Как показывает опыт отечественных
организаций, в нашей стране недостаточно
внимания уделяется проблеме профориентации
и адаптации. К сожалению, управленческие
работники не до конца понимают значение
профориентации и адаптации как
методов регулирования предложения
рабочей силы в организации. К
тому же сейчас управленческое звено
народнохозяйственного и отраслевого
уровней ослаблено в организационно-методическом
отношении, что привело к образованию
множества органов управления в
регионах (центры профориентации и
занятости, кабинеты профориентации в
школах, специальных учебных заведениях,
в организациях) без достаточной
регламентации их полномочий.
Узкая ведомственность противодействует
развитию прямых связей органов управления
профориентацией и адаптацией. И
это не позволяет устранить организационные
недостатки в практике профориентации
и адаптации, углубляя их на каждом
последующем уровне управления. Поэтому
именно на уровне основного звена -
организации - необходимо прежде всего
преодолеть недостатки в формировании
личности работника путем выявления
у него резервов психофизического и
мотивационного механизмов выбора профессии,
приведения их в действие с учетом
личных и общественных потребностей.
Главной задачей профориентационной
работы и адаптации должно стать
преодоление дисбаланса потребности
в профессиональном труде между
работником и организацией. Ведь организация
заинтересована в повышении конкурентоспособности
своей продукции, а это требует
отбора как высокоэффективных технологий
и техники, так и наиболее способных
работников. Чем выше уровень развития
работника с точки зрения совокупности
его профессиональных знаний, умений,
навыков, способностей и мотивов
к труду, тем быстрее совершенствуется
и более производительно используется
вещественный фактор производства. Одной
из задач профориентационной работы
и адаптации является установление
взаимодействия между общеобразовательными
школами, учреждениями профессиональной
подготовки и предприятиями, которые,
в свою очередь, должны иметь возможность
оперативно выявлять ресурсы рабочей
силы необходимой квалификации и
удовлетворять потребности в
кадрах. В этой связи целесообразно
развивать комплексы трех типов:
комплексы региональной направленности,
ориентированные на регион или группу
организаций региона; комплексы
отраслевой направленности, создаваемые
при базовых организациях отраслей;
местные комплексы в организациях,
заключающих договоры о прямых связях
со специальными учебными заведениями.
Глава 2. Управление
профориентацией и адаптацией персонала
2.1. Цели и задачи
системы управления профориентацией
и адаптацией персонала в организации
Изучение отечественного опыта
показывает, что, как правило, специальной
службы, которая бы занималась вопросами
профориентации и адаптации в
организации, не существует. Формально
функции по профориентации выполняет
специалист по подготовке кадров, который
работает с выпускниками подшефных
школ.
Вопросами адаптации занимаются отдельные
работники из разных подразделений.
Это инспектор отдела кадров, линейные
руководители или коллеги по работе.
Их главная цель - сделать процесс
адаптации, приспособления молодых
работников к предприятию как
можно более коротким и безболезненным.
Отметим, что проведение процессов
как первичной, так и вторичной
адаптации не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг
на друга и выглядят следующим
образом. Процесс адаптации непосредственно
начинается в отделе кадров при приеме
и оформлении на работу. Инспектор
отдела кадров проводит небольшую беседу,
в которой в общих чертах знакомит
с предприятием, отделом или цехом,
где предстоит работать новичку.
Затем он провожает нового работника
на его рабочее место и представляет
непосредственному руководителю. А
тот, в свою очередь, проводит знакомство
с коллективом, с коллегами по
работе, с рабочим местом. По своему
усмотрению руководитель может прикрепить
к новичку наставника из числа
более опытных и старших работников.
Как правило, еще в течение
месяца руководитель проводит периодические
беседы с новым работником, интересуясь
трудностями, которые у того возникают,
его успехами, и дает систематическую
оценку работы. Контроль за ходом процесса
адаптации со стороны отдела кадров
не проводится. В некоторых организациях
выдаются специальные брошюры с
описанием того или иного вида
производства, рабочего места, профессии
или должности.
При организации научно обоснованной
системы управления профориентацией
и адаптацией исходят из целей
и задач организации (рис.2.).
Рис. 2. Цели и задачи системы управления
профориентацией и адаптацией персонала
в организации
Для достижения этих целей в организациях
целесообразно иметь в действующих
подразделениях по управлению персоналом
специалистов или самостоятельное
подразделение по управлению профориентацией
и адаптацией кадров. Штат такого подразделения
должен состоять как минимум из двух
человек: профконсультанта (профессиональная
ориентация) и менеджера по персоналу
(отбор, подготовка и адаптация работников).
В осуществлении процесса адаптации
непосредственное участие принимают
линейные руководители.
Функции этого подразделения должны
быть ориентированы на работников,
которым нужна помощь в профессиональной
ориентации и переориентации, а также
выпускников подшефных школ, которые
стоят перед выбором своей
дальнейшей профессии, и на новых
работников, пришедших в организацию
или поменявших место работы внутри
нее.
