуждается
в особой заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Рис.1 Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
Отметим, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
структурного закрепления
организации технологии процесса адаптации;
организации информационного обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям.
1. Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям организации, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.
3. Развитие наставничества, которое в последние годы в отечественных организациях незаслуженно забыто.
Задачами подразделения или
специалиста по управлению адаптацией
в области организации
Информационное обеспечение
1.3. Краткая характеристика
опыта профориентации и
Дадим краткую характеристику опыта профориентации и адаптации персонала.
Профессиональная ориентация и
адаптация должны содействовать
быстрым структурным сдвигам
в занятости при одновременном
поддержании безработицы на возможно
низком уровне. Однако практическое решение
этой задачи тормозится неразвитостью
рынка труда. Государственная служба
занятости пока не в состоянии
эффективно управлять профориентацией
и адаптацией. Механическое заполнение
вакантных рабочих мест, унаследованное
от службы организованного
Интересен в этом отношении опыт решения этих проблем в Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10-12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т.е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятые в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Основной смысл начального обучения - знакомство новичков с компанией, принципами взаимоотношений сотрудников, традициями, обычаями, ритуалами, т.е. в моральной подготовке к работе.
Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы - от программ, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии. Программы подразделяются на общие и специализированные. Как правило, вопросы общей программы касаются информации о предприятии в целом. Вот некоторые вопросы, затрагиваемые этой программой: 1) общее представление о компании, приветственная речь, цели, приоритеты, традиции, нормы, продукция, виды деятельности, данные о руководстве, внутренние отношения; 2) ключевая политика; 3) оплата труда; 4) дополнительные льготы; 5) охрана труда и техника безопасности; 6) работник и его отношения с профсоюзом; 7) служба быта; 8) экономические факторы: прибыль, стоимость рабочей силы, стоимость оборудования, ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Специализированная программа затрагивает проблемы, касающиеся конкретного подразделения или отдела фирмы. Например, следующие: функции подразделения; обязанности и ответственность; требуемая отчетность; правила и предписания; осмотр подразделения, представление сотрудников.
Информация о работе Управление профориентацией и адаптацией персонала