Подразделение по управлению профориентацией
и адаптацией должно выполнять следующие
функции:
- изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка труда, проводить мероприятия по адаптации к нему, осуществлять соответствующую переструктуризацию кадрового потенциала;
- участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
- участвовать в расстановке кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, проведении ротации и внутрипроизводственных перемещений кадров, формировании стабильного трудового коллектива;
- участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
- организовывать взаимодействие с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
2.2. Направления деятельности
подразделения по управлению
профориентацией и адаптацией
персонала в организации
Важнейшие направления деятельности
подразделения по управлению профориентацией
и адаптацией персонала в организации
приведены на рис. 3.
Рис. 3. Направления деятельности подразделения
по управлению профориентацией и адаптацией
персонала в организации
В обязанности профконсультанта входят:
- Профессиональная консультация для работников организации;
- Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии;
- Участие в найме и отборе персонала;
- Организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников;
- Налаживание связей с ПТУ;
- Организация оборудования кабинета профориентации в организации;
- Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации;
- Организация разработки профессиограмм;
- Организация тематических вечеров для школьников;
- Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления организации;
- Организация в школах выставок литературы о выборе профессии;
- Проведение группового обследования профессиональной направленности школьников;
- Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации;
- Проведение в организации дня открытых дверей;
В
обязанности менеджера по персоналу
входят:
- Организация ознакомления с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;
- Представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
- Организация экскурсии по рабочим местам;
- Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
- Организация обучения (совместно с отделом обучения);
- Введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем).
Для новых работников организуется
специальный курс обучения и воспитания,
призванный наиболее быстро и рационально
адаптировать их к стилю и методам
работы в организации или в
подразделении. Формами адаптации
могут быть лекционные и семинарские
занятия непосредственно в организации:
выездные занятия на специальной
учебной базе с приглашением специалистов
и экспертов; выездной групповой
тренинг.
В работе по проведению адаптации
новых работников менеджер по персоналу
должен использовать специально разработанную
программу. Программа адаптации
делится на общую и специализированную.
Общая программа адаптации касается
в целом всей организации и
затрагивает следующие вопросы.
1. Общее представление об организации:
приветственная речь; тенденции
развития, цели, приоритеты, проблемы
предприятия; традиции, нормы; продукция
и ее потребители; виды деятельности;
организация, структура, связи;
информация о высшем руководстве,
внутренние отношения.
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы, виды страхования,
выходные пособия; пособия по
болезни, болезням в семье,
пособия по материнству; размер
пенсии; возможности обучения на
работе.
4. Охрана труда и техника безопасности:
меры предосторожности; правила
противопожарной безопасности и
контроля; правила поведения при
несчастных случаях; здравоохранение
и места оказания первой медицинской
помощи.
5. Отношения работников с профсоюзами;
сроки и условия найма; назначения,
перемещения, продвижения; права
и обязанности работника; выполнение
постановлений профсоюзов; дисциплина
и взыскания.
6. Служба быта: питание; комнаты
отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы
адаптации проводится специализированная
программа адаптации. Она охватывает
вопросы, связанные конкретно с
каким-либо подразделением или рабочим
местом. Обычно эту программу проводят
линейные руководители или наставники.
Эта программа включает в себя
следующие вопросы.
1. Функции подразделения: цели
и приоритеты; организация, структура
и функции; взаимоотношения с
другими подразделениями.
2. Обязанности и ответственность;
детальное описание текущей работы
и ожидаемых результатов; разъяснение,
почему эта конкретная работа
важна, как она соотносится
с другими видами работ в
подразделении и на предприятии
в целом; длительность рабочего
дня и расписание; требования
к качеству выполняемой работы.
3. Правила-предписания: правила,
характерные только для данного
вида работы или данного подразделения;
правила техники безопасности; отношения
с работниками других подразделений;
питание, курение на рабочем
месте; телефонные переговоры
личного характера в рабочее
время.
4. Осмотр подразделения: местоположение
кнопки пожарной тревоги, входы
и выходы; места для курения;
места оказания первой помощи.
5. Представление сотрудникам подразделения.
Данную программу можно использовать
как для первичной, так и для
вторичной адаптации. Так как
адаптация молодых работников, которые
еще не имеют профессионального
опыта, отличается тем, что она заключается
не только в усвоении информации об
организации, но и в обучении самой
работе, в программу адаптации
обязательно должно входить обучение.
Особые потребности в адаптации
испытывают сотрудники старшего возраста.
Они также нуждаются в обучении
и их потребности в чем-то схожи
с потребностями молодых работников,
но им зачастую труднее вписаться
в коллектив. Свои особенности имеет
адаптация женщин, возвратившихся на
работу после отпуска по уходу
за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся
после прохождения учебных курсов.
Все это нельзя оставлять без
внимания и необходимо учитывать
при составлении программ по адаптации.
-